Меню

Олег Сафонов: наши туристы вывозят за рубеж $50 млрд в год, а иностранцы привозят $12 млрд

Ростуризм продолжает конкурс идей по созданию бренда, который мог бы представлять Россию на международном туристическом рынке. О перспективности этой задумки рассказал глава организации Олег Сафонов.

Напомним, первый этап конкурса «Туристический бренд России» прошел в 2015 году, и участники прислали на него более 10 тыс. предложений. Все они «будут использованы профессионалами в качестве референсов», уточнили в Ассоциации брендинговых компаний России - организаторе второго этапа, который начался сейчас.

Теперь создавать концепции и логотипы будут профессионалы - креативные директоры, стратеги и дизайнеры брендинговых агентств. Жюри отберет лучшие предложения второго этапа конкурса, и в декабре текущего года выставит на открытое голосование тройку лидеров.

Зачем России свой бренд

Глава Ростуризма Олег Сафонов рассказал, что из 195-ти существующих стран мира у 146-ти есть собственные туристические бренды. Они помогают продвигать возможности страны в сфере отдыха и увеличивать объем въездного туризма.

«Россия находится на десятом месте в мире по посещаемости иностранными туристами, и мы ставим перед собой задачу войти в тройку лидеров. При этом туристического бренда у нашей страны до сих пор нет, а это чревато упущенными возможностями. Кстати, бренд способствует развитию и внутреннего туризма. Мы хотим создать все условия для того, чтобы и наши граждане как можно чаще путешествовали по своей стране. Это важно и в культурно-просветительском, и в экономическом отношении. Наши туристы до недавнего времени вывозили за рубеж порядка $50 млрд в год», - рассказал в интервью Forbes Сафонов.

Для сравнения: за год туристы-иностранцы привозят в Россию только $12 млрд - в 4 раза меньше, чем увозят за рубеж наши соотечественники.

Почему китайцы к нам не заходят

Россия располагает огромным спектром туристических возможностей, уверен Сафонов: такого, по его словам, «нет ни в одной другой стране мира».

«Нам еще предстоит в полной мере осознать и раскрыть свой потенциал. Туризм можно развивать в каждом регионе нашей страны — и в арктической зоне, и на Кавказе, и в Сибири, и в европейской части. Причем туризм практически любой — исторический, аграрный, экологический, пляжный, экстремальный и так далее. Давайте посмотрим на Дальний Восток: ежегодно три миллиона туристов из Южной Кореи, Китая и Японии путешествуют на кораблях к берегам Аляски. А к нам не заходят. Хотели бы они побывать на Камчатке? Да. Могут? Нет. В Петропавловске-Камчатском нет подходящих причальных стенок, и глубины в порту недостаточные для круизных лайнеров. Развивать портовые города не в компетенции Ростуризма, но мы постоянно всем напоминаем: не пренебрегайте туристическим потенциалом. Есть статистика: одно новое рабочее место в туризме приводит к появлению пяти рабочих мест в смежных отраслях. Синергетический эффект развития туризма просто невероятен!»

Закрытая Турция - не единственный фактор спроса

Один из хороших примеров развития туризма в периферийном российском регионе - горный курорт Белокуриха. По словам Сафонова, он заполнен на 100% круглый год, поскольку «там очень хорошая инфраструктура»,

«Мы совместно с руководством Алтайского края реализуем проект «Белокуриха-2». Суммарные расходы федерального бюджета — порядка 5 млрд рублей. Построена дорога, проводятся коммуникации, активно включается бизнес: строятся гостиницы, рестораны. Проект позволит удвоить возможности Белокурихи по приему туристов. Есть аналогичные проекты в Бурятии, на Урале, в центральной России — Тверской, Ярославской, Псковской областях. Там, где проекты завершены, уже наблюдается значительное увеличение турпотока. Вообще, в целом по России число туристов — как иностранных, так и своих — в прошлом году выросло на 20% — до 50 млн. Тогда как в федеральной целевой программе плановый показатель на 2018 год — 40 млн».

Сафонов говорит, что неважно, какая причина в большей степени подтолкнула россиян перейти на внутренний туризм: закрытие турецкого и египетского направлений или же искренний интерес к родным просторам.

«Есть китайская пословица: не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы ловила мышей. Да, один из факторов роста — это удорожание зарубежных поездок. Падение рубля по отношению к основным валютам, к сожалению, сказалось на всем — и на бизнесе, и на покупательной способности. Но при сокращении покупательной способности люди все равно больше стали путешествовать по стране. Значит, интерес есть».

«Какая у нас огромная страна, и как мало мы ее знаем»

Сафонов спокойно отреагировал на упреки пользователей Рунета в том, что он, призывая сограждан отдыхать внутри страны, является владельцем двух вилл на Сейшельских островах. Возглавив Ростуризм, Сафонов продал оба дома и с тех пор не отдыхал за границей.

«Да, не отдыхал, выезжал только в рабочие поездки, причем они стали какими-то стремительными — буквально на один день. Да и, честно говоря, внутри страны из-за нехватки времени не очень-то удается отдохнуть. Дней на пять ездил в Алтайский край, зимой на неделю в Крым. Начиная с 1990 года я достаточно много и активно ездил за рубеж. Может, это переход количества в качество или сработало правило «все познается в сравнении», но у меня появился больший интерес узнать свою страну. Я до сих пор, когда лечу куда-нибудь по делам, поражаюсь, какая у нас огромная страна и как мало мы ее знаем».

На вопрос, куда бы он поехал в случае неожиданного отпуска длиной в месяц, Сафонов ответил:

«Я бы на Байкал рванул или на Камчатку. Или даже на Чукотку».