Чтобы заниматься бизнесом, не обязательно иметь особое мышление, о котором твердят бизнес-тренеры. Герой следующего материала доказал, чтобы основать проект, нужен приятель и любимое хобби.
Тарас Кашинский вывел собственную формулу ведения бизнеса. Для него успех складывается всего из двух составляющих: хороших друзей и увлечения, которому он посвятил не один год своей жизни. Свою историю Кашинский, основатель компании Action Unit, рассказал РБК.
С юности Тарас увлекался фехтованием и сумел превратить это хобби в бизнес. В послужном списке его компании Action Unit, которая занимается кинотрюками под ключ, — «Экипаж», «Сталинград», «Легенда №17» и десятки других.
Бывший журналист
Тарас Кашинский окончил международное отделение факультета журналистики МГУ. Уже студентом он работал на телевидении, сотрудничая с «Останкино» и РТР. А вот однокурсник Тараса, Александр Самохвалов, уже тогда увлекся трюковым кино. И предлагал друзьям сниматься в любительских фильмах. Кашинский был не прочь.
В конце 1990-х годов, после университета, пути друзей на некоторое время разошлись. Самохвалов стал профессиональным каскадером и постановщиком трюков. А Кашинский возделывал ниву журналистики. В 2000 году он переехал в Красноярск, где запустил ряд информационно-аналитических проектов, но через пять лет решил вернуться в Москву. Здесь и произошла очередная встреча бывших однокурсников. Как раз тогда Александру Самохвалову понадобилось поставить фехтовальную сцену для фильма «1814». Он вспомнил про старого друга и позвал того на съемки. В итоге Кашинский помогал тренировать актеров и ставить сцену дуэли.
Работа ему понравилась, тем более что Кашинский увлекался боевыми искусствами и не бросал фехтовать. Так и пошло — сперва ассистент постановщика трюков, затем стал ставить самостоятельно. Кашинского стали узнавать и приглашать в новые проекты.
В 2008 году он, Самохвалов и еще один их однокурсник Александр Дрожжин основали компанию Action Unit. Сейчас говорят, что просто ради упорядочения организационных и финансовых вопросов, чтобы не отвлекаться на оформление бумаг во время съемок. Стартовые вложения составили всего 160 тыс. руб. личных средств основателей. Из них 50 тыс. руб. пошли на создание сайта, 60 тыс. руб. — на кепки, футболки и прочую одежду с символикой, 10 тыс. руб. — на рекламу и 40 тыс. руб. — на оборудование.
По словам Кашинского, вложения окупились через полгода.
О конкуренции
Постановками трюков в России занимаются агентства 3xt, Nominus Media, Stunt Space, а также Ассоциация каскадеров России и Гильдия каскадеров.
«Это очень нишевой бизнес. Профессиональное сообщество узкое, и все друг о друге знают. Так и живут внутри профессионального поля», — рассказал представитель студии 3xt.
С момента основания команда Action Unit участвовала в трех проектах ежегодно минимум. 2013–2014 годы оказались еще более удачными — компания ставила трюки в семи и пяти фильмах соответственно. В том же 2014 году компания показала рекордную выручку — 15,6 млн руб. (прибыль 629 тыс. руб.), 2015 год оказался менее хлебным — 9,1 млн руб. (убыток 426 тыс. руб.).
«Это бизнес для фанатов, огромных денег не заработаешь, только море удовольствия и зарплату», — отмечает Тарас. По его словам, маржа Action Unit — 10%, но значительная часть прибыли уходит на закупку нового оборудования.
Что же касается расценок, тот тут основатели Action Unit поначалу обожглись, установив их в 1,5 раза выше рынка. Мотивировали тем, что агентство гарантирует качество и безопасность. Но когда работы в Action Unit не было, его же каскадеры на других проектах соглашались работать за меньшие деньги.
«Продюсеры этому, мягко говоря, удивлялись, мы теряли клиентов», — вспоминает Кашинский. В итоге снизили цены до среднерыночных».
Сейчас в базе каскадеров Action Unit около 50 человек, и это позволяет привлекать нужных для конкретных проектов специалистов. Самые востребованные и универсальные каскадеры в месяц могут сниматься в шести проектах одновременно.
Выгодные трюки
Трюки — это не только эффектные взрывы, драки и перестрелки. Это и такие банальные вроде бы вещи, как пощечина, падение или прыжок. Так что работа для постановщика трюков найдется в любой картине. Другое дело, какой будет бюджет. В картинах жанра экшен трюки занимают до 20% экранного времени, а бюджет проекта доходит до 3–4 млн руб. По словам Кашинского, редко бывают проекты, которые стоят меньше 1,5 млн руб. Удачным Кашинский называет проект с бюджетом 8 млн руб.
В среднем съемка полнометражного фильма занимает 60 съемочных дней. С учетом выходных и перерывов съемки иногда растягиваются на три месяца. На трюки обычно уходит 10–20 дней, плюс несколько месяцев уходит на подготовку. А, например, несложную драку можно подготовить и за три дня.
Обычно около 10% бюджета большого проекта идет на аренду помещения для тренировок, оборудования, еще 10% — на организационные расходы компании. Все остальное — ФОТ постановщиков трюков и каскадеров. Почти каждый каскадер — индивидуальный предприниматель, при полной загрузке он получает около 100 тыс. руб. за проект.
Смена профессионального каскадера стоит около 10 тыс. руб., доплата за сложность — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
«Есть минимальная ставка каскадера. Можешь весь день давать пощечину и весь день драться — цена одна. Но есть трюки, которые дороже в разы обычной смены каскадера. Это, например, горение человека, сбивание автомобилем, автоперевороты, аварии, высотные падения и тому подобное. Тут идет полный расчет: от количества дублей, высоты падения, количества технических и страхующих каскадеров, используемого оборудования для подготовки и исполнения трюка», — комментирует Руслан Хазиев, постановщик трюков, член Ассоциации и профсоюза каскадеров.
С некоторыми трюками справятся даже дети. Так, на съемки фильма «Экипаж» Кашинский позвал своего восьмилетнего сына. Самым сложным трюком в своей практике Кашинский считает сцену в фильме «Легенда №17», когда герои с одной градирни перелезают на другую. Сцена снималась зимой на высоте 56 м. Между градирнями была натянута веревка. Актеров поднимали наверх, они отыгрывали начало сцены. Дальше их заменяли дублеры.
«Этот кадр в принципе запросто можно было бы сделать с помощью компьютерной графики. Никто не верит, что это было снято на натуре. Но режиссер любит, чтобы в кадре все было по-настоящему. Данила Козловский с коллегой там, конечно, натерпелись страху!» — вспоминает Кашинский.
Расширенное предложение
Как выделиться на небольшом рынке, где цены у всех примерно одинаковые, а в съемках все чаще используются компьютерные технологии?
«Основная особенность нашего агентства — мы предлагаем готовые решения под ключ, — говорит Тарас Кашинский. — Даже у драки должна быть своя драматургия — завязка, кульминация и развязка».
Например, в ходе работы над российским сериалом «Шерлок Холмс» («Централ партнершип») Кашинский для сцены драки у водопада придумал, что на Холмсе должна быть скрытая под одеждой кольчуга. Так что, когда профессор Мориарти бьет сыщика ножом, это еще не финал.
Поэтому компания предпочитает работать на больших проектах и старается не совмещать работу над несколькими картинами. Кроме того, Кашинский убежден, что технологии полностью не заменят живых людей никогда, так как живую пластику и энергетику на компьютере пока не создать.
«Пока что-то снимают, всегда будут каскадеры, будут трюки. Но каскадеров никогда не было и не будет много. Это ограниченный круг людей, куда не каждый может попасть и которых никогда не заменит компьютерная графика. К тому же в России графика очень дорогая и очень мало специалистов в этой области, поэтому пока мы не переживаем за то, что нас заменят компьютеры», — соглашается Руслан Хазиев.
Тем не менее Action Unit осваивает и другие площадки, помимо съемочной. Так, она тренирует силовые структуры, например МЧС, — готовит курсы, квесты и тренинги по работе в экстренных ситуациях, зонах конфликтов и террористических действий. Такая тренировка стоит примерно 300 тыс. руб. (в расчете на группу в несколько десятков человек), что позволяет каскадерам Action Unit подрабатывать в свободное от кино время.