ВАДА – Всемирное антидопинговое агентство – представило новый доклад о допинге в России. В нем говорится, что допинг спортсменов поддерживала администрация на уровне министерства и ФСБ.
О том, что информация о подмене проб россиян в Сочи признана достоверной, стало известно накануне, 18 июля. Сразу после этого WADA призвало запретить российским спортсменам участвовать в ОИ в Рио-де-Жанейро, которые стартуют уже в августе. Самое важное из 100-страничного отчета выбрало издание «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России).
Отчет ВАДА выпустили совсем незадолго до Олимпиады в Рио, и теперь у Международного Олимпийского комитета появился еще один аргумент в пользу того, чтобы не пустить спортсменов из России на главные спортивные соревнования мира. В докладе рассказано о простой системе защиты спортсменов России от положительных допинг-проб, о роли ФСБ в подмене пробирок, о допинговом коктейле «Дюшес», который принимали атлеты.
Что в основе расследования
С комиссией ВАДА сотрудничал экс-глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, который сейчас живет в Соединенных Штатах. Он дал несколько интервью и предоставил тысячи документов. Неформальный лидер независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства и автор нынешнего доклада (а также профессор права канадского Университета Западного Онтарио) Ричард Макларен счел, что Родченкову можно доверять, так как исследования подтвердили его слова. У комиссии были и другие источники, но они остались неназванными. Так как на расследование ВАДА дала только 57 дней, Макларен решил не общаться с российскими властями, так как во время предыдущего расследования такое общение оказалось бессмысленным.
Положительное превращается в отрицательное
Первая схема сокрытия положительных допинговых проб спортсменов, описанная в докладе, работала в России минимум с конца 2011-го по август 2015-го. Смысл в том, что положительные пробы просто отмечаются как отрицательные. Ричард Макларен назвал этот способ «методом исчезающих положительных проб». Эксперта поразила простота системы настолько, что он не смог удержаться — и в докладе, написанном сухим языком, воскликнул: «The disappearing positive!»
Юрий Нагорных, замминистра спорта России, назначенный в 2010 году, был одним из главных кураторов допинговой программы. В отчете говорится, что именно он решал, чьи положительные пробы будут скрываться, a кто не нуждается в защите.
В случае обнаружения положительной пробы лаборатория действовала следующим образом. Сотрудник записывал номер пробирки, дату взятия пробы, пол спортсмена и вид спорта, а потом передавал эту информацию «связному»: эту роль в разное время выполняли советник министра спорта РФ Виталия Мутко Наталья Желанова, сотрудник Центра спортивной подготовки сборных команд России Алексей Великодный и заместитель главы департамента науки и образования в Минспорта Авак Абалян (в распоряжении комиссии есть электронные письма между сотрудниками лаборатории и связными).
«Связной» отправлял информацию в Российское антидопинговое агентство, которое предоставляло сведения о спортсмене (в лаборатории все пробы анонимны). Затем заместитель министра спорта Юрий Нагорных выносил решение — либо «Сохранить», либо «Карантин».
Если в лабораторию приходило указание «Сохранить», лаборатория отмечала в системе ADAMS (база данных ВАДА) эту пробу как отрицательную. В случае ответа «Карантин» анализы выполнялись по международным правилам.
Доклад ВАДА сообщает, что для спортсменов из России опция «Сохранить» была выбрана 312 раз, «Карантин» - 265 раз. С иностранными спортсменами в большинстве случает пробы проводились по всем правилам. В переписке между лабораторией и Алексеем Великодным имеются такие слова относительно тестов на чемпионате мира по легкой атлетике в Москве: «Все иностранцы — „Карантин“».
Но некоторые спортсмены из других стран все же оказались под защитой. Например, в докладе говорится об иностранном футболисте, который играет в чемпионате России. В отчете утверждается, что решение «Сохранить» вынес лично министр спорта Виталий Мутко. Скорее всего, речь идет об игроке «Краснодара», про которого уже ранее говорилось в фильме ARD (предыдущее расследование о допинге в РФ); его имя неизвестно.
ВАДА запланировала проверку московской лаборатории на декабрь 2014 года. Тогда агентство попросило главу лаборатории Родченкова сохранить все образцы, какие есть. После письма из агентства лаборатория истребила около восьми тысяч проб, взятых до 10 сентября 2014-го: формально их можно было уничтожить, поскольку истек минимальный 90-дневный срок хранения (в первом докладе также говорилось об уничтожении проб, но их количество оценивалось примерно в полторы тысячи штук).
После того, как образцы были уничтожены, осталось 37 положительных проб, помеченные как отрицательные. Они были взяты с сентября по декабрь 2014 года.
12 декабря, за пять дней до приезда комиссии ВАДА, Родченков встретился с замминистра Юрием Нагорных, который решил вызвать «волшебников». В тот же день вечером в лабораторию пришли сотрудники ФСБ, забрали пробы и вернули их открытыми. Родченков рассказал, что у сотрудников не было времени, чтобы собрать чистую мочу спортсменов, поэтому использовалась любая чистая моча других атлетов. По итогам проверки этих проб выяснилось, что на емкостях видны следы вскрытия, а в трех из них ДНК не соответствовала ДНК спортсменов.
После этого комиссия ВАДА поручила проверить отрицательные пробы, которые были изъяты из лаборатории в Москве. Оказалось, что 89% из них были положительными, но в системе они были помечены как отрицательные. В целом, с 2012 по 2015 годы отрицательными пометили 643 пробы; причем, как отмечается в докладе, это происходило даже когда комиссия ВАДА вела расследование. Родченков сообщил, что в 2015-м году Нагорных пытался прекратить эту практику, но Ирина Родионова, замглавы Центра спортивной подготовки сборных команд России, настояла на продолжении работы.
Лаборатория скрывала положительные пробы не только легкоатлетов, но и других спортсменов. Это представители тяжелой атлетики, борьбы, каноэ, коньков, футбола, баскетбола, волейбола и других видов спорта. Больше всего, однако, подмененных проб оказалось среди легкоатлетов, далее следуют тяжелая атлетика и неолимпийские виды спорта.
При этом московская лаборатория была совершенно зависима от государства. Источники рассказали комиссии, что решения принимались не внутри лаборатории, а в министерстве спорта России. сотрудники выполняли все распоряжения под угрозой увольнения. В докладе сообщается, что работа была выстроена так, что в случае раскрытия махинаций с пробами, все можно было свалить на лабораторию.
A что с Олимпиадой в Сочи?
Методика сокрытия положительных проб работала хорошо во всех случаях, кроме крупных соревнований, где осуществлялся дополнительный контроль со стороны зарубежных агентств. Такой контроль, конечно, был на Олимпиаде в Сочи. Для того, чтобы ничего не открылось, на этих соревнованиях применили другой метод – замену положительных проб. В ФСБ придумали такой способ вскрытия запечатанных проб, при котором нетренированный глаз не заметил бы следов.
Комиссией были проверены пробы из Сочи и несколько емкостей из московской антидопинговой лаборатории — при взгляде на них под микроскопом были найдены следы вскрытия. Из сочинских проб проверили 11 случайно выбранных — на всех были отметины, свидетельствующие о вскрытии. Кроме того, выяснилось, что в одной из проб победительницы сочинской Олимпиады не оказалось ее ДНК — моча была чьей-то еще.
Для того, чтобы заменить грязные пробы на чистые, у спортсменов брали мочу в тот период, когда в ней не было следов запрещенных веществ. Моча хранилась в Центре спортивной подготовки сборных команд России. За это отвечала заместитель главы центра Ирина Родионова. Она также входила в Олимпийский комитет России во время Олимпиады в Сочи. Впоследствии ФСБ забрала мочу и доставила в Сочи.
Заменяли пробы в Сочи именно так, как ранее описало The New York Times со слов Родченкова. Пробы через дыру в стене между хранилищем мочи, находящимся в защищенном периметре, и комнатой вне этого периметра передавал сотрудник московской антидопинговой лаборатории Евгений Кудрявцев. Емкости забирал сотрудник ФСБ Евгений Блохин, который относил их в здание ФСБ, расположенное по соседству, а потом возвращал их открытыми. Он же приносил и чистую мочу.
После этого Родченков и другие сотрудники заполняли емкости чистой мочой. Также им нужно было добиться, чтобы у пробы сохранилась удельная плотность – в мочу добавляли соль или воду. Лаборатория в Лондоне изучила несколько образцов из Сочи и выяснила, что показатели соли в некоторых из них были выше стандартных: при таком уровне соли в моче создавалась угроза жизни.
«Дюшес» - коктейль из допинга
Про коктейль рассказал все тот же Родченков, который и изобрел напиток. Он сообщил, что тот состоял из трех препаратов, которые нужно было растворить в алкоголе. Спортсмену нужно было прополоскать им рот и выплюнуть – так допинг скорее выводился из организма. Эксперты, привлеченные комиссией, подтвердили, что препараты быстрее растворяются в алкоголе, чем в воде, а при трансбуккальном введении (через полость рта) период обнаружения допинга сокращается.
Родченков говорит, что сам он распространением коктейля не занимался, это была работа Ирины Родионовой. Именно она назвала состав «Дюшесом». Родченков уверяет, что «Дюшес» применяли многие спортсмены в Лондоне. Это подтверждают данные Международного Олимпийского комитета — в пробах восьми спортсменов при повторном изучении нашли туринабол, один из компонентов коктейля (впоследствии Родченков заменил его на другой препарат). Применялся «Дюшес» и на Олимпиаде в Сочи.
При поступлении на работу в лабораторию Григорий Родченков подписал документ о сотрудничестве с ФСБ — ему было присвоено кодовое имя Куц. В его обязанности входило отчитываться перед куратором из спецслужбы, далее отчеты поступали более высокопоставленному сотруднику ФСБ. Наиболее часто в лаборатории бывал сотрудник службы Евгений Блохин.
Во время сочинской Олимпиады Блохин попадал в лабораторию под видом водопроводчика — официально он работал на компанию «Билфингер», обслуживающую здание. У комиссии есть показания очевидцев, которые рассказали, что видели Блохина в лаборатории по вечерам, когда другие сотрудники уходили. Родченков также показал его фотографию, сделанную в лаборатории. Кроме того, по словам Родченкова, он встречался с высокопоставленными сотрудниками ФСБ до и во время Игр, где обсуждалось применение допинга.
По словам Родченкова, в январе 2015 года, после выхода первого фильма ARD про допинг, он написал доклад в ФСБ. Родченков сообщил, что при повторной проверке проб российских спортсменов на международных соревнованиях, скорее всего, будут положительные результаты. Он отметил, что в российской легкой атлетике допинг принимают все, поскольку ни тренеры, ни спортсмены не знают, как готовиться без препаратов. Доклад дошел до Виталия Мутко, и министр вызвал Родченкова, чтобы обсудить с ним документ.
Кроме того, по словам источника, он бывал на нескольких встречах с Мутко, где обсуждалась подготовка к Сочи. Накануне Олимпиады один из «связных» между лабораторией и министерством спорта Алексей Великодный подготовил список спортсменов, употребляющих допинг. Файл изначально назывался «Дюшес» — как допинговый коктейль.
И что теперь?
После того, как доклад ВАДА был опубликован, Международный Олимпийский комитет заявил, что готов ввести «самые жесткие санкции» в отношении причастных к допинговой программе в России. Кроме того, сообщается, что Путин отстранит от должностей попавших в доклад WADA чиновников, такое обещание дал сам президент: «должностные лица, названные в докладе комиссии как прямые исполнители, будут временно отстранены от занимаемой должности до полного завершения расследования». При этом, как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Мутко не будет отстранен от работы.
Реакция из мира спорта
«Спорт-экспресс» публикует реакцию известных людей из мира спорта на доклад ВАДА.
Александр ЖУКОВ, президент ОКР:
«То, что никаких рекомендаций, связанных с отстранением, комиссия не дала, – это позитивный факт. Но доклад еще надо изучить более детально».
Михаил МАМИАШВИЛИ, президент Федерации спортивной борьбы:
«В России нет и не было никакой государственной системы поддержки допинга. Россия вообще является одной из самых непримиримых стран – борцов за чистоту спорта. И мне очень интересно, какова степень ответственности тех людей, которые очерняют наших спортсменов. Чем они рискуют? Своими именами? Их имена ничего не стоят. Некоторые из этих имен появились только из-за раздутых ими же допинговых скандальчиков. Эти люди лгут и берут грех на свои души. Но Бог им судья. Если Россия выдержит это давление, то станет еще сильнее».
Алексей ВЛАСЕНКО, президент Федерации прыжков в воду России:
«Сегодняшний доклад основан на словах одного предателя по фамилии Родченков. Он сбежал из страны и наговорил всякую чушь. На основании этого делать новый доклад смешно. Какое решение может вынести МОК?Никаких последствий не будет, Россию никто не рискнет отстранить от Олимпиады. Глава FINA Хулио Маглионе сказал, что если Россию не пустят на Игры, то это будет конец всему олимпийскому движению».
Валентин БАЛАХНИЧЕВ, экс-глава Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА):
«Это просто абсурд – делать такие заявления на основании информации, полученной от господина Родченкова. В ВФЛА никогда не занимались такого рода деятельностью. С Родченковым я не общался последние лет пять. И не хотел общаться с ним. Никто из работников ВФЛА и сборной России по легкой атлетике не общался с ним. Он может рассказывать все, что угодно. Чемпионат мира 2013 года был чистым, не запятнанным ничем. Сейчас используется негативный имидж, сложившийся безосновательно и бездоказательно вокруг нашей федерации, для того чтобы усилить позиции господина Макларена».
Дмитрий СВИЩЕВ, глава комитета по спорту Госдумы РФ:
«Этот доклад был совершенно неинтересен. Они говорят, что каждый факт могут подтвердить доказательствами. Интересно как. Я бы тоже хотел взглянуть на это. Может быть, в качестве доказательства будет использовано интервью Родченкова? Это не доказательство. Родченков погнался за долларом и оклеветал наших спортсменов. МОК – независимая организация, но сегодня на нее оказывается давление беспрецедентное. Все мы надеемся, что МОК примет взвешенное решение и допустит на Олимпиаду невиновных, чистых спортсменов, как было уже сказано раньше».
Александр КАРЕЛИН, трехкратный олимпийский чемпион, депутат Госдумы РФ:
«Глупости все это, вы же знаете – чтобы еще и ФСБ этим занималась. Понятно, что нашу страну всю жизнь демонизируют в сложную постсоветскую историю, и существуют советские стереотипы, что КГБ контролирует все. Но это далеко не так. Поэтому то, что сейчас Родченков делает – допущения и бардак, которые он развел в московской антидопинговой лаборатории, – он сегодня перекладывает на плечи министерства и вообще государства».
Евгений КАФЕЛЬНИКОВ, олимпийский чемпион по теннису, вице-президент Ассоциации гольфа России:
«Не склонен думать, что все обвинения в адрес российского спорта – происки наших недругов. Раз в деле начали всплывать конкретные факты… Конечно, не хочется им верить, но приходится. На протяжении последних нескольких дней часто приходилось слышать: мол, это все политический заказ со стороны Запада. Не думаю – это было бы слишком простым объяснением. Одной политикой такой скандал не объяснишь. Не думаю, что представители Всемирного антидопингового агентства стали бы голословно бросаться такими обвинениями».
Вячеслав ФЕТИСОВ, двукратный олимпийский чемпион, бывший председатель комиссии спортсменов ВАДА:
«Доклад Макларена я не слышал, поскольку ехал на телевидение, но Александр Жуков на весь мир сказал, что в этом докладе нет рекомендаций по дисквалификации наших спортсменов. Там просто излагаются факты. А вообще, мне неприятно даже обсуждать эту тему. Я сам вырос в спорте. Был игроком, тренером, руководителем. Больше всего мне сейчас обидно за спортсменов, которые пашут, проливают пот и слезы и не понимают, чего ждать. Это тяжелая ситуация. Люди ведь ни в чем не виноваты.
Точно знаю, что МОК, одна из самых влиятельных организаций в мире, никогда не примет решений на основании каких-то рассказов, без фактов. Но если факты есть – это проблема. А если это просто пересказ каких-то слухов и разговоров – ничего плохого ждать не следует. Думаю, что членам МОК все будет доложено, и если нет доказательств, то все будет хорошо».
Светлана ЖУРОВА, олимпийская чемпионка, депутат Госдумы РФ:
«Когда я участвовала в Олимпийских играх и сдавала пробы на допинг, то была абсолютно уверена в людях, которые брали пробы и транспортировали их. Нас уверяли в том, что целостность контейнера невозможно нарушить. В настоящее время говорят о том, что, оказывается, пробы с Олимпиады в Сочи были вскрыты. На зимних Играх-2014 работали в том числе и сотрудники ВАДА. Как удалось подменить контейнеры и усыпить их бдительность? Вокруг этой истории слишком много вопросов.
Спортсменам, которых не отстранили от участия в Играх в Рио, необходимо тренироваться и доказывать, что они "чистые". Но даже если мы покажем высокие результаты, люди все равно будут ходить и говорить: "Да знаем мы, как вы выиграли". И раньше встречались допинг-скандалы с участниками других стран, но сейчас ведется целенаправленная атака против россиян».
Реакция из-за рубежа
Трэвис ТАЙГАРТ, глава Американского антидопингового агентства (USADA), автор письма с требованием отстранить Россию от Игр-2016 в Рио:
«Доклад комиссии Макларена доказал наличие, без сомнения, ошеломительного уровня коррупции в российском спорте и российском правительстве. В первую очередь мы сочувствуем всем спортсменам, которых обокрали на пути к их олимпийской мечте. Теперь нужно собраться всему мировому сообществу, тем, кто действительно верит в дух олимпизма, и сделать так, чтобы эти преступления больше никогда не угрожали спорту, который мы любим».
Скотт БЛЭКМАН, генеральный директор Олимпийского комитета США (USOC):
«Отчет Макларена подтвердил то, о чем мы говорили ранее: действующая антидопинговая система дала сбой и срочно требует внимания каждого, кто заинтересован в защите чистых спортсменов. Мы сосредоточены на подготовке сборной США к предстоящей Олимпиаде в Рио-де-Жанейро и надеемся, что Международный олимпийский комитет, ВАДА и международные федерации введут санкции, соответствующие уровню нарушений, и это позволит чистым спортсменам чувствовать себя комфортно, оттого что в Рио они будут соревноваться в равных условиях».
Рене ФАЗЕЛЬ, член исполкома МОК, президент Международной федерации хоккея:
«Я всегда против коллективного наказания. Некоторые атлеты могут сделать неправильные вещи, но это не значит, что надо наказывать всех. Всегда неверно применять коллективное наказание. Но мне нужно больше информации об этом, завтра мы проведем по этому поводу телефонную конференцию».
Себастьян КОЭ, президент Международной федерации легкой атлетики (ИААФ):
«Узаконенный и систематический допинг в российской легкой атлетике стал причиной, по которой ИААФ наложила, а затем и оставила в силе дисквалификацию Всероссийской федерации легкой атлетики и отстранила российских спортсменов от участия в международных соревнованиях. ИААФ, естественно, запросит более полную информацию о 139 пробах, упоминающихся в докладе Макларена, и сама проверит ее. В том числе и пробы с чемпионата мира-2013 в Москве. Все они были отправлены из Москвы в Лозанну. Мы получим доказательства и примем самые сильные из доступных нам мер».