Председатель совета директоров Тинькофф Банка Олег Тиньков* принял участие в Международном финансовом конгрессе-2017, проходившем в Санкт-Петербурге.
Свое выступление Олег Тиньков* посвятил развитию финтеха в мире и в России. По его словам, отечественные технологии развиты куда сильнее, чем на Западе или в Европе. DK.RU публикует главное из выступления российского банкира.
— Я испытываю когнитивный диссонанс: я, вроде, и банкир, и не банкир. Мы не совсем банк. Я плохо знаком с банковской терминологией и стараюсь туда сильно не погружаться.
Мы пытались покупать стартапы и ни одного не купили. Если в США в этой сфере еще что-то происходит, то в Европе финтех никого не победил. Это были потуги, поднимание денег. Часть финтехов покупали банки, часть разорилась, кто-то стал более-менее большими, но глобального успеха я не увидел нигде.
Уровень технологий российского финтеха, банковского IT выше мирового. Даже китайцы не сделали банка с 1 офисом и 6 млн клиентов. Это сделали мы, россияне, и этим можно гордиться. Если финтех где-то существует, то в России. Это Тинькофф Банк, Сбербанк, Qiwi, «Яндекс», ЦФТ.
В мире ничего подобного нет в том числе и из-за регуляторов. Российский регулятор куда более рациональный и либеральный, нежели европейский или американский.
Там уровень бюрократии выше. Мы пытались купить банк в Англии, в США, там все сложно, непонятно. У нас нет претензий к регулятору, кроме одной: нужно, чтобы у всех был равный доступ.
Финтехи, будем называть их точнее — стартапы — могут конкурировать. Только они должны подчиняться всем законам и правилам, чтобы не получилось как с МФО. Идея, может быть, была хорошая, но по факту получилось, что они живут по своим правилам, кредитуя население по более высоким ставкам. Получается, что им это можно, а банкам нельзя. МФО и банки не отличаются по сути, а регулирование разное. Это вызывает озабоченность и это нужно выравнивать.
Я не очень верю, что банки смогут оставить у себя бизнес платежей и переводов. Это, скорее всего, будут делать большие IT-компании типа Google, Snapchat, Uber, «Яндекса». Но этим для них все закончится — чтобы пойти в настоящий банковский бизнес, нужен капитал, технологии, кредитные ноу-хау.
Заниматься кредитным бизнесом очень трудно, нужны определенные навыки и тактики. Регулирование нас спасает от армии атакующих молодых ребят.
Главная угроза для банков — это кадры. Их катастрофически не хватает. Мы сделали кафедру на физтехе, мы плотно работаем с МГУ, Бауманкой. Мы обязаны инвестировать в студентов, в образование. Люди хотят идти работать в Google, «Яндекс», в Mail.ru, и к нам еще идут. Отчасти причиной этого желания может быть то, что я в кедах. Талантливые люди в банки не идут.
* - выполняет функции иностранного агента