Меню

«Ошибочно считать, что прибыль приносит бизнес-идея». Колонка Владимира Мотчаного

Парикмахер с опытом почти 40 лет и управленец с 30-летним стажем, Владимир Мотчаный рассказывает о том, как собрать, воспитать и удержать свою команду. Колонка на DK.RU.

Владимир Мотчаный первым в Екатеринбурге открыл салон красоты класса «люкс», а затем специализированный парикмахерский магазин. Развил сеть под брендом «Салоны красоты Мотчаного» и основал школу подготовки специалистов для индустрии красоты. В колонке на DK.RU он рассказывает о принципах командообразования, важных для устойчивости бизнеса. 
 
 — Ситуация в сфере парикмахерского бизнеса и не только в Екатеринбурге на текущий момент складывается не пользу для работодателя. Действительно, кризис ощущается, салоны среднего уровня и выше просели достаточно серьезно. Что же делать? Я отвечу и хочу начать с небольшого экскурса в прошлое. 
 
Открыв в 1988 году свой первый салон, я стал внедрять стандарты, если можно так сказать, парикмахерского искусства. Искал хороших мастеров по всей стране, приглашал специалистов из разных городов. Наладил сотрудничество с Омским техникумом, который считался в те времена лучшим в стране по обучению парикмахеров. И многие приезжали, потому что для персонала у меня были созданы, без ложной скромности, замечательные условия: предоставлялось жилье, давались подъемные, выплачивалась компенсация за детский сад, устраивались праздники… А самое главное, каждый работник проходил обучение и обеспечивался инструментом за счет средств работодателя. 
 
И сегодня я склоняюсь к тому, чтобы частично вернуть ту систему — бесплатное образование, предоставление инструмента, если и не бесплатно, то, как вариант, с 50%-ной скидкой и рассрочкой платежа. Есть идея строительства жилья со всей инфраструктурой. Необходимо вовлечь персонал в новые взаимоотношения. Я считаю, что самое главное, нужно проявить огромную заботу о сотрудниках, и, прежде всего, дать им образование. Когда бизнес проваливается? Когда кадры недоучены, когда сервис хромает, когда в коллективе высокий уровень эмоционального истощения. Вот эти три пункта, которые не позволяют компаниям развиваться. 
 
Один из секретов конкурентоспособности коллектива заключается в постоянном повышении квалификации. И тем не менее, многие руководители психологически не готовы инвестировать в обучение. Вот такая получается зависимость: у подчиненных нет денег, чтобы учиться, а собственник не тратит средства из-за боязни того, что специалист впоследствии «зазвездится», уволится, уведет клиентов.
 
Уберите свои страхи! Потери кадров неизбежно будут. Но уволившись, они будут нести ваше имя, ваш бренд, они будут говорить, что вы их обучили. Они не будут демпинговать, уйдя от вас, потому что будут ценить свое умение. Конечно, случается и так, что человек, уверовав в свою исключительность, поступает непорядочно, начинает манипулировать своим положением. Но хочу подчеркнуть, что такая ситуация, чаще всего, возникает, если вкладываются средства в одного специалиста. А вот если команду воспитать, то они друг другу будут дышать в спину, в затылок, будет формироваться здоровая конкуренция.
 
Если сотрудники правильно мотивированы, результаты обучения скажутся быстро. Это отразится в повышении уровня сервиса, что в конечном итоге, приведет к увеличению доходов. А если ваши сотрудники не подготовлены, бесполезно давать рекламу и ждать увеличения потока посетителей. 
 
Немаловажный фактор для любого, кто работает в команде, кто хочет расти, быть признанным, — это статус, карьерный рост. Откройте человеку перспективу, подталкивайте его, и он будет стремиться к намеченной цели. 
 
Как менеджеры-управленцы мы должны каждый день думать, что мы можем предложить нового для нашего персонала и для клиента. Ошибочно считать, что прибыль приносит бизнес-идея, оборудование и тому подобное. Люди являются основным ресурсом любой организации, что, к сожалению, поняли еще не все руководители. Многие думают, вот я обучу кого-то, а он уйдет… Пусть идет. 
 
Что же происходит, когда обученные квалифицированные специалисты уходят в теневой бизнес? Они быстро деградируют. Потому что выпадают из конкурентной среды, не уделяют достаточно внимания своему образованию, сервису. Никто из фрилансеров не признается, как ему плохо. Арендуют рабочие места в салонах, стригут дома, ходят по квартирам и учреждениям и в каком-нибудь закутке за обеденный перерыв успевают ножницами «чик-чик» несколько голов… Они не просчитывают, что придется самим закупать оборудование, платить за электричество, за то же обучение. Нереально заработать самому столько денег, чтобы хватило на образование, на инструмент, на прочие неотложные нужды… Нереально! Это можно сделать только в команде! 
 
Владимир Мотчаный, фото из группы Facebook Motchany Vladimir
 
Сейчас у меня уже нет необходимости приглашать мировых звезд для обучения персонала. Потому что я это делал на протяжении последних 15 лет и так натренировал персонал, что мы можем дать фору любому заграничному преподавателю. Конечно же, и из моего салона уходили квалифицированные мастера. Кто-то думает, что если он отлично стрижет или пилит ногти, то сможет и управлять собственным бизнесом. Нет, так не бывает, нужны именно управленческие задатки. Поэтому многие возвращаются. 
 
Я не делаю секрета из того, как работает моя компания. Мы предоставляем уникальную систему обучения, и это уже признали многие. Сейчас предлагаем крупным компаниям организовать салоны на их базе, где могли бы получить новую специальность, например, люди, попавшие под сокращение. Мы их обучим. Можно привлечь детей сотрудников, мы дадим им профессию. Интересное предложение? Есть планы по обучению детей из детского дома, из малоимущих семей… 
 
Считаю, что нужно постоянно двигаться. Мы выстраиваем стратегию развития на годы вперед, используем кризис в качестве расширения салонного бизнеса и, наверно, поэтому выдержали все экономические неурядицы.
 
Текст размещен на личной странице Владимира Мотчаного в Facebook, публикуется на DK.RU с согласия автора.