Общероссийский народный фронт опубликовал рейтинг дорог России после тщательного их изучения. Самыми «провальными» оказались дороги Якутска, Ульяновска и Петропавловска-Камчатского.
В тройке лучших оказались Тюмень, Саранск и Абакан. Рейтинг был составлен по результатам инспекции «Оценим качество дорог!» и представлен на заседании Центрального штаба Общероссийского народного фронта.
Депутат Госдумы Александр Васильев, руководитель инспекции, считает, что главная причина появления некачественных дорог – это отсутствие современной нормативной базы в сфере дорожных работ. Он подчеркивает, что многие СНИПЫ и ГОСТы, по которым сегодня кладут асфальт, датируются 80-90-ми годами прошлого века.
Что учитывали эксперты
Рейтинг городов с точки зрения качества всей дорожной сети создавался на основе критериев состояния гарантийных дорог, обустройства пешеходных переходов вблизи объектов социальной инфраструктуры, наличия и обустройства парковок и пандусов около медицинских учреждений, а также текущего состояния городских улиц на предмет отклонения от требований ГОСТа.
Участники инспекции при помощи самых простых инструментов – дорожной рейки, рулетки и калабашки (кусок доски, выпиленный по ГОСТу допустимых габаритов дорожных ям)– на протяжении 2015 года оценивали состояние дорог в разных городах страны. Было обследовано, в том числе, более 900 гарантийных участков.
ГОСТы прошлого века работают и сегодня
Эксперты брали за основу тот факт, что, по ГОСТ Р 50597-93, действующему с октября 1993 г., на дорогах России допускается наличие просадок и выбоин, предельные размеры которых не превышают по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. также, согласно правилам, крышка люка может быть открыта, иметь отклонение относительно дорожного покрытия на 2 см, решетка дождеприемника – на 3 см, а головки трамвайных и железнодорожных путей – на 2 см.
Дефекты дорог были выявлены на основных и гарантийных дорогах многих городов, но тройку «лидеров» образовали Якутск, Ульяновск и Петропавловск-Камчатский. Особенно много эмоций вызвали дороги в Ульяновске.
«Обычно в ходе движения по городам мы ищем яму, которую можно было бы измерить калабашкой, а в Ульяновске, наоборот, мы искали улицу, где нельзя было бы ее применить. Впоследствии областная прокуратура Ульяновской области после комплексной проверки подтвердила нашу информацию о том, что состояние автодорог там не соответствует требованиям стандартов», – рассказал Александр Васильев.
Список городов, где дороги с точки зрения ГОСТа не вызывают претензий, возглавила Тюмень. В этом сибиро-уральском городе дороги сделаны на должном уровне даже в частном секторе. Далее в списке городов-счастливчиков следуют Саранск, Абакан, Белгород, Ставрополь, Казань, Пермь, Чебоксары, Калуга и Москва. Состояние главных и второстепенных улиц, дворов и проездов там хорошее, ямы, в которые уместилась бы калабашка, встречаются редко.
Итог: дороги нужно строить уже, а мосты - легче
По результатам исследования качества дорожной сети в российских городах в комитете по транспорту Госдумы был проведен координационный совет с привлечением ведущих дорожных экспертов страны, представителей Минтранса, Росавтодора и ГИБДД, общественных деятелей, где активисты ОНФ рассказали о выводах, сделанных в ходе инспекции.
Александр Васильев подчеркнул, что неоднородность состояния дорог в стране говорит о том, что современные нормативы недостаточно регулируют вопрос.
«Напрямую это связано с устаревшей нормативной базой и нежеланием ответственных структур изменить ее с учетом современной действительности – переписывают только заголовки технических норм и правил, не меняя их сути. Применение старых норм приводит к необоснованным расходам бюджетов. Очевидно, что актуализация требований к строительству дорог, подготовительным и проектным работам, а также принятие законопроекта о гарантиях позволит сэкономить значительные бюджетные средства и продлить срок службы дорожной сети», – сказал он.
Васильев обратил внимание и на то, что сейчас в нормах проектирования искусственных дорожных сооружений содержится много необоснованных требований. Например, для мостов на всех дорогах установлена единая расчетная нагрузка в 110 тонн, независимо от функционального назначения дороги. Но вероятность встретить автомобиль, который оказывает такое давление на покрытие, в сельской местности равна нулю. Бюджеты же теряют из-за подобных требований более 10 миллиардов рублей в год.
«Также необходимо скорректировать ширину полосы на автодорогах. Сейчас она равна 3,75 м. За рубежом для полос движения, не предназначенных для движения грузового транспорта, этот показатель равен 3,5 м. И у нас этого будет достаточно для безопасного и комфортного передвижения. Ширину полосы движения для городских магистралей также, как считают эксперты ОНФ, можно уменьшить до диапазона от 2,7 до 3,6 м при существующих показателях от 3,5 до 3,75 м», – заключил Васильев.
Отметим, дорожная инспекция, которую провел Общероссийский народный фронт с июля по декабрь 2015 года, стала самой масштабной в своем роде и вызвала большой общественный резонанс. Активисты ОНФ побывали в 130 городах в 82 субъектах России, они проехали более 60 тыс. км, и почти везде были выявлены дефекты дорожной сети и инфраструктуры. Изначально мониторинг задумывался как проверка исполнения «майских указов» Владимира Путина и его поручения об удвоении к 2022 г. объемов дорожного строительства и улучшении его качества.