Новые российские лекарства не попали в ТОП-20 фармацевтической розницы, говорят аптекари Екатеринбурга. Список хитов продаж из года в год остается прежним.
По данным маркетингового агентства DSM Group, максимальный рост продаж в декабре 2015 г. показали лекарства от ОРВИ и гриппа. По сравнению с ноябрем, реализация Эргоферона увеличилась на 50%, Кагоцела — на 45%, Ингавирина — на 65,6%, Терафлю — на 43,2%, Стрепсилса — на 31,8%. Лидером продаж, как и в 2013-2014 гг., остался препарат Эссенциале, замыкает список Виагра.
Структура коммерческого рынка лекарств кардинально не изменилась, считают аналитики. По итогам декабря 2015 г. 56% препаратов, реализованных на рынке, были отечественными (в натуральных единицах измерения), но в стоимостном выражении они занимали лишь 27%. При этом доля лекарств в ценовом диапазоне 50-150 руб. за упаковку продолжает сокращаться (от 17,7% в декабре 2014 г. до 16,0% в декабре 2015 г.)
«Вымывание дешевых лекарств происходит, но не в чистом виде, а в технологиях продаж, — говорит Андрей Блюм, директор управляющей компании АСА (сеть «Аптечный стандарт»). — Понятно, что торговая наценка на препарат за 100 руб. будет больше, чем на препарат за 20 руб., и аптеки заинтересованы в росте выручки. Однако покупатель, которого не устраивает цена, всегда может найти более доступные аналоги — не в одной аптеке, так в другой».
По словам г-на Блюма, импортозамещения как такового екатеринбургские аптеки не заметили, но в связи с ориентацией потребителей на низкий и средний ценовой сегмент, у отечественных производителей есть преимущество. Олег Чупахин, научный руководитель Института органического синтеза УрО РАН, считает, что в 2015 г. государство сократило финансирование программы «ФАРМА-2020», целью которой была разработка оригинальных препаратов, чтобы пренаправить средства на изготовление дженериков.
«Правительство страны, увидев, что мероприятия «ФАРМЫ-2020» не приносят желаемых результатов, решило использовать их на более понятные цели, связанные с импортозамещением», — говорит он.
Впрочем, прогнозы на 2016 г. у г-на Чупахина скорее положительные. в отличие от научной работы, которую нельзя ограничивать жесткими рамками, в промышленности полезно конкретизировать задачи, говорит он.
ТОП-20 лекарственных брендов по объемам аптечных продаж в российских аптеках в декабре 2015 г. (11,61% розничного рынка)
1. ЭССЕНЦИАЛЕ
2. КАГОЦЕЛ
3. НУРОФЕН
4. ИНГАВИРИН
5. КОНКОР
6. АКТОВЕГИН
7. ЭРГОФЕРОН
8. ТЕРАФЛЮ
9. КАРДИОМАГНИЛ
10. ЛОЗАП
11. СТРЕПСИЛС
12. АЛФЛУТОП
13. НАЙЗ
14. МЕКСИДОЛ
15. МИРАМИСТИН
16. ПЕНТАЛГИН
17. ТИЗИН
18. ВОЛЬТАРЕН
19. АЦЦ
20. ВИАГРА
Источник: DSM Group