Меню

Олег Хан выпустил «Классику» на рынок

Из17 магазинов сети «Хозтовары», за которые Олег Колесников заплатил 140 млн руб., 14 находятся в Екатеринбурге, три — в Нижнем Тагиле. Четыре помещения собственные, остальные взяты у ЕКУГИ в долго

Олег Колесников, владелец аптек «Классика», на долю которых приходится около 40% рынка в Челябинске, купил сеть магазинов «Хозтовары» у генерального директора ТС «Купец» Олега Хана. Часть помещений новый собственник перепрофилирует под аптеки. По общему мнению, «Классика» выбрала удачное время для экспансии — федеральным игрокам не хватает денег на лекарства, а местные аптекари работают на грани рентабельности.

Из17 магазинов сети «Хозтовары», за которые Олег Колесников заплатил 140 млн руб., 14 находятся в Екатеринбурге, три — в Нижнем Тагиле. Четыре помещения собственные, остальные взяты у ЕКУГИ в долгосрочную аренду. Средняя торговая площадь магазина — около 400 кв. м. От активов комплекса «Хозтовары», приобретенного «Купцом» пять лет назад, в собственности торговой сети осталась оптовая база на ул. Монтажников, 24 (после сокращения штата туда переехал офис компании). Продажа непрофильного бизнеса — одно из мероприятий, направленных на сокращение издержек в период кризиса.

Региональная экспансия «Классики» началась в 2006 г., когда г-н Колесников объявил о своих планах торговать лекар­ствами в Екатеринбурге, Тюмени и Магнитогорске, а в перспективе — занять треть рынка Уральского региона и создать сеть федерального масштаба. В первый год в Екатеринбурге должны были появиться десять аптек. Сегодня их пять, однако намерения Олега Колесникова не изменились. К концу 2009 г. он рассчитывает получить 20% городского рынка фармацевтической розницы.

По словам бизнесмена, еще семь помещений он приобрел раньше — сейчас там делают ремонт и готовят документы к лицензированию. Под строительство новых аптек г-н Колесников купил двенадцать земельных участков. Работы на первом объекте начнутся в декабре или в начале января. К концу 2009 г. в Екатеринбурге появится 30 новых аптек, работающих в формате фармамаркета (60% ассортимента приходится на лекарственные средства, остальное — на сопутствующие товары).

Часть бывших магазинов «Хозтовары» будет торговать продукцией челябинского лакокрасочного завода «Уралпром», также принадлежащего Олегу Колесникову.

Один из главных козырей «Классики» — низкие цены на лекарства. АНДРЕЙ БЛЮМ, директор компании «Аса», управляющей аптеками: «В Челябинске «Классика» — оператор номер один. Большие скидки, которые дают этой сети поставщики, позволяют успешно конкурировать по цене с екатеринбургскими аптеками. В спальных районах, где большинство покупателей чувствительно к цене, у «Классики» будет явное преимущество. Местным игрокам, если они окажутся по соседству, придется либо закрывать аптеки, либо перепрофилировать их для другого бизнеса». По словам г-на Колесникова, в рекламных кампаниях они будут делать упор именно на цены: «В челябинских сетях, которые ориентируются на «Классику», лекарства на 8-12% дешевле, чем в Екатеринбурге. Пятью аптеками местный рынок нам не сломать и внимание покупателей не привлечь, а когда мы откроем 30, запросто перевернем весь город».

Как полагают екатеринбургские аптекари, 2008-2009 гг. — самое подходящее время для захвата местного фармацевтического рынка. Доминирующий игрок — федеральная сеть «36,6» — сегодня не может расплатиться за поставки медикаментов с дистрибьюторской компанией «Протек». На прошлой неделе «Протек» перестал отгружать лекарства и подал иск в арбитражный суд. В Екатеринбурге поставки в аптеки «36,6» прекратились еще в октябре. На рынке появилась информация, что сеть закрывает часть точек, испытывающих товарный дефицит. В московском офисе «36,6» уверяют: этот процесс обусловлен другими причинами. СВЕТЛАНА БЕЛКИНА, специалист по связям с общественностью «36,6» (Москва): «Закрытие аптек — это вопрос оптимизации розничного бизнеса. В третьем квартале 2008 г. по стране мы открыли 29 новых аптек и закрыли 52 нерентабельных. Ассортимент лекарств, поставляемый «Протеком», не уникален, поэтому сеть «36,6» заместила недостающий объем поставками от других дистрибьюторов. Возможно, «Протек» использует рыночную ситуацию для увеличения продаж своей аптечной сети «Ригла». Стратегия носит характер неравноправной конкурентной борьбы и дестабилизирует рынок».

У местных сетей свои проблемы. По данным основных игроков («Валета», «Диолла», «Здоровье», «Лекарства Урала», «Радуга» и др.), аптечная отрасль Свердловской области находится на грани банкротства — за 2005-2008 гг. затраты в бизнесе (аренда, коммунальные услуги, электроэнергия, вневедомственная охрана и пр.) увеличились на 23%, а розничные цены — на 8%. Заработки персонала в среднем повышались на 35-50% в год. ДМИТРИЙ КАРПОВ, владелец аптечной сети «Диолла»: «Фармацевты ориентируются на заработную плату работников из смежных отраслей — врачей и медсестер, которым государство поднимало ставки за счет роста цен на нефть. Притом что аптеки не качают нефть, им приходится платить своим работникам сопоставимые суммы. В центральных аптеках фармацевт получает сегодня около 20 тыс. руб. в месяц».

Усложняет положение екатеринбургских аптекарей еще одно обстоятельство — в Свердловской области закон ограничивает розничную торговую надбавку на все лекарственные средства и изделия медицинского назначения. В других регионах ценообразование более гибкое — величину надбавки регламентируют в основном для группы ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства). Кое-где, например в Самарской области, ограничений нет совсем. Г-н Карпов: «Почему мы должны держать низкую цену на интимные средства или на презервативы? В магазинах «Казанова» такой товар может продаваться за любые деньги. Тем самым аптеки ставятся в неравные конкурентные условия».

Дискриминация возникает в том числе потому, что сети из других регионов формируют цены по своим правилам. Иногородний оператор может продавать ходовые лекарства дешево, зарабатывая на другом ассортименте, позволяющем формировать цены с учетом рыночной конъюнктуры. С формальной точки зрения работу пришлых аптечных операторов тоже должно регулировать местное законодательство. Однако у федеральных сетей часть документов находится в московском офисе, куда проверяющим не добраться. Две недели назад местные аптекари передали ВИКТОРУ КОКШАРОВУ, председателю правительства Свердловской области, письмо с просьбой изменить порядок ценообразования, в котором они ссылаются, в част­ности, на устаревший законодательный акт, принятый во время кризиса 1998 г. для защиты малоимущих. Единст­венное, чего они не учли, — это новый финансовый кризис, подоспевший весьма некстати. На фоне растущей безработицы, инфляции и снижения заработных плат правительство вряд ли решится на непопулярные меры.

В еще более сложном положении — государственные и муниципальные аптеки, распределяющие лекарства для льготных категорий больных по государственным программам. Если в конце 2007 г. частные аптеки вышли из программы ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами), посчитав, что такой бизнес им неинтересен, то ГУПСО «Фармация» и муниципальная сеть «Здоровье» обязаны заниматься льготниками по долгу службы, хотя оплата государством аптечных услуг не компенсирует затраты на обслуживание ОНЛС.

По общему мнению, челябинская «Классика» — при декларированном размахе и низких ценах — легко составит конкуренцию всем трем группам аптечных сетей. Прогнозируя возможное развитие событий, местные игроки видят единственную возможность — объединить сети Екатеринбурга в закупочные союзы, которые позволят выжимать из дистрибьюторов скидки, делающие розничные цены более доступными.


детали

Чем владеет Олег Колесников

Девелопмент и строительство
Торгово-офисная недвижимость в Челябинске (до 100 тыс. кв. м)
Площади радиозавода «Полет»
ООО «Энергостроительная компания» (планируется строительство третьего блока ТЭЦ-3)
ОАО «Платина» (финансовые операции и девелопмент)
Инвестиционная группа «Пионер» (строительство торговых, офисных и жилых площадей в Челябинске, Копей­ске, Миассе и Златоусте)
Химическое производство
ООО «Уралпром» (Челябинский лакокрасочный завод, ТМ «ФестПро», «Стройотряд»)
Сельское хозяйство
ЗАО «Уралбройлер» (птицефабрики Аргаяшская и Камышовская, Дербишевский животноводческий комплекс, Родниковский свинокомплекс, производственные площадки)
ОАО «Птицефабрика «Комсомольская» (Пермская область): птицефабрики «Комсомольская», «Кишерская», Курашимский животноводческий комплекс
ООО «Агрофирма «Северная» (сельхозпредприятия в Свердловской области): птицефабрики «Кировградская», «Качканарская», «Красноуральская», «Серовская», «Красногвардейская», Режевской комбикормовый завод
Другие сельхозпредприятия (растениеводство и молочное животноводство): агрофирмы «Филимоново» и «Кундравы» (60 тыс. га в Челябинской области), агрофирма «Ударник» (30 тыс. га земли в Свердловской области)
Общественное питание
Центр гостеприимства «Европа»: сеть кофеен «Пенка», сеть пиццерий «Помидор», ирландский паб Fox and Goose (на стадии открытия еще девять ресторанов)
Торговля лекарствами
Cеть аптек «Классика» (Челябинск, Челябинская область, Екатеринбург, Тюмень)

Источник: "100 самых богатых челябинцев"