Накануне в СМИ появилось сообщение, что с 1 июля 2016 года будут заменены все бланки полисов ОСАГО. При этом говорилось, что водителям нужно будет срочно менять все действующие полисы.
Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) заявил, что все бланки будут меняться одновременно.
«Предполагается одномоментная замена старых бланков ОСАГО на новые, в том числе находящиеся в обращении, подробности этой операции не планируется сообщать вплоть до последнего момента», - заявил Юргенс, которого цитирует «РБК».
Такое сообщение вызвало волнения в среде автомобилистов: люди в форумах говорили о том, какие огромные очереди образуются в страховых компаниях и коллапсе, который возникнет в крупных городах. В Гознаке позже опровергли сообщение автостраховщиков об одновременной замене полисов ОСАГО по всей стране. Представители унитарного предприятия пояснили, что заменять полисы, которые находятся в обращении, не будут, пишет «Российская газета».
«Мы с ними (Всероссийский страховой союз) о дате не говорили. Это не грамотно так делать одномоментно, устраивать «кипиш». Мы имеем в виду, когда говорим о замене, что с определенной даты, чтобы они выдавали только новые, не меняли те (полисы), которые в обращении», – пояснила помощник генерального директора Гознака по связям с общественностью Наталья Никифорова.
Она также пояснила, что после того, как защитный комплекс будет разработан и утвержден, ведомство приступит к печати бланков, и они будут готовы к дате, оговоренной со страховщиками. При этом в пресс-службе ЦБ сообщили, что к регулятору не поступало предложение РСА об одномоментном обновлении бланков полисов с 1 июля.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал, что заявил, что окончательное решение об одномоментной замене полисов ОСАГО с 1 июля еще не принято.
«Возможно, будет введен какой-то переходный период, во время которого граждане смогут обменять старый бланк на новый», — сказал он.
Однако после этого РСА опровергло его заявление и подчеркнуло, что окончательное решение о смене бланков полиса ОСАГО все же принято.
Необходимость замены пояснили противодействием распространению фальшивых бланков полисов. Новые полисы пока не утверждены, но они будут иметь более высокий уровень защиты. Это тут же скажется на их стоимости: бланк станет дороже на 6-15%, однако это не должно отразиться на стоимости
«Никому из водителей не придется нести дополнительные расходы, издержки этого обмена лягут на страховщиков», — сказал Игорь Юргенс.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов раскритиковал инициативу РСА — он считает, что она ударит в первую очередь по законопослушным автовладельцам.
«Сейчас продажа полисов и так на пределе, бланков хватает впритык, — рассказал Шкуматов. — Недавно, перед тем как были повышены тарифы на ОСАГО, в офисах страховщиков были огромные очереди из желающих успеть приобрести страховку по старым ценам. Понятное дело, полисов не хватало. Еще хуже будет в случае единовременной замены старых бланков на новые. Уверен, что многие водители просто не захотят стоять в очередях и продолжат ездить со старыми бланками».
По словам активиста, отказать в выплате страховки в случае ДТП страховщик все равно не сможет, поскольку сам договор страхования по сути никак не связан с бланком.
«В результате возникнет обратный эффект — автовладельцев, оказавшихся, так сказать, в серой зоне, станет еще больше. Важно отметить и то, что сначала страховщики добились необоснованного повышения тарифов на ОСАГО, а теперь жалуются на рост числа автовладельцев, которые ездят с поддельными полисами. Это же очевидно, что спонсировать аппетиты страховых компаний одни водители не хотят, а другие — не могут», — говорит Шкуматов.
Напомним, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Тарифы по ОСАГО устанавливает правительство России. В последний раз стоимость базового тарифа пересматривалась и поднималась в апреле 2015 года. Тогда страховку подняли сразу на 40% с расширением тарифного коридора на 20 процентных пунктов без учета региональных коэффициентов.
Сегодня для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, максимальное значение базового тарифа ОСАГО составляет 4118 рублей, минимальное — 3432 рубля.
Как отличить поддельный полис ОСАГО от настоящего
Поддельных полисов ОСАГО в России становится все больше. По оценкам экспертов, число поддельных полисов сегодня составляет от 1 до 4 млн единиц, экономический кризис способствует росту числа мошенников на страховом рынке.
При этом от действий преступников страдают добропорядочные автовладельцы: водитель и не подозревает, что имеет на руках поддельный полис и в случае возникновения страхового события не получит защиты со стороны страховой компании.
Кроме того, в таком случае у автомобилиста прекращается история КБМ, «обнуляются» все скидки за годы безаварийной езды, так как поддельный полис ОСАГО не попадает в базу учета договоров страхования Российского союза автостраховщиков. При проверке документов со стороны ГИБДД будет признано управление транспортным средством без страхового полиса, что влечет за собой штраф в размере 800 руб. А в ситуации, когда водитель будет признан виновным в ДТП, ему придется возмещать ущерб из собственных средств. Специалисты советуют проверять полученный страховой бланк через сайт РСА, если полис получен не в офисе страховой компании, пишет Рамблер.Деньги.
Специалисты компании «Коринс» составили алгоритм проверки страхового полиса. Для этого в первую очередь нужно зайти на сайт РСА, а затем выполнить несколько несложных шагов, где в специальном разделе по серии и номеру полиса можно проверить его подлинность. Если бланк не обнаружен, покупать его не стоит. На сайте Российского союза автостраховщиков можно получить сведения о договоре ОСАГО, заключенном для определенного транспортного средства - нужно только вбить данные транспортного средства, и программа выдаст данные по полису автомобиля.