«Отсутствие понимания, что собой представляет в современном мире лишение свободы, — довольно грустное наблюдение». Граждане готовы допустить применение силы со стороны власти — в отдельных случаях.
Доля респондентов, допускающих насилие со стороны власти, по некоторым случаям выросла за год на 5–6%. Об этом пишет РБК со ссылкой на исследование фонда «Общественный вердикт», которое проводилось по итогам третьей части общероссийского опроса, посвященного отношению россиян к пыткам. Так, все больше граждан готовы оправдать применение силы к грабителю и избиение заключенных.
Я это связываю с опривычиванием насилия. Оно стало обыденным как тема — взять, например, случай в ярославской колонии. Тема обсуждается, она в повестке, и это дает в том числе и такой результат. Освещение необязательно дает рост неприятия, оно приводит и к усвоению этой практики, пониманию, что это есть в нашей реальности, мы так живем, поэтому в каких-то ситуациях это допустимо, — сказала РБК руководитель исследовательских программ фонда Асмик Новикова.
При исследовании социологи предлагали респондентам рассмотреть примеры реальных случаев, чтобы они могли поставить себя на место полицейского, тюремщика или сотрудника психбольницы и решить, насколько оправданно или необходимо применение насилия. Так, 43% считают допустимым применить насилие к грабителю, который вырвал сумку у пенсионера и пытался сбежать от полицейских, 42% — с необходимостью пытать маньяка, который нападает в парке на детей и прячет их. 69% согласны с действиями медиков психбольницы, которые привлекли других пациентов для «нейтрализации» буйного больного.
11% оправдывают побои заключенного за отказ выходить на работу. Многие респонденты отмечали: в отношении заключенных «допустимо применять насилие, потому что они не в санатории».
Часто встречается мнение, что наказание заключенного — это не просто лишение свободы, но и унижение как норма общения, насилие, какие-то лишения и бесчеловечные условия содержания. Отсутствие понимания, что собой представляет в современном мире лишение свободы, — это, конечно, довольно грустное наблюдение, — отметила г-жа Новикова.
Многие респонденты также не разделяют идею о том, что сотрудник правоохранительных органов должен контролировать свои эмоции и не срывать гнев на задержанных и заключенных.
Кроме того, 12% респондентов согласны с применением силы к участникам мирного несогласованного митинга, а 25% допускают «незначительные нарушения закона» со стороны власти в таких случаях.
Значительная часть россиян считают, что в отдельных случаях применять насилие можно. Они готовы оправдывать то насилие, которое существует, закрывать на него глаза, думая, что это про других, не про меня, — говорит руководитель отдела прикладных социологических исследований «Левада-центра» Денис Волков.