Меню

Операторы связи растут на корпоративных клиентах и в кризис

Конкуренция на телеком-рынке уходит из ценовой плоскости. Новых абонентов все меньше — операторы связи взяли курс на развитие сервисов, в том числе для бизнеса. Кризис играет роль драйвера.

Одна из последних премьер на корпоративном рынке — сервис для управления мобильными устройствами MDM от «ВымпелКома». Федеральная презентация состоялась в конце 2013 г., а в начале 2014 г. началось роад-шоу по регионам. В Екатеринбурге сервис представили в конце февраля: им заинтересовались не только потенциальные потребители, но и компании-конкуренты. Так, о возможности запуска подобного сервиса «ДК» сообщили в «МегаФоне». В МТС заявили, что уже используют схожее решение в своей компании: при возникновении потребности его смогут поставлять и клиентам. При этом в ТГ МОТИВ запуск собственного MDM-решения не рассматривается, а «Ростелеком» и Tele2 (последняя — в УрФО представлена только в Челябинской области) свои планы не озвучили.

В неофициальных разговорах представители телеком-компаний рассказывают, что внимательно мониторят действия конкурентов в корпоративном сегменте. По их словам, корпоративные клиенты сегодня — поприще для роста в будущем. «ДК» встретился с Сергеем Петровым, вице-президентом по развитию корпоративного бизнеса компании «ВымпелКом», чтобы обсудить перспективы развития телекоммуникационной отрасли в корпоративном сегменте.

Каким образом операторы связи формируют пул сервисов для бизнеса? Что имеет больший вес — пожелания клиентов или, например, опыт зарубежных компаний?

— Это совокупность факторов. В первую очередь мы, конечно, ориентируемся на потребности наших клиентов. Постоянно получая от них обратную связь, мы четко знаем, какие продукты и услуги на текущий момент актуальны для наших b2b-пользователей, а также можем предугадать, что понадобится им в ближайшее время. Таким образом, операторы решают важную задачу — предоставлять корпоративным заказчикам востребованный продукт, помогающий в полной мере решать свои бизнес-задачи. С другой стороны, мы живем в период интенсивного развития телекоммуникационного рынка, и зарубежный опыт является важным двигателем его развития в России. Отечественный рынок во многом повторяет западный сценарий, и нам есть чему поучиться у иностранных партнеров. Естественно, западные решения во многом требуют адаптации под российскую действительность. Но еще раз хочу подчеркнуть, что рынок идет от потребностей клиентов, а не наоборот.

Как рассчитываются инвестиции в запуск новых сервисов? Каков средний срок окупаемости?

— У всех компаний по-разному. У нас, например, есть две бизнес-модели. Первая — синергия с крупными ИТ-компаниями: интеграторами и вендорами. Такие сервисы, как MDM, требующие миллионных инвестиций, не окупятся в краткосрочной перспективе — это факт. Партнерство с игроками ИТ-рынка (в случае с MDM — партнером выступила компания SAP) позволяет разрабатывать единовременно сразу несколько стратегических проектов, не опасаясь за распухший инвестпортфель. Для ИТ-компании такая синергия тоже выгодна — прибыль получают оба участника проекта. Если срок окупаемости не превышает двух лет, а рентабельность составляет не менее 60%, как правило, оператор связи может справиться самостоятельно. Мы больше сфокусированы именно на таких проектах.

Можно ли говорить об усилении конкуренции в корпоративном сегменте?

— И не только в корпоративном. Проникновение SIM-карт в России уже давно превысило 100%. Их продажа не является сейчас основным фокусом. Операторы стали поставщиками решений, а конкуренция между ними перешла в качественную плоскость. Что касается корпоративного сегмента, тенденция такова: многие компании стремятся отдать оператору связи на аутсорсинг большую часть задач, связанных с построением и управлением телекоммуникационной инфраструктуры. Компании становятся более требовательными к эффективности используемой ИТ-инфраструктуры: ее энергопотреблению, безопасности и надежности в части обеспечения непрерывности бизнес-процессов.

Между тем в кризис бизнес стремится оптимизировать свои затраты, и, как говорят эксперты, в первую очередь срезаются затраты на ИТ

— Действительно, если смотреть на кризисные 2008-2009 гг., то в течение практически всего этого периода мы видели резкие изменения ориентиров и приоритетов наших клиентов. Многие компании взяли курс на сокращение операционных затрат, включая расходы на телекоммуникационные услуги. Операторы связи старались, чтобы клиенты при необходимости экономили, но не сокращали объем потребляемых сервисов, потому что для корпоративных пользователей телекоммуникации сегодня — это не только удобство, это часть системы управления бизнесом. Чтобы удержать клиентов, наша компания, например, предлагала увеличить объем поставляемых сервисов за те же деньги. И выбранная модель показала свою эффективность. Сегодня, когда кризисные явления снова проявляются, мы идем по тому же пути.

Очень важно, что кризис подталкивает компании к внедрению новых решений, а операторов связи — к разработке таких решений. С одной стороны, новые сервисы позволяют компаниям оптимизировать затраты, а с другой стороны — расширяют возможности по увеличению эффективности бизнеса. Это особенность нашего менталитета: пока все не рухнет, никто об эффективности особо и не задумывается. Так что кризис — это драйвер развития и нашей отрасли, и бизнеса в целом.

Как вы оцениваете корпоративный рынок Екатеринбурга и Свердловской области?

— Думаю, не ошибусь, если проведу параллели с Москвой. В регионе сосредоточены крупные промышленные и топливные заводы-гиганты. Потребности в надежных телекоммуникационных сервисах у таких клиентов, соответственно, высокие. Представители именно данных отраслей бизнеса одними из первых в стране внедряют на предприятиях инновационные продукты и услуги, построенные на облачных технологиях, а также M2M-решения, обеспечивающие качественный обмен информацией между устройствами. Поэтому с точки зрения корпоративного сегмента местный рынок представляется для «большой тройки» весьма перспективным для развития.