«Следователь усмотрел признаки преступления». Бизнесмен Артем Лаптев заказал в Китае трекеры для курьеров, чтобы клиенты могли рассчитать время доставки. Теперь ему грозит срок по «избыточной» статье.
Артем Лаптев в 2017 г. хотел разработать приложение, в котором клиент мог бы видеть движение курьера по карте, чтобы рассчитать время доставки еды, рассказал он «Коммерсанту». Аналогичная технология использована в приложениях по вызову такси, там используются телефоны, но у курьера нет возможности его подзаряжать. Г-н Лаптев решил заказать трекеры из Китая за 500 руб. через AliExpress. Он сделал заказ еще в июле 2017 г., но не получил его, однако 19 апреля 2018 г. ему пришла повестка из Следственного комитета.
Предприниматель приехал к следователю без адвоката. В СК он подтвердил факт покупки.
Это оказалось достаточным — следователь усмотрел признаки преступления по ст. 138.1 УК РФ. Я о такой даже не знал, — сказал г-н Лаптев.
Его заказ задержали на таможне и отправили на экспертизу, и там увидели, что в коробках есть не только трекеры, но и встроенные микрофоны. За счет этого устройства посчитали «предназначенными для негласного получения информации».
На второй встрече г-н Лаптев с адвокатом пытались объяснить: курьеры должны были знать, что в сумке с едой находится трекер. Следователь отнесся к этому с пониманием, но отметил, что теперь есть два варианта: написать признание с раскаянием и получить небольшой штраф либо долго судиться и доказывать невиновность. Теперь предприниматель «на ровном месте может заработать судимость, не совершив никакого преступления».
По ст. 138.1 УК РФ предусмотрен штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы — также на четыре года максимум.
Проблемы с применением ст. 138.1 УК РФ признавались не раз. В декабре 2017 г., после того как президенту Владимиру Путину на пресс-конференции рассказали о задержании по этой статье курганского фермера, заказавшего GPS-маячок, чтобы следить за коровой. После этого дело в отношении фермера прекратили, а Генпрокуратура начала проверять все уголовные дела по этой статье. В конце апреля 2018 г. ведомство пришло к выводу, что у закона есть издержки, и его необходимо корректировать.