Главный риск цветочного бизнеса — порча товара. Цветы вянут, поэтому их важно быстро продать. Однако высокие наценки — от 40 до 150% — позволяют магазинам избежать потерь. Более того, расположенная
Как правило, цветочный бизнес начинают со стандартного набора услуг — оформления и продажи букетов и сопутствующей продукции, доставки цветов. Эксперты советуют включить в ассортимент керамику, горшочные растения, почвогрунты и удобрения. «Цветы — скоропортящийся товар, возможные потери необходимо компенсировать», — объясняет Ирина Власова, коммерческий директор ООО «Дизайн-цветы». Ирина Ладейщикова, арт-директор цветочного бюро «Флер»: «60% в структуре продаж у нас занимает срезка. Остальные 40% приходятся на сегмент комнатных растений и керамики. Весной мы больше внимания уделяем продажам семян и посадочного материала».
Активность продаж зависит от сезона и числа праздничных дней. Объемы реализации начинают расти с февраля — Дня святого Валентина, к 8 Марта достигают пика. Поэтому эксперты советуют начинать бизнес заранее. «Лучше всего открыться в декабре, чтобы захватить Новый год, получить первую клиентуру. От января ждать продаж не стоит — месяц пустой, как и везде в торговле. Зато потом вы успеете плавно подготовиться к 8 Марта и получить максимальную прибыль», — говорит г-жа Ладейщикова.
Цветочный магазин реально разместить на 20 кв. м, считает Ирина Власова: «Холодильник для хранения цветов можно установить прямо в торговом зале, букеты составлять там же». Ирина Ладейщикова рекомендует все же предусмотреть подсобные помещения: «Необходимо как минимум 50 кв. м. Хранить запас цветов в упаковках прямо в демонстрационном зале неудобно. Для самого зала необходимо хотя бы 30 кв. м, еще помещение для камеры-холодильника и 5-10 кв. м для отдельного склада сопутствующей продукции».
Аренда 50 кв. м в центре города обойдется в 50-70 тыс. руб. в месяц, оценивают участники рынка. Обычно в помещении делают минимальный ремонт — наклеивают обои и красят (затраты — от 30 тыс. руб.). Над входом лучше повесить вывеску (20-30 тыс. руб.), обустроить входную группу — двери, крыльцо (от 50 тыс. руб.).
«На первых порах лучше ориентироваться на широкую аудиторию, предлагая недорогое оформление букетов. Такой магазин логично открывать на оживленных улицах и вблизи дорог. Если точка нацелена на быструю и массовую продажу отдельных цветов, лучше выбрать место около остановок транспорта».
Какой персонал нанять?
Обычно цветочные магазины работают без выходных с 8.00 до 21.00 или до 22.00. Небольшой торговой точке потребуются два продавца, занимающихся заодно и оформлением букетов. К примеру, в магазине «Дизайн-цветы» два сотрудника сменяют друг друга через неделю. «У них почасовая система оплаты, примерно 65 руб. в час. Плюс ежеквартальные премии до 3-9 тыс. руб.», — рассказывает Ирина Власова. В большинстве точек работникам платят процент от заказа — в среднем 5-7%, отмечает Ирина Ладейщикова. Заработок продавца при этом составляет 10-12 тыс. руб.
Продавцам необходимы специальные знания: сотрудники должны представлять, как сохранить цветы в домашних условиях, и уметь составлять несложные букеты. Поэтому стаж работы в цветочном бизнесе и наличие художественных способностей приветствуются.
Профессиональный дизайнер-флорист понадобится только салону, который предлагает услуги по оформлению интерьеров, подготовке торжеств и т. п. Ирина Власова: «У нас продавцы могут сделать любой «коммерческий» букет. Дизайнер-флорист занимается более изысканными или крупными заказами». Зарплата флориста — те же 7%, но сумма получается выше (от 12 до 25 тыс. руб. в месяц), так как оформленные им букеты и композиции стоят в два и более раз дороже.
Цветочному магазину требуется бухгалтер и водитель с личным автомобилем, который будет привозить продукцию с оптовых складов и доставлять готовые заказы. Оба сотрудника обычно работают по совместительству, получая около 5-6 тыс. руб.
«На первых порах можно прямо в торговый зал поставить пару обычных холодильников для напитков объемом 2-3 куб. м по цене от 30 тыс. руб. Из минимального ассортимента цветов в постоянном охлаждении нуждаются в основном розы, а хризантемы и гвоздики можно хранить и при комнатной температуре».
Где закупать товар?
Оптовые поставщики цветов сотрудничают с зарубежными либо с местными производителями. Первые привозят продукцию из Колумбии, Эквадора, Голландии, Израиля, поэтому заказ необходимо делать примерно за две недели. Ирина Власова уточняет, что поставляемые цветы различаются по свежести: «Наши цветы поставляются в магазины в течение одного-двух дней, продукция из-за рубежа приходит как минимум через десять дней после срезки». С другой стороны, поставщики местных хозяйств серьезно проигрывают иностранцам по ассортименту. Г-жа Власова уточняет, что отечественные производители предлагают в основном розы (10-15 сортов), лилии, ирисы, гиацинты, тюльпаны: «Причем те же розы мы можем купить у них лишь с конца февраля до конца ноября». Зарубежные поставщики располагают более чем 50 видами продукции, включая зелень: одних только роз предлагают около 40-50 сортов. Стоимость импортных и уральских цветов не отличается. В среднем одна роза стоит около 45 руб. Магазин, работающий на рынке год и более, может рассчитывать на отсрочку платежа в семь-десять дней с момента оформления заказа. У новичка оптовики попросят предоплату от 50 до 100%.
Эксперты рекомендуют для начала заказать минимальные партии (по 25 штук) наиболее продаваемых цветов — роз, гвоздик, хризантем, лилий, тюльпанов (в зависимости от сезона). Ирина Ладейщикова: «Сложно заранее определить, что будет больше пользоваться спросом». Необходимо учитывать стойкость цветка. Роза при правильном подходе хранится около двух недель, хризантема — до месяца, гвоздика, тюльпаны — до двух месяцев.
«Если холодильник маленький, можно хранить партию прямо у поставщика. Оптовики обычно с пониманием относятся к новичкам и не берут за это дополнительную плату. Приезжать за своими цветами можно хоть каждый день».
Как привлечь покупателей?
Эксперты считают, что основной метод привлечения клиентов в небольшой цветочный магазин — удачное расположение и заметная вывеска. Ирина Ладейщикова: «Перед мартовскими праздниками мы разместили растяжку на две недели, затратив 30 тыс. руб. Но ни один из клиентов не сказал нам, что он пришел по ней». Ирина Носова, директор ООО «Дикая орхидея», рассказывает, что вводила карточную систему скидок, но она не прижилась. Магазины также размещают информацию о себе в Интернете, в частности на сайте «Уралфирм», или в телефонных справочных службах, таких как «Что? Где? Почем?». Там наводят справки о цветочных точках многие потенциальные клиенты — говорят специалисты. Размещение в телефонной справке стоит около 6 тыс. руб. за полгода.
Активная реклама необходима крупным салонам, центрам флористики и дизайна. Расходы на нее, по оценке Марии Графовой, арт-директора центра модной флористики «Идеалист», должны достигать 10% от оборота. Компания г-жи Графовой тратит эту сумму на размещение на радио, в глянцевых изданиях (в том числе специализированных, таких как «Свадебный вальс»), на наружную рекламу, промоакции, раздачу листовок, фирменную полиграфию.
Магазины делают высокую наценку на срезанные цветы — от 40 до 150%. Ирина Власова: «Хорошо, если из 25 роз мы продадим 15. Как минимум пять из них уже придут негодными. Еще половина испортится при хранении. Изначальная наценка в 40% на каждый полученный у оптовиков цветок выливается в 100-150% удорожания сохранившейся продукции». Сопутствующие товары вырастают в цене меньше: керамика — примерно на 30%, комнатные растения — на 50%.
Лидеры продаж в цветочном магазине — букеты из срезанных цветов с оформлением (средняя стоимость — 850 руб.). На горшочные растения приходится три покупки из десяти. Комнатный цветок стоит от 500 до 1300 руб. Также малый цветочный магазин продает от трех букетов невесты (по 800-2000 руб.) в месяц. По словам Юлии Самуиловой, арт-директора центра флористики и дизайна «Арт и Шок», растет популярность услуги доставки цветов — она обойдется заказчику в 200 руб.
Чтобы магазин работал в ноль, ему необходимо семь клиентов в день, подсчитали эксперты. В среднем посетители купят товара на 6-7 тыс. руб. При месячных оборотах меньше 180-200 тыс. руб. заниматься этим бизнесом бессмысленно, уверены игроки. В давно работающих магазинах количество покупателей достигает 30 человек в день. Чтобы этого добиться, нужно успешно проработать хотя бы три года, поясняют специалисты. В первый год можно рассчитывать на посещаемость 10-15 человек в день. Магазин будет приносить 40-50 тыс. руб. прибыли. Первоначальные вложения при благоприятном развитии ситуации можно вернуть за семь месяцев, при менее удачном — за год, уверены эксперты.
bonus
Направления для дальнейшего развития
Цветочный магазин может перерасти в салон, предоставляющий услуги флористического дизайна интерьеров. Для этого нужно обучить сотрудников флористике. Специалисты рекомендуют московские и зарубежные курсы (Швейцария, Германия, Япония). Мария Графова: «Модные тенденции во флористике как в дизайне формируются не у нас». По ее словам, продолжительность обучения варьируется от трех дней до трех лет, стоимость — от $150 до $15 тыс. Чтобы поддерживать уровень, придется минимум трижды в год посещать выставки, семинары, мастер-классы. Обычно они проходят в Москве, обучение на них стоит около 1,5 тыс. руб. в день. Затраты компенсируются в будущем за счет более дорогих заказов на оформление интерьера (от 20-60 тыс. руб.). После введения новых услуг доходы магазина цветов, как оценивает г-жа Графова, могут вырасти как минимум в три раза.
детали
На чужих ошибках
Ирина Власова
коммерческий директор магазина «Дизайн-цветы»:
«Мы пробовали покупать цветы за рубежом без посредников. Нам отправляли их из Колумбии, Израиля. Цветы приходилось ждать, встречать партию в аэропорту, самим растаможивать, проходить фитосанитарный контроль. В итоге мы теряли время, которое могли бы потратить на увеличение продаж. К тому же мы не рассчитали транспортные расходы: партии цветов были маленькими, наценки на каждый цветок — большими. Экономия на посредниках — 1-2 руб. на цветок, но она себя не оправдала. Работать напрямую выгодно, только если в вашей сети более пяти магазинов».
Ирина Носова
директор магазина «Дикая орхидея»:
«Если магазин расположен на окраине, ему не нужно рекламировать себя в масштабах города. Мы давали рекламу на «Радио Си». Эффекта в нашем микрорайоне (Эльмаш) не ощутили. Пробовали размещаться в таких глянцевых журналах, как «Я покупаю», — тоже безуспешно. Зато когда реклама прозвучала в эфире корпоративного радио Уралмашзавода, находящегося недалеко от нас, поток клиентов увеличился в разы».
Юлия Самуилова
арт-директор центра флористики и дизайна «Арт и Шок»:
«Начиная заниматься цветочным бизнесом 13 лет назад, я привезла для продажи большую партию дорогой керамики и экзотических тропических цветов. Ориентировалась на Москву, где эта продукция пользовалась спросом. Но здесь товар оказался невостребованным — партию раскупали два-три года, нам пришлось постепенно снизить цены. Оказалось, что число потребителей такой продукции не превышает 1-2%. Екатеринбург отстает от Москвы по уровню развития флористики лет на десять, причем такая диспропорция сохраняется до сих пор».
итоги
Цена входного билета
Расчет для магазина, арендующего 50 кв. м в центре Екатеринбурга. Услуги — продажа цветов, оформление букетов, продажа комнатных растений. В штате два продавца, которые получают 7% от выручки. Режим работы магазина: с 8.00 до 22.00. Посещаемость — 13 человек в день. Средний чек за букет — 850 руб., за горшочный цветок — 870 руб. В месяц продается 3 букета невесты и осуществляется доставка цветов по 10 адресам.