«Чем больше человек достиг и повидал, чем многограннее опыт, тем более притупляется ощущение удовольствия. Ему нужно пройти по грани, пощекотать нервы, испугаться...». Колонка Олега Кузина на DK.RU.
Олег Кузин, заведующий отделением № 2 (Психосоматический центр) Областной клиники неврозов «Сосновый бор»:
— В русском языке есть выражение «страшно интересно». Странно, не правда ли? Нам бы стоило двигаться в разные стороны при возникновении этих чувств: убегать от пугающего и стремиться к интересному. Почему же они вместе? Человеку интересно то, что приносит ему удовольствие, но к хорошему быстро привыкаешь — это значит, что реакция на один и тот же стимул притупляется.
Чтобы получить прежнее удовольствие, нужно усиление стимула, разгон.
Особенно сильны чувства на пределе возможностей, даже чуть дальше — там, где начинается страх. Чем больше человек достиг и повидал, чем многограннее опыт, тем более притупляется ощущение удовольствия. Ему нужно пройти по грани, пощекотать нервы, испугаться, чтобы адреналин забегал по жилам и снова захотелось вкусить радость жизни. Он один раз перешагивает через страх, второй, желание набирает обороты, и так, незаметно, появляется зависимость — хочется раз за разом преодолевать себя. Получение адреналина становится самоцелью. Один мой друг в детстве был хилым, хлипким мальчиком, его часто лупили. Чтобы перестать бояться, он начал осваивать боевые искусства. Постепенно развился настолько, что никто и не думает подойти к нему, бросить вызов, да он и сам уже давно никого не боится, но ему мало — он продолжает ходить на тренировки и постоянно ищет свой предел.
Для мужиков ощущение «я могу» едва ли не ключевой мотиватор. Сильнее страха. Оно также провоцирует искать новые пределы.
Сначала это может быть карьера в найме, затем ему хочется еще больше свободы, тогда он создает собственный бизнес, развивает его, достигает поставленных целей.
Но в какой‑то момент понимает, что его бизнес-цели запрограммированы больше логикой развития бизнеса, чем им самим. Бизнес — заданная модель. Есть алгоритмы, парадигмы, рамки, это отчасти напоминает школу или институт, где задачи ставятся извне. Делай так — получишь то. Внедришь CRM — получишь контроль над клиентами. В этот момент у него пропадает понимание собственной роли в этой игре. Кто он? Чего на самом деле хочет? Экстремальная ситуация, когда ты на грани выживания, в данном случае — палочка-выручалочка. Человек оказывается один на один с собой, включаются его животные инстинкты, его суть прет наружу.
Страшно всем, только одни бегут от страха, глушат его внутри, а потом, вдруг оказавшись в замкнутом пространстве, бьются в истерике, другие — разворачиваются к страху лицом и прут напролом. Эта традиция берет начало в подростковых протестах. Ради ощущения собственной нужности, значимости дети на пике обиды выкрикивают: «Я умру, вы пожалеете!». В идеале, чтобы все уж точно пожалели, надо умереть героически — слететь с самой высокой горы, спрыгнуть с небоскреба. В большей степени это выливается в подростковый экстрим, когда, к примеру, делают селфи над пропастью.
Был в моей практике такой эпизод: привели тринадцатилетнюю девочку, она из очень обеспеченной семьи, в 1997 году у них был свой многоквартирный дом. Понятно, какой институт девочка окончит после школы, каким предприятием будет руководить, семья обеспечена всем на несколько поколений вперед; в жизни девочки не могло появиться левого пассажира. Вроде родители построили ей рельсы в счастливую жизнь. А чего, спрашивается, девочку к психотерапевту привели? Девочка пыталась покончить с собой. Почему? Потому что у нее отобрали столь важное для каждого право на самоопределение, на решение «кто я?», что получается только на основании своих достижений.
За девочку всё решили. В этой ситуации сделать что‑то значимое она не могла, единственное, что ей оставили в собственное управление, — ее жизнь, вернее, возможность умереть. Она в это и стала играть. И это далеко не единичный случай, когда, экстремально играя с жизнью, пытаются выйти из тени родных, получить внимание, отличиться.
Обычно история самоопределения начинается в подростковом возрасте, а у некоторых она не заканчивается и в пятьдесят лет.
Они выходят к медведю грудь нараспашку, намеренно лезут на рожон, провоцируют агрессию. Им важно поймать ощущение, что они реально чем‑то управляют, пускай даже это управление на уровне ростка, пробивающегося через асфальт. Сейчас недоуменно смотрят скорее на того, кто не рискует, чем на того, кто рискует. И если раньше больше говорили про бизнес, то сейчас про то, кто что покорил, кто куда забрался и кто как вскарабкался.
Страх выполняет и лечебную функцию. Когда в бизнесе маски-шоу, человек переживает и инстинктивно ищет отдушину. Ну не выдерживает психика, когда в голове постоянно пульсирует «что будет-что будет», сердце колотится… И в такой ситуации, как на нефтяной вышке, пожар тушат мощным взрывом. Управляемый стресс по борьбе с собственными страхами дает положительный эффект. Если человек находит способ, как побывать на грани, но остаться в живых, эта доминанта вытесняет остальные — вытесняет мысли, что в бизнесе раздрай, что в семье — развал. Его перестает беспокоить то, о чем он раньше переживал и парился.
Однако и у вполне себе благополучных и сытых не пропадает желание пощекотать нервы. Мне почему‑то вспоминается принцип Питера, которое гласит, что в любой иерархической системе человек движется до уровня своей профессиональной некомпетентности. Иными словами, человек делает карьеру, достигает определенного уровня и стабилизируется. Но внутри него моторчик не сел, он его подтачивает — давай дальше, жми! И здесь экстремальное увлечение, когда он выходит один на один со страхами, ему помогает. Нередки случаи, когда из такого увлечения впоследствии вырастает и новый бизнес. Правда, здесь есть психологический нюанс — если это единственный вариант компенсации, то может башню снести настолько, что ничего не остановит, он постоянно будет планку отодвигать, отодвигать, пока не сделает непоправимого шага. Если же таких компенсаций несколько, тогда от каждого экстрима человек чуть меньше зависим.
Единственный способ окончательно избавиться от страха — сойти с ума, потерять контакт с реальностью.
Есть такое понятие «дереализация» — чувство нереальности происходящего. Я сам в детстве его испытал. Мчался с горки на велике, разогнался, и тут — хыч! — поворот. Я думаю: сейчас я по краю щебенки, как по виражу, пролечу. А оказалось, никакого утрамбованного края нет, щебенка крупная, тормоз не срабатывает, и руль не повернуть — начинает колбасить. И тут я отключаюсь, как будто смотрю кино и вижу, как экран с деревьями движется на меня. Это такая защитная реакция — отключить все чувства, иначе можно свихнуться. В этом причина, почему в отключке человек выживает в заведомо смертельном случае.
Так, к примеру, один из пациентов в психотическом состоянии остался жив, выйдя с 14‑го этажа. Помню, тогда первое, что я увидел, придя в 23‑ю больницу, — это квадратные глаза травматологов: «Мы не понимаем, как так — человек с табурета падает, собрать не можем, а тут вышел с 14‑го этажа, и у него ни перелома позвоночника, ни сотрясения головного мозга, ни тупой травмы живота, единственное — перелом шейки бедра без смещения». То есть парень вышел с 14‑го этажа — как лечить? А наложить гипс и отпустить домой. Это состояние хоть и защитное, но ненормальное — оно вырубает инстинкты.
Погоня за эмоциями и преодоление страхов хорошо показаны в фильме «Адреналин». Там герой, чтобы выжить, постоянно адреналин разгоняет и чего только ни пробует. И это ускорение доводит до саморазрушения. Это не наркотическая зависимость, а зависимость от состояния, когда ты в тонусе, когда чувствуешь, что у тебя обострены буквально все рефлексы, когда твое мышление ясное, лишенное сомнений. Но в этот момент весь организм тоже напряжен, он в состоянии постоянной мобилизации. А чем это чревато? Тем, что рано или поздно теряется бдительность. Надо научиться получать удовольствие от малого, сбавить обороты.
У наркозависимых есть понятие «омолодился». Это когда после пережитой ломки человек может вновь получать удовольствие с малой дозы.
Когда вы в очередной раз убеждаете себя: «Я не боюсь», переждите, переломайтесь, научитесь контролировать риск, наслаждаться малым, а не поддаваться на провокацию страхов. Иначе однажды будет только страшно, но неинтересно.
Рубрика «Будь здоров!». Материал подготовила Наталья Валюгина. Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook