Инициатором увеличения тарифов ОСАГО выступил Российский союз автостраховщиков (РСА). Если идея будет поддержана, страховка подорожает в два раза для 2,1 млн автомобилистов по всей России.
За счет недисциплинированных водителей, нарушающих правила дорожного движения (ПДД), РСА хочет компенсировать убытки страховщиков от продажи полисов ОСАГО в неприбыльных регионах. Повышающий коэффициент будет применяться в отношении водителей, которые получают более пяти штрафов в год. Основой для этих подсчетов послужит база данных ГИБДД и статистика страховых случаев по ОСАГО, пишет «Коммерсантъ».
Авторы идеи предлагают использовать повышающий коэффициент 1,86 для тех, кто нарушает ПДД 5-9 раз в год, коэффициент 2,06 — при 10-14 нарушениях, 2,26 — при 15-19 штрафах в год. За 35 и более нарушений в отношении водителя будет использован коэффициент 3,04. Если инициативу РСА поддержит Центробанк, полис ОСАГО подорожает вдвое для более чем 2 млн водителей России.
Правозащитникам не нравится инициатива РСА, поскольку в случае ее реализации водитель должен будет платить трижды: штраф за нарушение ПДД, оплата уже существующего повышающего коэффициента по ОСАГО, а также возможный новый повышающий коэффициент. Эксперты опасаются, что такое «тройное наказание» может привести «к очередному обогащению страховщиков».
«Мне регулярно приходят «письма счастья» за превышение скорости, но в аварии я ни разу не попадал. В Москве полно мест, где ограничение установлено неоправданно,— там никто 60 км/ч не ездит. Почему я должен платить за ОСАГО больше? Это очередное выкачивание денег из автомобилистов»,— негодует автовладелец Кирилл Разуваев.
А вот по мнению замглавы РСА Евгения Уфимцева, предлагаемый подход соответствует западной балльной системе для определения стоимости страховки.
«Такие водители есть — ну и что? Коэффициент показывает, в какую группу попадает клиент. У автовладельцев, которые часто нарушают ПДД, более высокая вероятность попасть в ДТП», - говорит он.
В то же время страховщики признают, что необходимость введения повышающего коэффициента не является бесспорной. Кроме того, не все нарушения ПДД ведут к аварии: например, штрафы за неправильную парковку было бы учитывать неправильно.
Что касается аккуратных автомобилистов, то для тариф должен быть понижен, считает глава управления методологии обязательных видов компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров. За счет этого ценообразование может стать справедливым.
«Разница в конечной стоимости полисов ОСАГО для обеих групп водителей — безаварийных и нарушителей-виновников — может измеряться десятками процентов»,— убежден Макаров.
Совещание, на котором представители РСА и ЦБ обсудят внедрение коэффициентов, пройдет на ближайшей неделе. Решения по итогам встречи планируется принять уже к 15 июня. Пока непонятно, когда они будут реализованы на практике, но многие считают, что это произойдет до президентских выборов.
Читайте также: Что такое "опасное вождение", и как за него будут наказывать