Меню

От ВДНХ к HANNOVER MESSE

«ИННОПРОМ-2012» обещает стать более представительным, чем предыдущие, по составу и насыщенности тем. Однако ГК Formikа и компании-экспоненты до сих пор не обсуждали организацию за одним столом.

 

Они встретились на Дискуссионном клубе «ДК», который показал: у участников накопились и вопросы к организаторам, и предложения по темам.
 
Диалог, начавшийся с обмена мнениями, перерос в ответы на вопросы руководителей екатеринбургских компаний к оператору «ИННОПРОМа». МАКСИМ ЗВЕРКОВ, президент ГК Formika, выслушал и замечания о недочетах прошлых лет, и предложения, как обрести идею выставки, и благодарности за некоторые перемены. 
 
Перекресток интересов
 
Полезной выставку и форум «ИННОПРОМ» назвали практически все участники встречи. Но одни видят в ней исключительно имиджевый инструмент, не рассчитывая на прямую отдачу. Другие уверены: выставляться нужно только там, где есть все шансы найти новых парт¬неров и заключить сделки. При этом все отметили, что приурочивать знаковые сделки к выставке — вполне приемлемый ход. 
Уральский завод РТИ, например, запланировал на «ИННОПРОМе-2012» объявить о запуске новой линии по производству конвейерной ленты и представить новый бренд Rubber frog, а также подписать соглашения на сумму порядка 400-450 млн руб. «В этом году мы инициативнее: внимательно изучим все стенды, будем искать для себя инновации. В прошлом году мы эту работу вели несистемно», — признал АНДРЕЙ КУЗВЕСОВ, главный инженер завода. В то же время у него нет завышенных ожиданий: «Мы осознаем — на большую посещаемость стенда рассчитывать не стоит. Но важно, чтобы люди, которые с нами собираются работать, поняли: у нас серьезные намерения». 
 
Константин Антипов, старший менеджер Уральского регионального центра КПМГ в России и СНГ: Форумная часть «ИННОПРОМа» становится интереснее. Мне самому хочется попасть на сессии Гая Кавасаки и Карима Рашида!
 
Екатеринбургский офис «ЭР-Телекома» по итогам участия в выставке решил дополнить стенд продуктами b2c. «В 2011 г. мы представляли услуги исключительно для корпоративного сегмента. Но, понаблюдав за посетителями, поняли, что приходят не только представители бизнеса. В этом году покажем продукты для массовой аудитории», — подчеркнул ЭДУАРД АФОНЦЕВ, директор филиала. ПАВЕЛ НЕВЕРОВ, представлявший компанию «ПЭТ-Диагностика», рассказал: уже через три месяца после выставки в 2010 г. проект медицинской компании ЮНИКС — система ранней диагностики онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) — вошел в число приоритетных для Свердловской области. Для его воплощения было создано ОАО «ПЭТ-Диагностика Урал». А на втором «ИННОПРОМе» губернатор подписал соглашение, которое дало старт строительству базового и двух сателлитных ПЭТ-центров — в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. «Получилось достаточно быстро для инфраструктурного проекта», — отметил г-н Неверов.
 
Павел Неверов, генеральный директор "ПЭТ-Диагностики": Главными фишками «ИННОПРОМа» способны стать дети и изобретатели
 
Уральская торгово-промышленная палата (УТПП) в этом году впервые принимает полноценное участие в выставке. Ее стенд состоит из двенадцати площадок и представляет, по выражению вице-президента УТПП АЛЕКСАНДРА МАКАРОВА, «перекресток интересов всех участников «ИННОПРОМа». «Чтобы предприятия-участники и гости нашли друг друга, недостаточно только информации в каталогах: нужна серьезная подготовительная работа. Я призываю предприятия заранее готовить свои бизнес-проекты и презентации. Уральская ТПП, в свою очередь, готова предоставить участникам площадку для деловых встреч, привлечь органы власти, профессиональные союзы, возможных партнеров и потребителей», — заявил г-н Макаров. 
 
Александр Макаров, вице-президент УТПП (справа): Давайте разделим «ИННОПРОМ» между семью федеральными округами или вообще на 80 субъектов РФ
 
Для Enviro-Chemie GmbH прошлый «ИННОПРОМ» был дебютным. И гендиректор компании МАРИНА ЧЕБОТАЕВА больше рассчитывает на выставку этого года. «Прямого эффекта от таких мероприятий не бывает почти никогда. Но для нас участие в них — естественно. Enviro-Chemie бывает на 15-20 крупнейших выставках мира. Каждая приносит новых клиентов, новые контакты, но не сразу. В «ИННОПРОМе» главное — возможность пригласить в Екатеринбург наших клиентов из других городов и стран. Причем на все прочие местные выставки партнеры к нам не ездили, а на «ИННОПРОМ» приезжают», — отметила г-жа Чеботаева. 
 
Марина Чеботаева: Надо четко объяснить людям концепцию и экономическую эффективность выставки, тогда в Екатеринбург охотнее поедут и отечественные, и иностранные компании
 
ВАСИЛИЙ БУРАГА, председатель совета директоров Уральского компрессорного завода (УКЗ), считает, что «ИННОПРОМу» не хватает глубокой специализации. «Участие или неучастие в выставках для нас связано с четкими бизнес-целями. Имиджевые цели должны быть лишь сопутствующими, — подчеркнул он. — Так, когда мы участвуем в отраслевых выставках, эффект куда выше. Мимо нас никто не проходит. Здесь же эффект размывается». В этом году УКЗ не стал выставлять свой стенд, но руководители предприятия намерены участвовать в форумной части «ИННОПРОМа». 
 
«ИННОПРОМ» упрекнули за помидоры
 
Несмотря на то что в целом бизнесмены сочли выставку нужной, они высказали и нарекания к прежним «ИННОПРОМам». Так, по мнению АЛЕКСАНДРА ТРАХТЕНБЕРГА, заместителя генерального директора по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри», в прошлом году было неудачно организовано пространство павильонов и питание. С ним не согласилась Марина Чеботаева: «Все, что касается еды, туалетов и других бытовых вещей, на «ИННОПРОМе-2011» было на уровне европейских выставок». С другой стороны, она отметила, что есть к чему стремиться: например, стендистам некуда было убирать мусор и лишние вещи. На более серьезные недочеты указали другие эксперты Дискуссионного клуба, в частности коммерческий директор «Предприятия «Стройкомплект» АНТОН ДУДАРЕНКО: «Мы в прошлом году забронировали площадку заранее — чтобы выставить прямо у входа в павильон нашу технику. В том числе визитную карточку компании — танцующие экскаваторы. Заплатили за локацию. А накануне выставки вход в павильон взяли и перенесли!»
 
Антон Дударенко: В прошлом году мы забронировали площадку на «ИННОПРОМе» заранее, у самого входа. А вход взяли и перенесли
 
Павел Неверов пожелал ГК Formikа учесть промахи организаторов прошлого «ИННОПРОМа» (тогда за содержательную часть отвечал IRP Group — Институт региональной политики). «В 2011 г. форумная часть была просто провалена, — считает бизнесмен. — Ситуацию отчасти спасла сессия Агентства стратегических инициатив: там было много людей, сложился интересный разговор». «В этом году мы зовем как можно больше интересных людей, способных ответить на насущные вопросы. Так, в первый день пригласили футурологов, чтобы они показали, куда лучше двигаться. А во второй день представители власти выскажутся, как это делать», — прокомментировал г-н Зверков.
 
Максим Зверков (справа): Если бы участники начали готовиться к «ИННОПРОМу» хотя бы за полгода, нам было бы намного проще, а им — дешевле и эффективнее
 
Уровень спикеров «ИННОПРОМа-2012» собравшиеся одобрили (самые ожидаемые гости и события — на с. 26). «Форумная часть становится интереснее. Приглашены такие люди, как Гай Кавасаки, Карим Рашид. Мне самому хочется попасть на их сессии! Заметно, что организаторы форума хотят сделать его не только статусным, как это было в прошлые годы, но и интересным. Надо понимать: от того, кто приглашен в качестве спикеров, зависит, какие люди придут их послушать. Отдельно хочется отметить высокий уровень модераторов, это тоже очень важно, чтобы дискуссии были живыми и интересными. Будут вести Леонид Парфенов и Сергей Брилев — журналисты-профессионалы с большой буквы. Раньше подобных модераторов на «ИННОПРОМе» не было», — отметил КОНСТАНТИН АНТИПОВ, старший менеджер Уральского регионального центра КПМГ в России и СНГ. 
 
Основные дебаты развернулись вокруг концепции выставки. Некоторые участники Дискуссионного клуба считают, что она недостаточно четкая или что ее просто нет. Критике подверглась, например, тема инноваций. «На первой выставке в 2010 г. реальных инноваций было представлено не больше 7%. Все остальное — бравада крупных холдингов. Второй «ИННОПРОМ» прошел чуть лучше, и новых разработок там было больше. Но он напоминал мне ВДНХ — со всеми своими овощами и «инновационными помидорами», — иронизировал г-н Неверов, напоминая о сельхозпредприятиях, также выставляющихся на «ИННОПРОМе». С этим согласилась Марина Чеботаева: «Структура выставки размыта — непонятно, какова ее главная цель. Надо четко объяснить людям концепцию и экономическую эффективность, тогда в Екатеринбург охотнее поедут и отечественные компании, и иностранные». 
 
Максим Зверков пояснил, что основной смысловой акцент «ИННОПРОМа» — промышленность. «Это именно промвыставка, а инновации являются лишь частью промышленности. Ей присваивают статус главного российского мероприятия по этой теме. А вообще, у нас есть амбиции привести мероприятие к уровню выставки Deutsche Messe», — заявил он (на с. 14 о переговорах с ГК Formika рассказывает член правления Deutsche Messe АНДРЕАС ГРУХОВ). Г-н Зверков не скрывает, что намерен по возможности скопировать в Екатеринбурге промышленную выставку Hannover Messe: и в плане концепции (главная в стране), и в части организации пространства (деление на кластеры, что уже сделано), и в форумной части (организатор отвечает только за координацию, а за концепцию и темы деловой программы — отраслевые бизнес-союзы). 
 
Эдуард Афонцев: Мы поняли, что на выставку приходят не только представители бизнеса. И в этом году покажем продукты для массовой аудитории
 
Напомним, на федеральном оргкомитете 25 июня вице-премьер АРКАДИЙ ДВОРКОВИЧ одобрил инициативу свердловского губернатора ЕВГЕНИЯ КУЙВАШЕВА придать «ИННОПРОМу» статус главной промышленной выставки страны. «Я думаю, не нужно объяснять, что дает питерскому форуму статус главной экономической площадки. Визиты первых лиц в приоритетном порядке, решение ключевых вопросов экономики. Там подписываются крупнейшие соглашения», — отметил Максим Зверков, добавив, что когда статус главной площадки закрепят за «ИННОПРОМом» — в следующем году выставка получит участников еще более высокого статуса.
 
Александр Макаров скептически отнесся к параллелям между «ИННОПРОМом» и Hannover Messe: «Хорошо, конечно, что вы сравниваете себя с компанией Deutsche Messe. Но это очень далекая мечта. У них совершенно другое мировоззрение». В ответ президент ГК Formika попросил не забывать, что у Deutsche Messe 50-летняя история, «а зарождение бренда «ИННОПРОМ» только начинается». Его поддержал г-н Бурага: «Не нужно бояться конкуренции с Ганновером!» 
 
Разделить «ИННОПРОМ» между регионами
 
Собравшиеся не скупились на советы и рекомендации. Павел Неверов убежден, что главной особенностью «ИННОПРОМа» способны стать детские дни, а также продвижение изобретателей и рационализаторов: «Правда, идея детских дней не имеет лобового коммерческого эффекта. Но она ужасно интересна, я сам в восторге от детского дня на «ИННОПРОМе-2011»! Да и детей ни на какие деловые мероприятия в России никто раньше не приглашал». Г-н Макаров заявил о готовности «помочь организатору стать не просто сборщиком денег за площади, а идеологом». Он считает, что концепция выставки нуждается в переработке. «Один из вариантов — взаимодействовать с соседними областями. Сегодня они приезжают завидовать, а мы можем сказать: давайте разделим «ИННОПРОМ» на семь федеральных округов или вообще на 80 субъектов РФ. Тогда каждый субъект будет заинтересован привозить свои промышленные предприятия, а нам не придется заполнять площадку сельхозпроизводителями, — размышлял он. — Ответьте на вопрос: что мы демонстрируем? Продукцию? Это задача пятидесятилетней давности. Технологии? Это было 30 лет назад. Сегодня ЭКСПО-2012 в Корее демонстрирует новое мировоззрение. Нам нужно сформировать новую систему мышления у тех, кто пришел на «ИННОПРОМ». Александр Макаров предложил г-ну Зверкову встретиться вместе с СОСПП и другими отраслевыми союзами, чтобы подготовить пакет рекомендаций. 
 
Антон Атрашкин, директор по связям с общественностью ГК Formika (в центре): Мы максимально насытили форумную часть. В первый день — два больших пленарных заседания, во второй — по пять крупных деловых мероприятий будут начинаться каждые 1,5 часа
 
Г-н Кузвесов уверен, что не нужно отказываться от статуса площадки для инноваций. «Да, это тяжело — привлечь именно инновационные проекты. Но нужно над этим работать. Чтобы люди говорили: «Нам надо попасть в Екатеринбург: там самые передовые технологии». Придумайте что-нибудь, чтобы привлечь новаторов в сфере электроники, машиностроения, дайте им преференции!» — призвал Андрей Кузвесов. Он попросил также в форумной части уделять больше внимания острым темам и проблемам: «Не секрет, что соглашения, подписанные на «ИННОПРОМе», сопряжены для компаний с большими трудностями: брать кредиты, окупать затраты, платить налоги. Надо поднимать эти темы». 
 
Но деловую программу вполне могут формировать промышленные и более мелкие предприятия, возразил Максим Зверков. При этом сами они на контакт вовремя не идут, заметил он и произнес целую речь: «Предлагайте заранее, что конкретно вы хотите обсудить. Я готов хоть сейчас пойти к кураторам выставки в правительстве и поднять новые вопросы. Мы не считаем себя профессионалами во всех сферах промышленности, не можем диктовать участникам «ИННОПРОМа», на какие темы им разговаривать и какие достижения демонстрировать. Выставить поминаемые тут помидоры — выбор компании, и мы не можем этому препятствовать. Ведь выставка коммерческая. Мы весь год выходим ко всем заинтересованным сторонам с вопросом: «Что вам интересно?» Но поймите, опросить всех невозможно! Мы были в отраслевых союзах. Исходя из полученных от них запросов, формировали деловую программу. Так, РСПП в связи с ВТО интересна тематика технического регулирования — мы организовали для них соответствующий круглый стол. Но с другими дело обстоит сложнее. Вы говорите, что мы недостаточно четко позиционируем выставку. Но нам даже не с чем работать! Активность бизнесменов началась за две-три недели до выставки. Дым стоит коромыслом! А до этого мы потратили год, чтобы хоть чуть-чуть сдвинуть с места процесс: узнать, какие актуальные проблемы промышленники хотят обсудить, какого спикера позвать. Если бы компании начали готовиться хотя бы за полгода, как это правильно делается, нам было бы намного проще, а им — дешевле и эффективнее».
 
 
Участники сошлись на том, что с «ИННОПРОМом» все-таки лучше, чем без него. «Выставка важна для нас с имиджевой точки зрения, позволяет показать партнерам масштаб вопросов, которые можно решать в Екатеринбурге. Дает новые контакты и понимание, куда движется рынок, какие есть инвесторы, каковы их намерения. И я поддерживаю предложение быть инициативнее: мы, например, сами приглашаем своих клиентов на наш стенд на «ИННОПРОМе» и проблем с посещаемостью не испытываем», — заключил г-н Дударенко.