Меню

«Ощущение смысла исчезает даже у участников системы». Политические итоги 2018 года

«Конец романа власти и ее базовой социальной группы, на которую она опиралась долгие годы». Социально-экономическая ситуация будет ухудшаться, но Кремлю нечего бояться, пока не протестуют элиты.

Главный политический итог 2018 г. — конец романа власти и ее базовой электоральной группы, «путинского большинства», считает политолог Александр Кынев. В интервью Znak.com он рассказал о других ключевых политических трендах и о том, чего ожидать в будущем. Ниже собраны главные цитаты материала.

— Силовая элита сама себе придумала сказку, что весь мир такой же, а значит, она ничем не хуже и может вести себя так, как ей нравится, за рамками норм приличия.

Ситуация с тараном (украинского корабля российским судном) в Керченском проливе — классический пример «выстрела себе в ногу». Россия получила только новый повод для ужесточения санкций, которые сегодня и так мешают экономике страны. 

Возмущение вызывает один подход у власти к себе и другой — к оппонентам. К примеру, у тележурналиста Сергея Брилева оказалось британское гражданство, хотя на его телеканале называют предателями тех, кто получил какой-то зарубежный грант или сходил в зарубежное посольство.

Ситуацию с санкциями можно сравнить с ветшающим домом. Он ветшает, ветшает, ветшает, а в какой-то момент обваливается потолок. Он обваливается потому, что все предыдущие годы шло накопление дефектов, — и вот результат.  

Разбалансировка системы уже произошла, и даже ее участники наверху не понимают, что, куда и как идет. «Их бросают на амбразуру, а потом делают вид, что все это они сделали по собственной инициативе. Исчезает ощущение смысла происходящего». 

Кремль и Путин в частности так сильно переключились на внешнюю политику, что им стало казаться — во внутренней у них все стабильно, поэтому социальные меры для них были на последнем месте.

Высокий результат президента и «Единой России» на выборах последних лет привели к тому, что у власти возникла иллюзия абсолютной управляемости социально-политических процессов. «Возникло ощущение: что бы мы ни делали, все пойдет как по маслу, никаких преград не возникнет. А в случае чего у нас есть мощные инструменты пропаганды: черное объявим белым, и все поверят, мы это уже не раз проходили».

Население и раньше протестовало против непопулярных мер, но никто во власти всерьез не представлял, что люди не поддержат пенсионную реформу, причем телевизор не поможет. «Власть вошла в диссонанс с ее базовой электоральной группой». 

Главным внутриполитическим итогом уходящего года стал конец романа власти и ее базовой социальной группы, на которую она опиралась долгие годы, — полагает Александр Кынев.

При этом неорганизованный протест не представляет для власти угрозы. «Если в стране нет значимой элитной группы, способной заниматься организацией какой-либо политической кампании, то весь протест уходит в никуда». В 2019 г. социально-экономическая ситуация будет ухудшаться, но протестное движение не усилится.