Версия об ошибке пилотов «Суперджета» является основной в уголовном деле о катастрофе, в которой погиб 41 человек. К повреждениям лайнера могло привести невыработанное топливо и превышение скорости.
Расследовать авиакатастрофу самолета Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», выполнявшего рейс Москва – Мурманск, будет первый замначальника главного управления по расследованию особо важных дел Следственного комитета Николай Ущаповский, пишет «Коммерсантъ». Он расследовал подрыв поезда «Невский экспресс» в 2009 г. и двойной теракт на бортах самолетов из Москвы в Сочи и Волгоград в 2004 г., а также ряд других резонансных дел.
Ранее в Следственном комитете сообщили, что рассматривают разные версии катастрофы в Шереметьево: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших техосмотр борта, неисправность самолета и неблагоприятные метеоусловия.
Подозрения в ошибке пилотов связаны с их действиями при посадке лайнера. Борт SU-1492 вылетел из Шереметьево в Мурманск в 18:02, 14 минут спустя его командир Денис Евдокимов связался с диспетчером по резервному каналу связи и сообщил, что в его SSJ 100 попала молния, что привело к отказу основного канала радиосвязи и автоматики управления самолетом.
Заход самолета на посадку оказался сложным, потому что совершался в ручном режиме, в котором отключается ряд важных функций. Самолет также садился с максимальной массой, так как топливо не было израсходовано. Кроме того, как утверждается, пилоты превысили вертикальную скорость снижения самолета, и касание колесами взлетно-посадочной полосы оказалось слишком жестким, от чего самолет отскочил от ВПП. После второго скачка стойки шасси продавили топливные баки, керосин выплеснулся на двигатели и загорелся. В результате пассажиры, сидевшие сзади, получили серьезные травмы и не могли выбраться из салона самостоятельно.
Летчики поторопились с приземлением, вместо того чтобы продержаться в воздухе несколько часов и выжечь лишний керосин, полагают авиаэксперты. А в процессе посадки показали слабую подготовку и усугубили ситуацию отскоками.
Следствие изучает также работу наземных служб аэропорта Шереметьево. Сами команды «Тревога» и «Готовность» были отданы с опозданием, считает руководитель Шереметьевского профсоюза бортпроводников Илона Борисова.