«Оказалось, что обучения в дорогих частных школах и западных университетах, даже сдобренного стартовым капиталом, явно недостаточно для достижения детьми успеха, который ожидают родители».
Дети богатых родителей в России чувствуют себя неподготовленными к самостоятельной жизни, несмотря на отличное образование и стартовый капитал, пишет Андрей Шпак, заместитель директора Центра по стратегии и исследованиям Центр управления благосостоянием и филантропии МШУ «Сколково», для Forbes Contributor.
— Мы ожидали, что в ближайшие годы станем свидетелями передачи крупных и не очень состояний и бизнеса второму поколению (детям) их нынешних владельцев. Ведь владельцам бизнесов и обеспеченным родителям уже нередко далеко за 50, и у многих старшие дети уже взрослые. Однако большинство российских обеспеченных родителей пока проблему «преемственности» и перспективы построения «семейного бизнеса» не считают как-то особенно актуальной, воспринимая ее через призму наследования, время которого, по их мнению, наступит еще не скоро.
Оказалось, что обеспеченных родителей гораздо больше волнует вопрос, как воспитать и сделать успешными своих детей. Дело в том, что многие на примере своих старших детей, которым нередко уже за 30, разочарованы тем результатом, к которому привел их, обычно, квази-советский подход к воспитанию второго поколения, когда основные усилия направляются на получение первоклассного образования (часто — зарубежного), обеспечивается некоторый стартовый капитал, и дальше предполагается, что этого достаточно, чтобы следующее поколение добилось дальнейшего успеха самостоятельно.
Почему этот подход квази-советский? Он очень похож, хотя и на другом материальном уровне, на то, что родители старались обеспечить своим детям в советский период. В то время, в силу ограничений, накладываемых общественно-политической системой, советский родитель, даже самый высокопоставленный, вряд ли мог дать своему ребенку существенно больше, нежели обеспечить его квартирой, автомобилем, местом в престижном вузе и некоторой суммой на сберкнижке.
Распространенность советской модели воспитания вполне объяснима и подавляющая масса исповедует именно такой подход. Одна из основных причин — нынешнее поколение родителей фактически воспроизводит модель развития детей, которую они сами видели в своем детстве. Другая причина распространенности такого подхода к воспитанию следующего поколения — он относительно прост (заплатил за образование, обеспечил стартовые условия, а дальше – все сам) и, на первый взгляд, справедлив — все дети получают примерно одинаковый стартовый пакет.
Проблема применения такого подхода в новых условиях, который часто выливается в концентрации усилий на получении западного образования, в том, что на практике чаще оказывается, что обучения в дорогих частных школах и западных университетах, даже сдобренного стартовым капиталом, самого по себе явно недостаточно для достижения ожидаемого родителями успеха.
Сами дети тоже не сказать, чтобы были сильно довольны результатами. Например, опрос второго поколения семей долларовых миллионеров, который Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково проводил недавно, показал, что второй самый распространенный страх среди второго поколения — что они не смогут обеспечить свою семью. Этот страх отметили 43% тех, кому было больше 25-и лет на момент опроса. Более половины ребят старше 25-ти в качестве главного опасения назвали боязнь не реализовать поставленные перед собой цели. Поразительно, что это дети тех, кого можно назвать сверхобеспеченными людьми по среднероссийским меркам. При этом в целом второе поколение не жалуется на отсутствие поддержки со стороны семьи — таких в нашем опросе оказалось меньше 3% респондентов. Число тех, кто считает свои отношения с родителями непростыми, составило всего около 10%. Это тоже не много.
В чем причина того, что дети чувствуют себя слабо подготовленными к самостоятельной жизни, невзирая на существенные ресурсы, которые родители вкладывают в их образование?
На мой взгляд, таких существует три основных причины.
Первый — это чрезмерная опека. Не секрет, что многие дети из состоятельных семей живут под постоянным присмотром. С ощущением, что родители, если что, подхватят и помогут. Без возможности делать ошибки и решать «взаправду». В результате, когда приходит время для собственной «игры» и самостоятельного «выхода на оперативный простор», оказывается, что у многих из них нет соответствующих навыков и опыта; им сложно принимать любые серьезные решения самостоятельно и действовать в условиях жесткой конкуренции, когда нет заранее заданного правильного ответа.
Вторая проблема — чрезмерный фокус на формальном образовании в ущерб практическому опыту. Информация без опыта ее практического применения — это просто теория. Особенно, когда ребенок учится в английском университете, а применять полученные теоретические знания должен будет потом в России, среда которой мало походит на английскую. И когда практический опыт тоже формируется «под присмотром», то есть как бы и не совсем опыт.
Третья причина — непроговоренность финансовых взаимоотношений после «выхода в свободное плавание». Наши данные показывают, что дети в состоятельных семьях рассчитывает на гораздо большую и продолжительную поддержку со стороны родителей и на большее вовлечение в управление семейными активами, чем планируют сами родители.
Мешает и отсутствие взаимного понимания «критериев успеха» и высокая планка, которую дети в обеспеченных семьях, глядя на родителей, имеют привычку себе ставить. Часто не понимая, что их ожидания явно завышены и нереалистичны.