Илон Маск – харизматичный бизнесмен, который находится в самом расцвете сил (ему стукнет 45 лет 28 июня), в кармане у которого - $12 млрд. Его компании – лидеры по выпуску высокотехнологичных вещей.
Власти восхищаются талантами Маска и легко выдают гранты, в России же он особенно любим оппозиционерами, которые приводят его в качестве примера того, как нужно создавать технологии будущего. На Петербургский экономический форум Маска пригласил лично Роман Абрамович, но о том, что ответил Маск, не сообщается. О том, как строил свой бизнес этот гениальный изобретатель – в рубрике «Своё дело».
Портал «EG.ru» пишет, что, если внимательно изучить биографию Илона Маска, станет ясно: основные его заслуги - харизма и умение убеждать. Остап Бендер наших дней, последователь Стива Джобса, этот человек умеет продавать мечту и чувство соппричастности к великому. Однако ничего принципиально нового он пока не придумал, этот человек просто умеет правильно подать идеи - даже не свои, а почерпнутые из фантастических фильмов и книжек.
Молодой, да ранний
Первым достижением Илона Маска называют создание компьютерной игры «Blast Star» в 10 лет (или 12, версии отличаются). Однако «Blast Star» была клоном легендарной «Space Invaders», которую придумал японец Томохиро Нисикадо. О других успехах Илона в написании программ никто не слышал.
Зависшие деньги
Маска также называют основателем платежной системы PayPal. Но это не так: ему с партнерами принадлежала компания «X.com», которая пыталась специализироваться на электронных денежных переводах. Убыточную фирму вместе с десятком подобных купила «Confinity»: контора, создававшая программное обеспечение для наладонников и параллельно налаживавшая сервис для быстрого перевода денег, там и придумали PayPal. Но это был первый раз, когда Маск сумел красочно расписать перспективы, после чего он стал руководителем маркетингового отдела. Платежная система быстро становится популярной, уже раскрученную систему позже перекупил за $1,5 миллиарда интернет-аукцион eBay. Илон Маск получил за свою долю $22 миллиона.
Чистые помыслы
Создание компании «Tesla» и идею серийно производить электрические автомобили также приписывают Маску, но основали фирму инженеры Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Но именно с появлением Маска вокруг электромобилей поднимается шум: это транспорт будущего, экологически чистый, супертехнологичный и дешевый. При этом пока «Tesla» могут позволить себе лишь богатые и знаменитые в качестве еще одной игрушки в свой гараж.
Профессор, доктор физико-математических наук Виталий Сергеев рассказывает о топливе для электрокаров:
«Аккумуляторы «Tesla» - это собранные в модули нужной мощности обычные литий-ионовые батарейки на 3,7 вольта. Не самая чистая вещь. Кстати, их «Tesla» закупает в Китае, где они давно используются в электротранспорте - автобусах, автомобилях и скутерах. Только стоят дешевле. Что касается технологий электрических авто, они все давно придуманы и отработаны, «Tesla» ими только пользуется».
Гений Маска в том, что он очевидное выдает за невероятное. Например, «гениальное» решение - аккумулятор размещен внизу, на стойке шасси. Но больше девать его некуда, так как сзади багажник, спереди опасно - при ударе батарейки загорятся. «Уникальные задние двери конструкции «ласточкино крыло» - тоже не гарантированно удачная находка, которая из-за своей сложности не применяется ни в одном из серийно выпускаемых сейчас автомобилей».
Да и с суперзарядками вышла накладка - обещали подзаряжать аккумуляторы быстро и бесплатно, потому что от солнца (есть ведь еще компания «SolarCity», перепродающая китайские солнечные батареи, которой владеют кузены Маска). Однако оказалось, что таких модулей нужной мощности не существует. Поэтому приходится подключаться к городской электросети, а это уже совсем не бесплатно и вовсе не быстро. Таким образом, ни одну из проблем электромобилей - дороговизна, малый запас хода, слишком тяжелый аккумулятор, который нужно долго заряжать, в «Tesla» за 13 лет не решили.
Заряди себе сам
Илон очень любит солнечные батареи - идея бесплатной энергии ему очень нравится. В 2015 году миллиардер анонсирует супербатарейку «PowerWall»: вешаешь блок на стену в доме, и он, когда надо, расходует энергию, когда не надо, копит, запитываясь от солнца или ветра. Экономично и экологично.
«В рекламе «PowerWall» от нее авто заряжают: батарейка в 7 киловатт питает аккумулятор на 85, но кто об этом задумывается, - сетует Виталий Сергеев. - Кроме $3,5 тысячи на сам «PowerWall», вам придется перестроить всю сеть в квартире или доме, воткнуть во дворе ветряк или установить солнечные батареи, добавить защитный и охлаждающий блоки. И помещение отдельное, безопасное - не дай бог герметичность батареи нарушится, литий-ион горит за милую душу. Ну и батарейки придется периодически менять. Тоже денег стоит. В Институте исследований энергетики США подсчитали, что окупится эта затея лет через 40».
Однако реклама сработала, и люди потянулись на супербатарейкой. Это было в мае 2015 года, в феврале же некий американский репортер на месте завода, где должны были производить «PowerWall», запустил беспилотник с камерой. Оказалось, что цеха пусты, оборудования нет, даже крыша не достроена.
«Первая версия оказалась настолько удачной, что ее выкупили оптом. Ждите второй - в августе», - пояснил Маск начавшим задавать вопросы покупателям.
Через тернии к звездам
Еще одно детище Илона Маска - компания «SpaceX». Она регулярно получает гранты от NASA и работает над проектами многоразовых ракет-носителей. При этом вернуть после запуска первую ступень целой, чтобы использовать еще раз, компании ни разу не удалось. Все неудачи при этом подаются с неизменным оптимизмом, никто не кричит о бессилии американской космической науки.
«В данном случае Маск использует новый принцип, - объясняет эксперт. - Российский «Буран» и американский «Шаттл» приземлялись с помощью тормозного парашюта, его Falcon тормозит двигателем. Это значит, что он должен тащить туда и обратно огромный запас топлива. Заботимся об экологии?»
Дело труба
Самой невероятной и «завиральной» идеей Маска на сегодня называют сверхскоростную дорогу Hyperloop. Суть ее такова: есть труба, в ней на магнитной или воздушной подушке мчатся поезда-капсулы со скоростью, приближенной к звуковой. Внутри трубы поддерживается форвакуум - состояние, близкое к вакууму, то есть сопротивление воздуха не мешает развивать нужную скорость. Интервал между поездами 30 - 60 секунд, а питаются они от солнечных батарей.
«В журнал «Техника молодежи» и то реальнее проекты присылали в свое время, - Виталий Сергеев безжалостен к Маску. - Создание форвакуума в длинной трубе требует большого количества мощных насосов. При этом она должна быть абсолютно герметична, а на станциях придется устраивать помещения с нормальным давлением для входа и выхода пассажиров. Для воздушной подушки нужно нагнать воздух под капсулу - как это сделать в форвакууме? А магнитную подушку от солнечных батарей не запитаешь - не хватит мощности. Теперь безопасность. Представьте: один поезд летит за другим с почти звуковой скоростью (300 м/с) и с интервалом в минуту. Случись что, где ему тормозить? Да они налетят друг на друга и сомнутся в гармошку. А на это, отвечает скептикам вроде меня Илон Маск, у нас есть сверхсекретный материал вибраниум. Он в восемь раз легче алюминия, но в десять раз прочнее стали. Мы сделаем из него капсулы, и в случае аварии он не повредится, давление внутри останется нормальным. Вы еще верите этому мечтателю? Тогда напомню, что вибраниум - выдуманный материал, из которого сделан щит героя американского комикса Капитана Америки».