Генпрокуратура отклонила жалобу «Опоры России» на запрет курения в летних кафе. Впрочем, екатеринбургские рестораторы уверяют: продуктовые санкции ударили по бизнесу сильнее, чем антитабачный закон.
Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» с 1 июня 2014 г. запретил курить в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, — кафе, ресторанах, барах и гостиницах. Через месяц Роспотребнадзор опубликовал разъяснения, согласно которым летние веранды с подиумами, зонтами или декоративными ограждениями могут считаться помещениями и, соответственно, подпадают под действие антитабачного закона. За нарушение закона грозит штраф: для индивидуальных предпринимателей он составляет 30-40 тыс. руб., для юрлиц — 60-90 тыс. руб., для курильщиков — от 500 до 1,5 тыс. руб.
После появления этой информации «Опора России» подготовила жалобу в Генпрокуратуру, в которой бизнесмены указывали, что антитабачный закон не содержит прямого запрета на курение в летних кафе. Члены предпринимательского сообщества заручились поддержкой Минпромторга и московской прокуратуры. Ведомства, в свою очередь, жалобу «Опоры» поддержали: летние кафе без стен не являются ни «помещениями общественного питания», ни «нестационарными торговыми объектами», а значит курить на открытых верандах можно.
Генпрокуратура жалобу не поддержала. Согласно ее ответу, летние кафе c зонтами, подиумами и декоративными ограждениями считаются помещениями общественного питания, курить в которых по закону нельзя, передает Znak.com. В «Опоре России» ответ Генпрокуратуры назвали «не совсем адекватным».
«Веранда никак не может подпадать под определение помещения, и у меня это в голове не укладывается. Конечно, с курением стоит бороться, но в крайности впадать не стоит. И есть ведь более эффективные меры — например увеличение стоимости акцизов. Надеюсь, антитабачный закон к лету смягчат», — цитирует издание вице-президента «Опоры» Александра Жаркова.
Ранее о негативном влиянии закона на бизнес высказывался руководитель Свердловского регионального отделения «Опоры России» Евгений Артюх.
«Предприниматели терпят убытки. Запрет на курение на открытых террасах стал одним из факторов снижения выручки на фоне сезонного спада в период отпусков», — отмечал г-н Артюх в комментарии «УралИнформБюро».
Екатеринбургские рестораторы, опрошенные DK.RU, новым законом недовольны. Так, Рувим Гуткин, директор паба «Доктор Скотч», опасается, что контролирующие органы будут штрафовать заведения и нарушителей выборочно:
«У нас уже есть закон, запрещающий распивать спиртное на улицах. Он действует. И штрафы для граждан предусмотрены от 500 до 1 500 руб. Но вы когда-нибудь видели, чтобы пьющих пиво в общественных местах штрафовали? И не увидите, потому что связываться с ними полиции не хочется. С законом против курения будет то же самое — контролерам проще штрафовать рестораторов на крупные суммы, чем собирать по 500 руб. с граждан на улицах».
Впрочем, отток посетителей рестораторы не связывают с антитабачным законом. Например, Евгений Кексин, основатель бара «Юность», полагает, что екатеринбуржцы стали в целом меньше употреблять спиртное (см. колонку г-на Кексина «Народ перестал бухать» на портале DK.RU). Более серьезным испытанием для общепитов стали продовольственные санкции, введенные в августе. По словам участников рынка, поставщики повысили цены на продукты на 20-30%.
«Мясо, рыба, сыры, молочная продукция и овощи занимают в объеме закупок около 80%, поэтому неизбежно поднятие цен и для потребителей. Пока сложно говорить, насколько именно, но к Новому году, скорее всего, рост будет везде», — рассказывал ранее местный ресторатор, пожелавший остаться неназванным.
Иван Зайченко, директор компании «Сушкоф» (доставка блюд японской кухни), заявлял DK.RU прямо: все сообщения о том, что импортной рыбе есть полноценная замена — «вранье»:
«Найти отечественную замену зарубежному лососю практически невозможно. Компания закупает около 5 т лосося в неделю, причем это был импорт на 100%, потому что российской рыбы в таких количествах просто нет. Раньше лосось закупали по цене 200 руб., а сейчас рыба подорожала до 450 руб. Нам пришлось повысить цены на позиции с лососем, которые составляют 70% всех блюд в меню, примерно на 30%».
Рестораторы сошлись во мнении, что на посещаемость также влияет экономическая стагнация и снижение заработных плат.