Меню

«Он будет больше «Гринвича». Вся правда о «золотом» автовокзале — от Игоря Заводовского

Игорь Заводовский. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

В Екатеринбурге начали возводить транспортно-пересадочный узел на Ботанике — с выходом в метро, автовокзалом и ТЦ «Золотой». Инвестор проекта Игорь Заводовский рассказал все о стройке на 25 млрд руб.

В Екатеринбурге начинают строить «золотой» автовокзал. Речь о региональном торгово-транспортно-пересадочном узле в границах ул. Крестинского — Академика Шварца — Белинского — Объездной дороги. В состав многофункционального комплекса включен новый автовокзал, взамен Южного — именно с этого участка начинается строительство. Также запланирован торговый центр «Золотой» с кинотеатром, огромная наземная перехватывающая парковка — ее обещают сделать бесплатной, плюс еще две многоуровневые, размером поменьше. Предусмотрены и остановки городской электрички, следующей из аэропорта Кольцово и МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».

Также планируется соединить комплекс с южными автомагистралями, связывающими Екатеринбург с Челябинским, Тюменским, Курганским направлениями. Вокруг нового автовокзала будет масштабная модернизация дорожной инфраструктуры — с постройкой широких съездов и выездов с Объездной дороги и Кольцовского тракта. 

Известно также, что объект соединят со станцией метро «Ботаническая». Подобный опыт у инвестора Общества «Малышева 73» есть: летом-2019 в Екатеринбурге открылся дополнительный вход на станцию «Геологическая» — теперь пассажиры могут попадать в ТРЦ «Гринвич» непосредственно с платформы поездов, минуя систему подземного перехода. Новый вход в метро строили пять лет, собственники ТРЦ «Гринвич» потратили на строительство 815 млн руб., писал DK.RU.

В этот раз проект обойдется инвестору дороже — речь о сумме в $400 млн (25 млрд руб. по текущему курсу). Общая площадь комплекса, включая новый автовокзал, составит 308 тыс. кв. м, торговая — 147 тыс. квадратов. Объект планируют запустить в эксплуатацию в 2023 г. — к Универсиаде и 300-летию Екатеринбурга. 

Накануне свердловский губернатор Евгений Куйвашев (в центре) и совладельцы Общества «Малышева 73» Игорь Заводовский (справа) и Константин Погребинский заложили первый камень в строительство объекта. В роли камня были три слитка золота. 

Игорь Заводовский в шутку уверял присутствующих, что драгметалл подлинный, однако г-н Погребинский призвал партнера по бизнесу не вводить общественность в заблуждение, «а то ночью придут с кайлом и будут откапывать»

Псевдозолото залили бетоном, символически дав старт работам на площадке 

После этого Игорь Заводовский подробно рассказал обо всех фишках проекта, о том, почему он столько стоит и когда планируется окупить вложения. Исчерпывающие ответы на главные вопросы — на DK.RU.

Когда проект обсуждали на Градсовете, были недовольства его внешним видом. Сенатор Совфеда Аркадий Чернецкий называл золотой фасад «ударом по зрению». Вы проект доработали, но все равно сделали по-своему. Довольны тем, что получилось в итоге?

— Да, мы сделаем золотой фасад. Для его создания будет использовано сложногнутое стекло — в некоторых местах оно выгнуто не в одной плоскости, а в двух. Как будто жидкое золото вытекло из кастрюли — такой эффект должен быть. В мире буквально пара фирм делает такие вещи, это очень дорого. Но у нас этого стекла не так много, поэтому позволить себе можно. Также будет использовано обратнокрашеное стекло — оно выглядит как настоящее золото, так что фасад будет очень-очень ярким и богатым. Сочетание блеклого и очень яркого цветов дает бешеный эффект! Внутри будет очень много воздуха, свет насквозь до крыши, очень широкие и высокие коридоры — людям будет комфортно находиться внутри. Я считаю, мы не отстаем ни от столицы, ни от мировых центров по уровню комфорта и внутренней архитектуры торговых центров. Думаю, этот будет лучше «Гринвича».

Еще одно мощное ноу-хау: парковка идет по нулевому уровню, но у людей будет ощущение, что они зашли с земли. А не как в «МЕГЕ», где нужно подниматься на второй этаж — это не очень комфортное ощущение для человека. В «Золотом» же будет так: зашел с улицы, не ощутил, что первый этаж маленький, поднялся выше. Кроме того, фасад со стороны, которая частично выходит на ул. Белинского, мы сделаем мультимедийным экраном бешеного качества. В московском аэропорту Шереметьево сделали огромный куб-телевизор, изображение там великолепное. Я думаю, мы сможем сделать так же. Причем длина нашего мультимедийного фасада будет 120 м.

В какую сумму он обойдется?

— Несмотря на то что технологии сейчас стали более доступными, такой объект может стоить порядка $8-10 млн. Недешево, но качество будет отличным.

Кто делал проект торгово-транспортно-пересадочного узла?

— По фасаду мы работали с британским архитектурным бюро Dyer, они же придумали, как совместить в объекте разные функции. Дорабатывал проект екатеринбургский архитектор Владимир Громада. 

Какого сегмента планируется торговый центр?

— Среднего. Он будет чуть подешевле «Гринвича». Все-таки «Гринвич» находится в самом центре города, и посетители там побогаче. Нам нужно здесь массовое посещение людей, поэтому мы адаптируем практически все магазины под потребности среднего уровня. В том числе продовольственный гипермаркет «Гипербола» — в «Золотом» он тоже будет, как в «Гринвиче» и «Пассаже», но формат предполагается попроще. Мы отработаем его таким образом, чтобы он был актуален для этой локации.  

Гипермаркет будет большим?

— Очень большим. Это будет самый большой продовольственный магазин в области. В «Гринвиче» площадь «Гиперболы» 12 тыс. кв. м, здесь будет порядка 20 тыс. Главная задача — победить стереотип, что «Гипербола» — это дорогой магазин. Мы постараемся, чтобы средний чек не был внушительным. Сделаем это за счет большого количества продукции собственного производства, например.

Как планируете заполнять торговый центр? Вы не скрывали, что было сложно найти арендаторов для площадей в «Пассаже». Здесь же совсем не центр города, могут быть проблемы. 

— С «Пассажем» действительно было непросто, потому что этот ТЦ находится рядом с «Гринвичем». Представители некоторых брендов так и говорили: «По нашим внутренним нормативам расстояние между объектами слишком маленькое, мы не будем открывать вторую точку». Хотя в итоге мы договорились с рядом ключевых арендаторов: в «Пассаже» будет ряд остропопулярных марок — с ними договоры мы пока не подписали, так что называть бренды я не буду. Да, «Пассаж» мы заполняли долговато, но только по причине близости объекта к «Гринвичу», который поддушивает его размером. 

Здесь ситуация другая: торговый центр расположен далеко от центра и от «Гринвича» с «Пассажем», он закрывает южную часть города. Мы вели предварительные переговоры с брендами, присутствующими в «Гринвиче» — а там есть абсолютно все бренды, что представлены в России. Им интересно это место, я думаю, они будут здесь открываться. Вообще мы планируем, что в ТЦ работать будет порядка 400 магазинов. Трудиться там будет около 13 тыс. сотрудников — это у арендаторов. Плюс еще 2 тыс. наших собственных работников — потому что та же «Гипербола» работает в четыре смены круглосуточно без выходных. По загрузке кадрами новый ТЦ будет, как завод.    

Как будет организовано движение вокруг нового объекта? Расскажите, что именно придется достраивать — дороги, мосты.

— Мы планируем большую перестройку дорожной сети около «Золотого». Намерены пробить тоннель под улицей в сторону Объездной дороги. С другой стороны мы готовы построить мост. Кроме того, в ближайшее время будем реконструировать мост на ул. Щербакова. Там две полосы движения в каждую сторону и вечная пробка — это такое «бутылочное горлышко». У нас есть ряд строящихся жилых комплексов дальше по ул. Щербакова, и эта пробка мешает их популярности. Она же будет мешать посещению «Золотого». Мы не меняем конструкцию моста — это очень сложно, но смогли втиснуться:  перенесли пешеходные тротуары в тоннельчики и сделали по три полосы движения в каждую сторону. Они чуть меньше по ширине, но в нормативы мы уложились. В результате получим вместо четырех полос шесть, и это сможет существенно улучшить транспортную ситуацию в районе. Эти работы мы надеемся закончить за ближайший год. Также будет дополнительное соединение Объездной дороги с улицей Крестинского, это тоже сильно развяжет район, снимет там напряженность. 

Все, что обозначено на схеме синим цветом, — новое

Каким будет автовокзал? 

— Суперсовременным. Фишка в том, что зал ожидания будет расположен в торговом центре, и пассажиры смогут погулять по магазинам, посидеть в кафе. Там же будут и кассы, и пункт досмотра. Причем на перроне не сможет появиться кто-то посторонний: досмотр и посадка будут осуществляться только на те рейсы, что отправляются через пять минут. Попасть на перрон можно будет по эскалатору. Это повышает безопасность — и в плане борьбы с террористическими угрозами, и просто чтобы люди не шныряли между автобусов, как часто бывает на автовокзалах. Также предусмотрены зоны ремонта транспорта, отдыха водителей, их питания и гигиены, медосвидетельствования. Это все будет проходить гораздо комфортнее и современнее. И важна сама идея: приехать из области на автобусе, сесть на метро и доехать до центра города на работу, как это часто бывает.  

В проекте есть огромная перехватывающая парковка почти на 6 тыс. мест. Зачем столько?

— Перехватывающая парковка должна работать так: жители Химмаша, Вторчермета, Уктуса, частично Академического приехали в «Золотой», припарковались, а дальше передвигаются по городу до нужного им места с помощью метро, городской электрички, общественного транспорта. Парковка будет огромная одноуровневая и две многоуровневые — на 5600 мест суммарно. Причем она будет бесплатной. Мы не погорячились с этим решением. В «Гринвиче» у нас тоже оплата паркинга регулируется: в некоторые моменты можно ставить авто бесплатно, а когда парковка слишком забивается машинами, мы вводим ограничение: бесплатно можно стоять три часа. 

Перехватывающая парковка будет соединена с существующим переходом с остановки городской электрички. Мы его реконструируем: несущие конструкции оставим, но сам переход сделаем теплым и оснастим его эскалаторами. Из него можно будет попадать сразу в ТЦ. 

От городской электрички ждете трафика?

— Не секрет, что сейчас городская электричка работает плохо и большой популярностью не пользуется. На то есть объективные причины: она движется не по выделенными путям, и для нее не дают нужные слоты. Ходит она поэтому с периодичность в 35 минут и по довольно странному расписанию. А надо, чтобы частота движения была уж если не в режиме метро, то хотя бы каждые 15 минут. Региональный Минтранс и его глава Сергей Швиндт занимаются этим вопросом, и нам бы всем хотелось, чтобы через несколько лет городская электричка заработала по-новому. 

Когда планируете закончить дорожные работы?

— Мы хотим сделать транспортные развязки побыстрее, потому что с каждым годом на нас будут смотреть все негативнее — из-за того, что мы тут возимся. Мы бы вообще этим летним сезоном закончили все дорожное строительство и не мешали бы прочим работам в городе. Но процесс согласований не очень легкий, так что, возможно, управимся следующим летом.  

«Золотой» соединят со станцией метрополитена. Будут ли в связи с этим меняться существующие входные группы в метро и их расположение?

— Все существующие входы остаются на своих местах, более того, они ни на день не закроются — на стройплощадку они не выходят. А выход из метро в «Золотой» будет вести прямо на нулевой уровень — его мы присоединим к системе переходов. В «Гринвиче» мы сложно нагородили: выход из метро в ТЦ идет сразу с перрона. А здесь все будет легко и просто.   

Объем инвестиций в проект озвучен на уровне $400 млн — 25 млрд руб. по сегодняшнему курсу. Почему этот объект столько стоит? 

— Это очень большой центр, порядка 308 тыс. кв. м, три уровня — крупнейшее за пределами Москвы сооружение такого рода в России. Он больше «Гринвича». От размера и зависит объем инвестиций. А также от качества строительства — это будет очень высокоуровневый объект, и стоить он, по нашим прикидкам, будет именно такие деньги. Частично это будут собственные средства, частично — банковское финансирование.

Когда планируете окупить вложения?

— Нормативная окупаемость — десять лет.

Что будет сделано в этом году?  

— На этапы мы строительство этого объекта не делим, будем стараться строить как можно быстрее. В этом году уже можно будет увидеть металлокаркас. На стройке будут одномоментно трудиться 7-10 тыс. человек — это в пике. А за все время может быть и 40 тыс. Строить мы будем без генподрядчика. На каждой работе задействуем несколько подрядных организаций. Например, на монолите один и еще два: если первый начнет захлебываться, двое других его подстрахуют. Металл закажем на нескольких заводах. Мы по опыту знаем: так быстрее, актуальнее, дешевле и разумнее. Сдавать комплекс будем сразу весь, не очередями.

Сейчас стройплощадка выглядит так

Успеете к Универсиаде?

— Мы обязуемся закончить объект в 2023 г. — к старту Универсиады. Думаем, что справимся. 

***

Напомним, проект создания мультимодального транспортно-пересадочного узла на бывших площадях Уральского завода гражданской авиации с начала 2010-х годов разрабатывал другой екатеринбургский девелопер — PRINZIP. Изначально планировалось, что его площадь составит 350 тыс. кв. м, торгово-развлекательная часть займет 100 тыс. кв. м. Над внешним обликом здания работали специалисты британского архитектурного бюро Dyer, писал DK.RU. Однако в 2016 г. глава PRINZIP Геннадий Черных заявил, что компания не собирается выходить на объект в качестве застройщика, потому что проект для девелопера «несоразмерен». Тогда же стало известно, что Общество «Малышева-73» приобрело территорию около 25 га и подготовило свой проект, по которому примерно половину займут торговые площади. 

Градсовет еще в 2016 г. одобрил проект транспортно-пересадочного узла, затем в 2017 г. его поддержали на публичных слушаниях, а планировку территории утвердил региональный Минтранс. Однако застройщик на площадку не вышел, поскольку ученые решили обследовать участок на предмет возможных исторических ценностей. В итоге управление госохраны объектов культурного наследия Свердловской области признало: объектов культурного наследия на территории снесенного Завода гражданской авиации и ветхого жилья на Ботанике не обнаружилось.

До 1917 г. место, где находится обследуемая территория, было незастроенным, отмечая границу между Екатеринбургом и формально не входящим в состав города Уктусом. По берегам реки Черемшанки (район улиц Авиационной и Юлиуса Фучика) раскинулись городские скотобойни, салотопни, мыловарни. Далее к югу до самого Уктуса тянулся пустырь, заросший кустами. В 1923 г. на этом пустыре Российское общество добровольного воздушного флота организовало посадочную площадку, позднее преобразованную в Свердловскую авиастанцию, — говорилось в заключении экспертов.

При этом Игорь Заводовский ранее принял решение отложить строительство «Золотого», который планируется как часть торгово-транспортно-пересадочного узла. Застройщик намеревался приступить к реализации проекта еще в 2018 г., но сроки сдвинули — из-за отсутствия спроса на новые торговые площади.

Материал написан на основе выступления Игоря Заводовского в ходе церемонии закладки первого камня в строительство регионального торгово-транспортно-пересадочного узла

Фото: Игорь Черепанов / DK.RU