Меню

«От пандемии пострадал весь малый бизнес. И рассчитывать на господдержку не приходится»

Василий Алексеев . Иллюстрация: Like Центр

«Сейчас важна скорость адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Ситуацию можно сравнить с игрой в Тетрис на большой скорости: одно неверное действие — и game over» — Василий Алексеев, Like Центр.

Федеральная налоговая служба России опубликовала невеселую статистику: количество индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность в марте 2020 г., составило 66,8 тыс. Это на 77,2% больше, чем было год назад. По данным на начало года цифры, конечно, не столь глобальны, но падение тоже заметно: на 1 апреля 2020 г. в едином госреестре было зарегистрировано 3,899 млн ИП, что на 0,1% меньше, чем в начале 2020 г. (3,904 млн).

Открывать новые предприятия в сложившихся условиях никто не спешит: в первые месяцы 2020 г. в налоговой зарегистрировалось на 1,3% меньше ИП, чем в тот же период 2019-го. «По данным исследования Like Центра, только у 37% предприятий в сфере малого и микробизнеса имеется финансовая подушка, которая позволяет им оставаться устойчивыми еще некоторое время. 17% компаний готовятся к закрытию», — такой информацией поделился генеральный директор центра поддержки и развития предпринимательства Like Центр Василий Алексеев. В колонке на DK.RU он рассказал, какие инструменты сегодня помогут предпринимателям выжить.

Досье

 
Like Центр — одна из крупнейших бизнес-школ в России, основанная молодым предпринимателем Аязом Шабутдиновым в 2015 г.
За время работы мероприятия компании посетили более 1,4 млн человек. Обучение по продолжительным программам прошли свыше 45 тыс. предпринимателей. Активные бизнес-сообщества Like Центра открыты в 202 городах России и СНГ.
 

— Сегодня как никогда важна скорость адаптации бизнеса к изменяющимся обстоятельствам. Нынешнюю ситуацию можно сравнить с игрой в Тетрис на большой скорости: одно неверное действие приведет к закрытию бизнеса.

Государство де-юре не бросает предпринимателей: правительство достаточно быстро формирует пакеты антикризисной поддержки. 15 апреля Владимир Путин на совещании с правительством объявил новые, уже третьи по счету, меры, которые должны помочь бизнесу. Но нормативных актов (законов и постановлений правительства) за данными поручениями пока не последовало. Возможность использования господдержки упирается в отсутствие регламентов в соответствующих организациях. Многие компании не понимают, что и как будет реализовано, они ждут, пока появятся предписания, как действовать в этой ситуации. А такая задержка для кого-то может стать смертельной.

Какой-то реальной поддержки от всех объявленных мер бизнес пока не почувствовал. Меры по отсрочке страховых и налоговых платежей вместе с мораторием на банкротство могут превратиться в затянувшуюся агонию для тех предприятий, которые не смогли перестроиться в сложившейся ситуации. Ситуация, когда компания не получает прибыль, а только копит задержанные платежи — может привести к волне закрытий предприятий после окончания самоизоляции.

Доверие российского малого и среднего бизнеса к власти серьезно подорвано. Предпринимателей буквально принуждают платить зарплату сотрудникам, ограничивая возможность работать. При этом взамен никакой реальной помощи нет. Беспроцентные кредиты на выдачу зарплаты на практике получить нереально.

Дополнительно ситуация осложняется тем, что перечень «пострадавших отраслей», даже после выступления президента, включает в себя далеко не все сферы действительно пострадавшего бизнеса. Просто потому, что весь сектор малого бизнеса так или иначе терпит убытки в сложившейся ситуации.

В такой ситуации большинство компаний — и Like Центр в их числе — предпочитает рассчитывать на себя, работая с теми ресурсами, которые уже имеются. Это более эффективно, чем ожидать мер поддержки от правительства. Но здесь важно умение анализировать и делать ставку на то, что действительно сыграет.

Для этого можно использовать Unit-экономику, которая поможет определить узкие места компании. Чтобы найти их, используется расчет таких показателей, как стоимость привлечения клиента, прибыль, получаемая с него за весь цикл его взаимодействия с компанией. К сожалению, многие российские предприниматели просто не знают этих цифр. Сейчас, в кризис, показатель стоимости привлечения клиентов один из важнейших, ведь если расходы на привлечение превышают прибыль, то бизнес убыточен. Не ведя учет этого показателя, может создаться впечатление, что дела идут неплохо в краткосрочной перспективе, ведь они получают деньги и даже покрывают необходимые расходы. 

Важна разница между доходностью с одного «юнита» и стоимостью его привлечения, потому что именно с нее компания содержит офис, сотрудников и несет иные расходы. Для того чтобы бизнес можно было масштабировать, прибыль должна превышать затраты на привлечение клиента минимум в три раза. К примеру, мы в Like Центре считаем абсолютно все, в том числе сколько прибыли приносит конкретный «продажник», какую сумму средств даст нам клиент в течение всего срока сотрудничества.

Некоторые предприниматели терпят убытки по одной причине — они привыкли вести дела определенным образом, внезапно обрушившаяся цифровизация воспринимается как насилие.

Малый бизнес имеет большую гибкость по сравнению с крупными компаниями. Он может перестроиться в течение недели, тестируя новые продукты или же уходя в другие ниши. Мы видели такие примеры в Like Центре, среди компаний, куда были инвестированы наши средства. Например, Nouvel — фирма, занимающаяся организацией свадеб и пошивом свадебных платьев, стала предоставлять услуги по консультированию невест и подготовке их наряда заранее. Помимо этого, они открыли новое направление: к торжественным нарядам добавили пошив пижам — в условиях самоизоляции этот товар пользуется спросом. 

Кризис — тот период, когда мы не можем вести дела, так, как вели ранее. Для компаний это возможность сфокусироваться на продуктах, которые приносят им прибыль. Найти такие и быстро перестроить свои бизнес-процессы — вот сегодня главная задача.