«Это была студенческая жизнь, другие ценности, поэтому большие деньги тратились бездумно». Как гендиректор «Титановой долины» начинал с гаража соседа, а потом строил карьеру в крупнейших компаниях.
Артемий Кызласов, генеральный директор ОЭЗ «Титановая долина»:
— Совсем первые, неосмысленные, деньги — это сбор макулатуры в школе. Как и любой советский школьник, я с класса четвертого-пятого собирал макулатуру. Какие-то копейки нам давали за это или талончики на книжки.
Вторые неосмысленные, но уже серьезные деньги, я заработал в экспедициях с мамой и папой. Мама у меня этнограф: занимается русским Севером. С ней я ездил в Вологодскую область, где собирал фольклор. Ходил по деревенским бабушкам и дедушкам и записывал их песни, поговорки. Получил не очень серьезные деньги — рублей 30-40. Папа — археолог: занимается южной Сибирью, тюркоязычными народами. В 13-14 лет я впервые с ним поехал в Хакассию, и у меня получилась по тем временам серьезная сумма — рублей 120-140 где-то за два месяца. Он был начальником экспедиции, а я был обычным землекопом. Причем ставили меня всегда на самые сложные участки, чтобы другие не подумали, что я папенькин сынок. На заработанные деньги я купил костюм, в котором потом на выпускной пошел, и что-то полезное для дома — кухонный комбайн для мамы или нечто подобное.
Первые осознанные деньги я заработал в выпускном классе: выкопал яму в гараже соседа. Это была хорошая сумма: примерно две-три зарплаты родителей. Но там, где мы жили, были глинистые грунты, плюс еще осень, шли дожди. Глина была мокрая. В итоге за неделю я больше упластался, чем за два месяца экспедиции у отца.
В институте я стал подрабатывать с первого курса. Сначала я был, как сейчас говорят, торговым агентом в представительстве американской компании по продаже профессиональных спортивных товаров. Тогда же все было немного по-другому: не было торговых центров, были какие-то крупные магазины, по которым я ходил с сумкой и предлагал обмундирование. Потом мне это дело надоело, и я начал заниматься сделками с ваучерами на Российской товарно-сырьевой бирже. Я устроился в крупную брокерскую контору довольно известного человека. Не буду его фамилию называть, сейчас он вполне себе уважаемый бизнесмен. Эта контора продавала, но больше скупала ваучеры под какой-то крупный заказ, под приватизацию, как я сейчас понимаю. Нам с напарником давали условно чемодан денег на сессию. Мы шли и эти ваучеры покупали. Потом научились и начали играть. Дешевле купили — дороже продали, разницу забирали себе.
И тогда я заработал свои первые большие деньги. Грубо говоря, за день я мог заработать на «восьмерку». И я ее купил, белую. Тогда, в 92-93-м, «восьмерка» была… я даже не знаю, с каким автомобилем ее сейчас можно сравнить. Но это была студенческая жизнь, были другие ценности, поэтому большие деньги тратились бездумно: аренда квартиры, техника, обстановка.
А потом Intel. Попал туда совершенно случайно. В институте я параллельно увлекался компьютерами и подрабатывал в центре, который обслуживал компьютеры института. И кто-то из однокурсников меня позвал работать на одну из крупных выставок техническим специалистом на стенд Intel. После чего мне предложили должность руководителя проекта «Home PC». Тогда, в 94-95 годах, персональные компьютеры были только в офисах, и Intel, чтобы их популяризировать, запустил этот проект. Руководителем я только назывался, но было интересно: ездил по разным городам, выставкам, общался с разными людьми. По сути я был исполнителем. При этом получал хорошие деньги — около $1000. Ушел через полтора-два года, где-то к концу последнего курса, когда стал подходить к поиску работы более осознанно.
Ближе к окончанию вуза мне предложили пойти в Группу «Менатеп» (являлась основным акционером ОАО «НК «ЮКОС» — прим. ред.) — помощником управляющего делами Группы «Роспром», в управлении которой находились все промышленные активы компании. Управляющий делами отвечал за корпоративные вопросы, за юридическую службу — один из серьезных руководителей. Он был жесткий, научил с большой тщательностью относиться к документам и смотреть, что там написано и как. Деньги были не очень большие — долларов 400-450, но это был хороший старт. Это была первая реальная возможность начать восхождение по карьерной лестнице.
Рубрика «Первые деньги» выходит на DK.RU каждую среду. Не пропустите!