Меню

От ненависти до «Весны священной»

В рамках предстоящего I Международного фестиваля «Екатеринбург-данс-театр» пройдет премьера спектакля «Освободи меня от времени, пространства и числа». Спектакль создан именно для этого проекта по

В рамках предстоящего I Международного фестиваля «Екатеринбург-данс-театр» пройдет премьера спектакля «Освободи меня от времени, пространства и числа». Спектакль создан именно для этого проекта по заказу Екатеринбургского театра балета. Автор идеи и постановщик — известный театральный художник Ольга Паутова. С хореографом Марией Козевой они обратились к партитуре культового балета Игоря Стравинского «Весна священная».

О спектакле и о том, за что она ненавидит театр — именно так пять лет назад называлась выставка, где в виде эскизов был представлен и проект «Освободи меня...», — рассказывает Ольга Паутова.

— У выставки было довольно неожиданное название. Изменились ли с тех пор ваши взаимоотношения с театром?

— С театром у меня изначально отношения сложились непростые: я его люблю и ненавижу одновременно. В свое время запала в душу мысль известного театроведа Анны Юберсфельд. Она писала: в театре происходит что-то, одновременно удовлетворяющее и не удовлетворяющее зрителя, что-то соединяющее в себе наслаждение и обман. Все мои театральные проекты во многом возникли как попытка ответить себе самой на вопрос: «За что я ненавижу театр?». Именно с позиции зрителя, который неудовлетворен тем, что он видит на сцене. Например, однажды я поняла, что возможности театральной сцены мало кем используются на 100%. Можно сделать полноценный спектакль, используя только неограниченный потенциал сценического пространства — его механику, свет и т. д. Как направление это тупиковый путь. Но одну такую вещь можно было бы поставить.

— Большая часть ваших проектов на той выставке была представлена как «неосуществленное». А за полгода перед этим — премьера вашей постановки в Германии и успех. Почему так получилось?

— Это случилось во многом благодаря композитору Авету Тертеряну. На его музыку в театре «Провинциальные танцы», где я работала художником, решили делать спектакль в двух частях. Хореографом «Версии. Часть I» была Татьяна Баганова. Мой проект в силу разных причин не был реализован. Но Авету Рубеновичу очень понравились эскизы, и он взял их с собой, уезжая в Германию. Там Тертерян показал их в Берлинской академии искусств, и меня пригласили поставить «Версии. Часть II». Накануне премьеры думала, что никто ничего не поймет и меня закидают тухлыми помидорами. Успех спектакля оказался для меня полной неожиданностью.

Здесь же я абсолютно не знала, что делать со своими проектами, которых на тот момент было несколько. Иногда мне казалось, что я оторванный от жизни одинокий мечтатель, который придумывает свои сны, зачем-то их зарисовывает, что-то пишет, тратит уйму времени. Совершенно ничего не предвещало, что это будет когда-то поставлено. Потом я получила стипендию Академии Шлосс Солитюд, жила в Германии. Там мне предложили поставить еще один проект — спектакль «Семь братьев». В прошлом году в Берлине прошла его премьера. Я помню свои ощущения — мне не верилось, что это происходит в реальности. Очень боялась, что, когда вернусь в Екатеринбург, снова придется придумывать свои проекты только на бумаге. К счастью, этого не случилось. Сначала ставила миниатюры со студентами школы танца «Киплинг», потом началось сотрудничество с Екатеринбургским театром балета, за что я особенно признательна Олегу Алексеевичу Петрову.

— Почему вы решили обратиться к сюжету «Весны священной» в своем спектакле «Освободи меня...»?

— Наш спектакль — это не очередная версия «Весны священной». Он и называется по-другому. Мне была интересна идея тотальной несвободы. Мы все постоянно чем-то связаны: помимо множества бытовых ограничений мы еще от природы находимся в зависимости от времени, пространства и числа. И это неизбывно. А с другой стороны — желание быть свободным, преодолев все. Об этом наш спектакль. А что касается весны как таковой и культурного феномена «Весны священной»... Мне кажется, что на сегодняшний день весны в культуре не существует и не может существовать. Много осени, всего чего угодно, но весны, как я ее понимаю, нет.

— А какая она, весна, в вашем понимании?

— Время года, когда очень страшно. На человека обрушивается такой огромный поток необычных чувств извне, что он просто не знает, что с этим делать. Тогда мы, пытаясь себя обмануть, делаем вид, что весны не происходит. Но ее энергия накапливается где-то и потом прорывается в самых неожиданных для нас ситуациях. Как бы мы ни хотели, но уйти от весны, ее энергетики невозможно. Для моего спектакля эта тема была очень важна. Этим и объясняется желание обратиться к сюжету «Весны священной».

— «Освободи меня...» был задуман давно. Проект изменился?

— Очень сильно. По сути, раньше была только идея, форма, которая во время репетиций стала наполняться новыми смыслами, иногда очень неожиданными. Это связано, прежде всего, с участием в постановке Марии Козевой. Ее больше знают как танцовщицу театра «Провинциальные танцы», но Маша и очень интересный хореограф, тонкий и образный. Она удивительно работает с танцовщиками. Для большинства из них участие в проекте — первый серьезный сценический опыт, но их творческий потенциал меня просто восхищает.

Беседовала Наталья Киселева.