Торговля фермерскими продуктами, попытка оживить российскую глубинку, выпуск криптовалюты, долги перед сотрудниками и поставщиками. Десятилетний путь LavkaLavka на рынке — непростой и неоднозначный.
Два года назад руководство фермерского кооператива LavkaLavka увлеклось криптовалютным проектом, который провалился, пишет VC.RU. Сейчас компания должна и поставщикам, и сотрудникам, один из сооснователей уходит, бизнесу грозит раздел. DK.RU — кратко о том, что случилось с LavkaLavka.
Александр Михайлов, один из трех сооснователей компании, покинул ее в мае 2019 года. LavkaLavka должна, по данным «Контур.Фокус», больше миллиона рублей. С осени 2018 года против компании подано семь исков на общую сумму 1,4 млн рублей. Еще один иск на 1,7 млн подан против дочернего юрлица LavkaLavka — ООО «Биокоин».
Кто будет отвечать по обязательствам, неизвестно: у кооператива запутанная структура, в 2018 году LavkaLavka разделилась на четыре юридических лица, которым отошли магазины и сайт.
Несмотря на серьезные финансовые проблемы, в 2019 году Борис Акимов, один из основателей фирмы, сумел найти нового стратегического инвестора, бывшего миноритарного партнера LavkaLavka, имя которого не раскрывают.
Как все начиналось
LavkaLavka появилась в 2009 году, когда Борис Акимов разочаровался в продуктах из супермаркетов. Он называл продовольственное изобилие иллюзией: вроде времена дефицита остались в прошлом, еды на прилавках много, а выбирать не из чего. Через некоторое время пришла идея открыть интернет-магазин фермерских продуктов с доставкой, все началось со сбора заявок в интернете. Предприниматели с самого начала ориентировались на сегмент верхнего среднего класса: людей, которые готовы платить за качество и вкус.
Проект нашел свою аудиторию, а годовая выручка компании к концу 2009 года приблизилась к 1 млн рублей. В 2010 году Акимов и Михайлов привлекли инвестиции от друзей и запустили первую офлайн-точку — на территории модного бизнес-квартала «Арма». Там не только продавались продукты, но и организовывали интересные «гастрономические» мероприятия. В 2010 году заработал полноценный интернет-магазин LavkaLavka.
Все продукты были «именными» — от фермеров: в интернет-магазине продавалась не просто ряженка, семга и цыплята, а ряженка от Нины Козловой, семга от Андрея Курбатова, цыплята от Андрея Овчинникова.
В 2011 году появилась «Система экологической сертификации» для фермеров кооператива, который помогал отбирать лучших поставщиков и продукты. Система учитывала ландшафт местности, удаленность от промышленных предприятий, технологии обработки почвы, содержание и забой животных и так далее.
Покупатели доверяли LavkaLavka — во многом благодаря харизме Бориса Акимова. Он стал одним из первых предпринимателей, который превратил свой бизнес в реалити-шоу, открыто рассказывая в блоге и соцсетях о планах, проблемах, удачах и неудачах.
Сегодня вы едите ряженку с корочкой — а завтра в деревне семья строит новый молочный цех. И вы точно знаете, где и кто строит этот цех. Вам вкусно, вам приятно — вы соавторы новой жизни в деревне, — говорил он.
Курс доллара вырос, курс компании изменился
С приходом кризиса 2014 года покупательская способность людей резко упала, что сказалось на продажах LavkaLavka, аудиторию компании захватил «ВкусВилл», где цены были заметно ниже.
LavkaLavka не замечала угрозы и вкладывала деньги в сторонние проекты. Например, решила открыть цех в Териберке — маленьком селе в Мурманской области. Развивая село, ставшее известным после фильма «Левиафан», LavkaLavka планировала открыть в деревне цех по переработке тундровых ягод и грибов, а также предприятие по производству морской соли. Все планы остались на бумаге.
Похожая история произошла с другим проектом LavkaLavka — фермерским хабом на границе Московской и Тульской областей, который компания развивала вместе с кооперативом «Марк и Лев».
К 2017 году у LavkaLavka начались финансовые проблемы, с фермерами перестали расплачиваться за отгруженный товар. При этом компания не урезает расходы, вкладывая деньги в запуск новых точек продаж. Начинается замена поставщиков, отбор фермеров становится более лояльным. Появились слухи, что в точки продаж начали поступать не исключительно фермерские продукты.
Помимо падения качества товаров, у компании испортился клиентский сервис, — рассказал бывший сотрудник LavkaLavka, — курьеры часто путали заказы или привозили их неполными.
К середине 2017 года выручка LavkaLavka «резко упала». По оценке бывшего сотрудника, до 4 млн рублей в месяц. По данным Inc Russia, выручка компании по итогам 2016 года составляла 300 млн рублей. Задолженность LavkaLavka перед поставщиками, по неофициальным данным, к середине 2017 года достигла около 15 млн рублей.
Биткоин не зашел
В этот непростой момент Борис Акимов и Александр Михайлов затеяли очередной проект — решили выпустить собственную криптовалюту. Так как в России нет свободного хождения биткоина, LavkaLavka пошла на хитрость: криптовалюта переводилась на электронный кошелек, а в кассу магазина вносились фиатные деньги и печатался чек.
Предполагалось, что с каждой покупки клиент будет получать бонус в Biocoin — до 30% от стоимости товара, а затем расплачиваться этими токенами в LavkaLavka или любых других магазинах-партнерах программы лояльности.
В начале марта 2018 года команда проекта объявила, что текущее законодательство России не позволяет юрлицам легально покупать криптовалюту на биржах, и предложила им покупать ее на своем сайте — Biocoin.bio по средневзвешенному курсу, который менялся раз в сутки.
Это привело к двум вещам:
- Инвесторы не могли вернуть вложения — биржевой курс всегда был ниже «официального».
- Некоторые предприниматели начали спекулировать — покупали криптовалюту на биржах как физические лица и перепродавали ее по «официальному» курсу на сайте Biocoin.bio через свои компании.
К середине августа 2018 года курс Biocoin на бирже упал до 4 копеек, а у проекта начались финансовые проблемы — закончились деньги на разработку. Многие люди ушли из компании, так и не получив зарплату. В письме компании, которое экс-сотрудники получили позже, говорилось:
Деятельность наших юридических лиц фактически остановлена. Денег нет. У нас появился новый инвестор, который готов поддержать текущую деятельность компании и перезапустить «Лавку» под новым юридическим лицом, но у него нет финансовых возможностей закрыть сейчас накопившиеся долги.
По словам Бориса Акимова, сейчас LavkaLavka нашла новых блокчейн-разработчиков, которые «в ежедневном режиме» пытаются восстановить работоспособность системы. При этом сейчас токены Biocoin бесполезны, ими нельзя расплатиться даже в магазинах LavkaLavka.
В мае 2019 года совладелец LavkaLavka Александр Михайлов вышел из бизнеса. Против компании подано несколько исков, о долгах LavkaLavka рассказывают и фермеры, которые раньше сотрудничали с кооперативом.
Есть информация, что последние полтора–два года LavkaLavka ищет «фермеров, которые их не знают»: «Формируют долг и ставят людей перед фактом — не будете поставлять, мы долг не погасим».
Сооснователь LavkaLavka Борис Акимов не отрицает факт задолженности. «Кому-то мы выплатили, кому-то нет — ведется постоянная работа для того, чтобы ситуация стала лучше», — сообщает он. Какие именно меры предпринимает компания, Акимов не уточнил.
В 2017 году у LavkaLavka было восемь офлайн-магазинов, к маю 2019 года их осталось пять. С 2018 года LavkaLavka разделилась на четыре юридических лица, за которыми стоят прежние инвесторы кооператива. При этом часть партнеров компанию покинула, пояснил Акимов, не уточнив, кто именно и на каких условиях.
Что дальше?
Бизнесмен говорит, что несколько месяцев назад он смог найти нового инвестора — бывшего миноритарного акционера компании (его имя предприниматель не раскрывает). С его помощью он планирует снова объединить активы.
Сейчас LavkaLavka находится на новом витке своего развития. Много было всякого сделано — и ошибок тоже было много. Но зато есть опыт, который мы сейчас учитываем для того, чтобы двигаться дальше, — заключает он.
Кто именно будет отвечать по обязательствам LavkaLavka перед поставщиками и бывшими сотрудниками неизвестно, ведь теперь формально офлайн-магазины и интернет-магазин — это разные юридические лица, а один из сооснователей вышел из бизнеса.
Сейчас Акимов вместе с женой собирается открывать ресторан на своей ферме в деревне Княжево Ярославской области, для чего они запустили кампанию на краудфандинговой платформе Planeta.ru.
«Я, муж и четверо детей — мы многодетная семья из Москвы, решили переехать из города в деревню и хотим сделать так, чтобы наша деревня снова зажила полноценной жизнью», — пишет Ольга Стрижибикова в описании проекта.
Пара планирует собрать 500 тысяч рублей.