Уральские эксперты проанализировали нововведения 2016 г. и оценили, где еще можно сэкономить на налогах, и в какой «карман бизнеса» власти залезут дальше.
По оценкам экспертов 2016 г. стал периодом последовательного ужесточения налогового администрирования и усиления «антиоффшорного» законодательства. И это, естественно, значительно сократило возможности легальной налоговой оптимизации. А отдельные послабления являются точечными, локальными и, по сути, на общий тренд не влияют. Юристы констатируют, что массовым и бесспорно законным остается фактически только один вариант: грамотное применение специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД, единого сельскохозяйственного налога и т.п.).
Спасение в УСН
Во главу угла в ситуации дефицита вариантов оптимизации встает использование новых возможностей УСН.
«Говоря о расширении возможностей для легальной налоговой оптимизации, необходимо отметить, прежде всего, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Он вступает в силу с 1 января 2017 г. Да, формально закон абсолютно о противоположном - о передаче налоговым органам полномочий по администрированию взносов, что, наоборот, явно ужесточит налоговое давление на бизнес. Но попутно этим актом бизнесу предоставлена важная возможность для снижения нагрузки: существенно увеличены лимиты для применения УСН», — комментирует Роман Речкин, старший партнер ГПК «Интеллект-С».
В частности, как отмечает эксперт, лимит для первоначального перехода на УСН повышен с 45 до 90 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), лимит по стоимости основных средств, влекущий утрату права на применение УСН, повышен со 100 до 150 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Лимит по выручке, влекущий утрату права на применение УСН, повышен с 60 до 120 млн руб. (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).
С «упрощенкой» связаны и еще некоторые важные нововведения, дающие налоговые лазейки бизнесу. Например, с 2016 г. при определении доходов «упрощенцы» могут исключить из них суммы налогов, что предъявлены налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг). Это позволит исключить из доходов суммы НДС, полученные при выставлении счетов-фактур с выделенной суммой налога. Кроме того, с 1 января 2016 г. сократить за счет режима УСН свои расходы смогут организации, которые имеют представительства.
«Вообще нужно уточнить, что с 2016 г. есть и еще один вариант честной оптимизации, но он зависит от региональных властей. Это право на уменьшения ставки по УСН с диапазоне от 1 до 6%. Раньше законодатель позволял так делать только в отношении схемы «доходы минус расходы». На основании закона N 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ» (июль 2015 г.). Только беда в том, что Свердловская область таким правом пока не воспользовалась», — комментирует частный налоговый консультант Олег Бирюков.
Ставка налога может стать и нулевой. Однако только в отдельных областях для предпринимателей-новчиков, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и работающих в тех сферах, которые значимы для региона.
«Изначально планировалось предоставить эту льготу и для юрлиц, но остановилась только на ИП. Очевидно, что этим пунктом в более невыгодные условия ставятся ИП, которые были зарегистрированы уже достаточно давно и полном объеме платят все налоги и сборы», — добавляет Диана Маклозян, руководитель правового департамента Heads Consulting.
Россыпь мелких бонусов
Кроме расширения доступа в режим УСН сохраняются еще некоторые законные способы снижения налогового бремени. Например, использование законодательства о статусе Республики Крым.
«Для налогоплательщиков, зарегистрированных в Крыму, российское налоговое законодательство предусматривает существенные налоговые льготы: от сниженных налоговых ставок до освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов. Это превращает Крым в некую «налоговую гавань», но, естественно, только в случае реального осуществления деятельности на полуострове», — отмечает Роман Речкин.
Кстати, схожими «гаванями» с 2016 г. могут стать особые экономические зоны в Магаданской области и свободном порту Владивосток. Но, к сожалению, как отмечают опрошенные эксперты, как и Крым, эти территории пока привлекают абсолютное меньшинство предпринимателей. Они остаются частным и достаточно сложным вариантом решения для налоговой оптимизации.
Другим немаловажным новшеством стало расширение перечня для предоставления инвестиционного налогового кредита. Если ранее это было возможно только при проведении налогоплательщиком НИОКР либо технического перевооружения производства, то с 2016 г. список оснований расширился.
«К таким мероприятиям по снижению негативного воздействия на окружающую среду относятся теперь широкий список: внедрение наилучших доступных технологий; проектирование, строительство, реконструкция систем водоснабжения или других определенных сооружений; установка оборудования по улучшению режимов сжигания топлива и другого определенного оборудования. То есть компания, которая проводит или захочет провести любые подобные мероприятия, имеет право на получение инвестиционного налогового кредита», — отмечает Диана Маклозян.
По мнению экспертов Аналитической службы Центра taxCOACH, еще одним небольшим, но все-таки заметным послаблением в «пригоршне» мелких бонусов 2016 г. стали изменения в режиме единого сельхозналога. Теперь его можно применять для бизнесов, не являющихся сельхозпроизводителями, но оказывающих им сельскохозяйственные услуги. В актуальном перечне целый список таких услуг: например, услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, уборки урожая, услуги в области животноводства. Это, безусловно, небольшая, но важная для отдельной отрасли льгота и возможность для законного снижения налогового беремни.
Резюмируя ситуацию вокруг оптимизации налогов, эксперты не обошли стороной и еще одно важное обстоятельство: давление на бизнес в сфере налогообложения в 2016 г. оказалось заметно снижено не налоговым, а уголовным законодательством. Речь идет о Федеральном законе N 325-ФЗ, которым были внесены изменения в примечание к ст. 199 Уголовного кодекса РФ. Установлен нижний предел недоимки по налогам, по достижении которых имущественная ответственность за незаконную налоговую оптимизацию переходит в статус уголовной.
«Теперь предпринимателям чуть сложнее оказалось сесть за неуплату налогов. С 15 июля 2016 г. под категорию «крупный размер неуплаты» (с соответствующими уголовными последствиями) подпадает сумма, составляющая за три финансовых года подряд более 5 млн руб., а раньше было 2 млн. Это при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% (до этого было 10%) подлежащих уплате. Или если общий размер неуплаты превышает 15 млн руб. (до принятия этого закона было 6 млн руб.)», — приводит цифры юрист Иван Дерягин.
Возьмут через метры
По мнению профессиональных юристов в 2017-2018 годах существенного изменения налогового бремени для бизнеса ожидать не стоит. Однако причина этого вовсе не в «доброте» государства, а в том, что для дополнительных сборов теперь стоит ожидать «непрямой подход». Самое ожидаемое направление такого «непрямого» подхода — развитие системы налогообложения недвижимости, где видны очевидные пробелы.
«Когда государству понадобятся средства, оно пойдет к крупным собственникам недвижимости, потому что здесь еще есть где «дожимать». В частности, в нашем регионе. Сейчас определение перечня объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, делегировано субъекту РФ. Свердловская область, реализуя эти полномочия, исключила из перечня такой недвижимости основную часть — встроенно-пристроенные нежилые помещения, а также нежилые помещения в административно-деловых и торговых центрах площадью до 5 тыс. кв.м (ст. 1.1. Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций»). В результате налогом на имущество организаций в Свердловской области обложены менее 50 крупных торговых центров. Вся остальная подобная недвижимость либо вообще не облагается налогом на имущество, либо этот налог определяется исходя из балансовой стоимости этого имущества», — приводит пример Роман Речкин.
Эксперты уверены, что скоро государство вернется к расширению обложения крупной собственности, используемой бизнесом, что станет новым элементом в давно наметившейся «петровской» политике собрать налоги со всего, хотя бы и «с бород и дыма».