Меню

Олег Тиньков*: «Совок» не нанимаю. Для меня номер один — это как человек мыслит»

Иллюстрация: Tinkoff Bank

«Галстуки, костюмы, вот эти вот умные закатывания глаз, желание понравиться — это атрибуты того, что нам его не нужно брать». Как Олег Тиньков* подбирает работников и каких кадров ему не хватает.

Предприниматель, основной владелец «Тинькофф банка» Олег Тиньков* на сессии ПМЭФ «технологическое предпринимательство в России» дал интервью Владимиру Познеру о том, что его мотивирует, что мешает улучшить ситуацию с предпринимательством в России, каких работников он предпочитает нанимать и почему не был ни на одном совете директоров. Ниже приведены самые интересные высказывания Тинькова*.

«Я считаю, что Перестройку и все что случилось дальше, сделал Виктор Цой. Его песня «Дальше действовать будем мы» — это был лозунг нашего поколения. Он спел о том, о чем думали мы. Это то, что подточило Советский Союз окончательно».

Я хотел бы, чтобы было написано прежде всего одно слово (на могильной плите) — предприниматель. Я глубоко считаю, что это отдельная каста людей, которые меняют мир и двигают его вперед. Все, что мы имеем, придумали и создали предприниматели. Политики в лучшем случае не мешают, а в худшем случае сдерживают прогресс. Но они наверное нужны как стабилизирующие факторы.

«Восприятие бизнесмена как спекулянта — советское. Быть предпринимателем — это нести на себе колоссальный моральный груз каждый день. Нужно быть мазохистом, по-настоящему любить это дело. У тебя постоянный невроз, потому что ты знаешь, что можешь все потерять, у тебя могут все отнять».

О том, можно ли научиться предпринимательству

«Это богом данный талант, ему невозможно научиться. Лучшие предприниматели, которые меняли мир, все бросили университеты и недоучились. Конечно же, для того чтобы быть предпринимателем, не нужно никакого образования. Нужно иметь природный дар, очень большую силу воли, цепкость, ты должен быть постоянно в стрессе и любить это, быть психологом. Образование скорее даже вредит предпринимателю. У меня сын поступил только что в USE, если он бросит через три курса, это будет самая лучшая для меня вещь».

«Безусловно, то, что 70 лет в России не было предпринимательства, и среда, в которой существуют предприниматели в стране, не способствуют их развитию. Конечно, без большой государственной поддержки ничего не случится. Например, попасть на госканал — это невозможно, потому что говорят, что это реклама. Это гигантская проблема, и в обществе отношение к предпринимателям как к воришкам. Это меняется, молодое поколение более прогрессивное».

О смерти как мотивации 

«Иметь много денег — это хорошо. Деньги дают свободу и капитал для реинвестирования. Но что по-настоящему дает драйв, силу и веру — то, что ты можешь поменять в этой жизни. Самое гениальное изобретение бога — не при Владимире Владимировиче (Познере) будет сказано — это смерть. Если бы не было смерти, мы бы не развивались. А когда ты живешь и думаешь, что сегодня — твой последний день, начинаешь жить по-другому, понимаешь, что ты должен что-то после себя оставить, что-то изменить. Я считаю, мы, «Тинькофф банк», поменяли банковский мир <...> Это ли не лучшая заслуга? Для меня это больший драйв, чем если у меня на счете $200-300 млн. Конечно, приятно быть в списке Forbes, подниматься каждый год и видеть свои миллиарды, но это все так виртуально. Безусловно, это мотивирует, девушки к тебе лучше относятся после этого, но это не мой главный мотиватор, мой главный мотиватор — мы хотим поменять жизнь людей». 

Не может человек каждый день просыпаться и идти на работу из-за денег, если у него есть $1 млн, потому что ему не надо больше. После $1, ну, после $100 млн качество жизни точно не улучшается.

О работниках для цифровой экономики 

«Дела обстоят плохо. Россия неплохо смотрится на диджитал-рынке благодаря «Яндексу», Mail.Ru Group, «Лаборатории Касперского» и «Тинькофф банку». У нас средний возраст в банке — 24 года, но уровень образования по сравнению с советским снижается резко. Нам нужно каждый год по 800 тысяч ИТ-специалистов, а университеты штампуют юристов и менеджеров. Работать со студентами с третьего курса уже поздно — испорченный продукт. Надо начинать со школы. Нужна глобальная реформа высшего и среднего образования. 
Если раньше мы нанимали мальчиков и девочек разработчиков в возрасте 21 года за 80 тысяч рублей, а сейчас за 160 тысяч рублей. А менеджеры и за 50 тысяч не могут работу найти. Мы говорим про цифровую экономику, а кто её будет делать?» (цитата по vc.ru).

О найме сотрудников

«Безусловно, образование — это важно. Но для меня это менее важно, если мы будем составлять формулу, так сказать, удельный вес образования, он будет меньше. Для меня номер один — это как человек, собственно, мыслит. И если хотите, это будет звучать немножко резковато, это вообще «совок» он или не «совок». Вот я «совок» не нанимаю, понимаете? Худшее, что может человек придумать, можно сказать, тип создает — когда к нам приходит человек на собеседование в галстуке. Это сразу для меня, что, наверное, не надо его нанимать. То есть галстуки, костюмы, вот эти вот умные закатывания глаз, желание понравиться — это атрибуты того, что нам его не нужно брать» (цитата по RNS). 

О декриминализации уголовного кодекса

«Я считаю, что должна быть декриминализация экономических статей. Страна полна Остапов Бендеров. Мы видели, что случилось с «Открытием», Промсвязьбанком. Это чистое мошенничество. Наказывайте вы их рублем... Если мы говорим про экономические преступления, то и наказывать их нужно экономически. А у нас — сразу в тюрьму. Зачем за решетку? Получите с него деньги, пусть он заплатит $1 млн, $10 млн. Нужно декриминализировать эти дурацкие экономические статьи» (цитата по Banki.ru).

О споре с Михаилом Фридманом

«У нас нет такого понятия как совет директоров, не был ни на одном совете директоров. Какие-то митинги есть, что-то зашел, посидел, вышел, понимаете... Хотя Миша Фридман (совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман), мой друг, «Альфа», он меня пугает, что с нашим ростом, а мы действительно растем, мне придется бюрократизироваться, как «Альфе». Я вообще считаю, что проблема «Альфы» — излишняя бюрократия. Хотя прекрасный банк, наш огромный конкурент, пока еще недосягаемый для нас, но, тем не менее, я считаю, что его огромная проблема — бюрократия. А он считает, у нас с ним такое идеологическое разногласие, что и у меня будет бюрократия, а я говорю, что не будет. Вот очень интересно посмотреть, что будет через три года. (...) Посмотрим чья точка зрения победит» (цитата по «Ведомостям»).
* - выполняет функции иностранного агента