Кабельный вейкбординг появился в Екатеринбурге в 2008 г. Случайно. Развить вейк-клуб Ramada Х Park помогла инфраструктура, поддержка мировых брендов и вложение в раскрутку воднолыжного спорта.
Установить в Екатеринбурге канатную дорогу для экзотичного для уральских широт катания на водной доске - вейкбординга – основатель корпорации «Маяк» (она владеет отелем Ramada) Владимир Коньков решил несколько лет назад, будучи в Мюнхене. Впечатлился: и самим зрелищем, и тем, что в Германии вейкбординг популярен (приносит доход). В то время, в 2006 г., отель Ramada в Екатеринбурге только строился, и нужно было решать, как разнообразить досуг клиентов. К тому же, рядом с гостиницей был водоем: затопленный карьер, глубина которого достигает 30 м, откуда брали грунт для строительства дороги в Кольцово. Водоем к тому времени уже зарыбили – карпами, линями, щуками и пр., но простой рыбалки не хотелось, говорит бизнесмен: нужна была отличительная фишка. Канатная дорога протяженностью 1 км обошлась в 15 млн руб.
По словам управляющего спортивно-развлекательного комплекса Ramada Х Park Артема Коробкова, изначально дорогу рассматривали как вид развлечения: встать на водную доску или лыжи, схватить фал, прокатиться на канатке до поворота – кто дальше, - первых посетителей привлекали экзотикой. Использовать комплекс для тренировок спортсменов-вейкбордистов мысли не было. Не стояло даже четких сроков окупаемости проекта. «Это была, скорее, необычная карусель», - говорит г-н Коробков.
Как аттракцион канатная дорога работала два года, но суперпопулярностью не пользовалась. Незнакомый вид спорта был большинству екатеринбуржцев непонятен. Серьезно развивать Ramada Х Park начали в 2010 г.: Артем Коробков, прежде работавший у Владимира Конькова в корпорации «Маяк», возглавил комплекс и переформатировал его. «Для меня это тоже было ново, - говорит он. – Вейк-клуб доверили мне как бывшему спортсмену: я КМС по фигурному катанию. Но для дела пригодился не столько спортивный опыт, сколько навыки переговоров – чтобы договариваться о поддержке с производителями товаров для вейка».
Канатная дорога начала работать четыре года назад – в кризис. Это сказалось на статистике посещений?
- Да, поскольку когда я в 2010 г. пришел в Ramada Х Park, – стояла цель выстроить работу так, чтобы здесь началось движение. Первые два года канатная дорога не была заметным в городе проектом: не было инструкторов, заинтересовавшимся посетителям отеля просто объясняли на пальцах азы и ставили на доску. Спортсменов было мало, в основном – самоучки-энтузиасты. Вейкбординг в регионе не рекламировался. Вообще, все задумывалось как рекреационная зона отеля: чтобы гости могли проводить время, отдыхать, загорать и только заодно – кататься на вейке. Но потом стало ясно, что с канатной дорогой нужно что-то делать – тогда меня перевели из корпорации «Маяк», где я занимался строительными проектами, сюда. 2010 г. был провальным для стройки, работы не было. Так что я все равно подумывал что-то менять. В итоге же – занял место управляющего, и сейчас трудно даже представить, чтобы я занимался чем-то другим. Вейк увлекает.
У вас был готовый план действий или приходилось ориентироваться по ситуации?
- Первым делом я собрал спортсменов, которые здесь уже тренировались, и спросил: что сделать, чтобы им было комфортно? Нужно было понять, с чего начинать. Параллельно смотрел вейк-видео, прочитал огромное количество журналов про вейкбординг. Мне стало ясно: вейкбординг – это экстремальный спорт, замена сноуборду летом, поэтому развивать Ramada Х Park нужно именно в таком ключе. А вейк-парки с фигурами, где можно исполнять прыжки и прочие трюки на доске, есть только в Москве. Вышел на москвичей. Представил стратегию собственнику. Тот согласился, выделил бюджет, за счет которого мы поставили на воде парк из фигур, трамплинов. Сразу скажу – удовольствие это дорогое. Фигуры мы заказывали у немцев, в фирме UNIT, по международным стандартам. Одна такая фигура стоит около 1 млн руб.
Вейк-парк развивался только за счет средств собственника?
- Нет. Я начал искать выход на производителей снаряжения для вейкбординга – бренды как никто заинтересованы в развитии спорта. Меня свели с руководством головного офиса компании Quiksilver – они выпускают одежду (шорты, майки, гидрокостюмы, жилеты). Представил свой план развития Ramada Х Park, и после обсуждения производитель выделил нам бюджет на сезон 2011 г. В конце года руководство Quiksilver сообщило, что им удалось резко нарастить продажи на Урале, и нам увеличили бюджет. Думаю, сказалось то, что мы не сидели на месте: не просто поставили фигуры, а провели соревнования – сначала небольшие, потом кубок Еkb Wake Up – его заметили в стране. К нам едут даже с большой охотой, чем на чемпионат России.
Почему это?
- Во-первых, призовой фонд. Если мы пишем, что призовой фонд 150 тыс. руб., то даем победителям живые деньги, а не сертификаты, одежду и прочие подарки на эту сумму, как другие клубы. У нас деньги отдельно, подарки – отдельно. Для спортсменов это важно: вейкбординг – недешевый спорт. К тому же, российская Федерация воднолыжного спорта финансово им не помогает. Дошло до того, что на чемпионат Европы сборная России ездила за свой счет – купили форму и поехали. Правда, после этого в адрес федерации было много критики, так что поездку на Чемпионат мира в этом году спортсменам уже оплатили. Надеюсь, в дальнейшем эта практика продолжится, ведь бюджеты минспорта РФ выделяет!
А с областным министерством вы пробовали работать? В регионе ведь есть целевые программы поддержки спорта.
- В Екатеринбурге пока немного людей, заинтересованных вейкбордингом. Мы плотно общаемся с федерацией – нужно ведь выбивать спортсменам звания кандидатов в мастера и мастеров спорта. Причем приходится чуть ли не штурмовать спортивных функционеров, хотя по закону победителям чемпионата России звания положены автоматически. Пытались общаться с областной воднолыжной федерацией, но общего языка пока не нашли. Поэтому решили, что будем продвигать спорт сами. Чтобы не быть никому обязанными.
Значит, обходитесь спонсорской поддержкой? Как делятся финансовые затраты на проведение Еkb Wake Up?
- Мероприятие проходит под эгидой Quiksilver – компания спонсирует соревнования, мы помогаем организовать проживание участников, рекламируем Еkb Wake Up и проч. Цель – сделать это соревнование летним аналогом фестиваля зимнего экстрима BGV (большие гонки журнала «Выбирай»), который проводился в Челябинске – с упором на спорт и развлечения. Мы к этому идем: в 2011 г., когда Еkb Wake Up проходил впервые, это было чисто спортивное мероприятие. В этом году уже была шоу-программа с выступлением музыкантов вечером.
А другие марки-производители? Расширяете ли вы круг спонсоров?
- Другие бренды спортивной одежды мы не пускаем, так как законтрактованы с Quiksilver. У них просто условия по сотрудничеству лучше, чем у их конкурентов. А вот с брендами, выпускающими доски, работаем. В этом году подписали соглашение с Liquid Force – с 2013 г. они тоже будут нам помогать проводить Еkb Wake Up. Компании видят: за два года интерес к вейку в Екатеринбурге значительно вырос, и уже сами ищут связи с нами. В этом году, например, среди спонсоров был SONY-Центр.
Удалось ли за четыре года работы окупить вложения?
- Пока нет, да и такой цели изначально не стояло – окупиться в какие-то определенные сроки. Но мы с каждым годом наращиваем обороты. К тому же так получается, что полноценно мы работаем только летом. В принципе, канатная дорога работает до минус 15 градусов, кататься можно по льду. Но зимой наши люди едут в горы – у них сноуборд, лыжи. Так что за лето нам нужно обеспечить себя на сезон вперед. Сделать это удается за счет инфраструктуры: у нас два летних ночных клуба, ресторан, кафе, пляж. Сейчас соотношение доходов от канатной дороги и инфраструктуры составляет 30 на 70%.
Как еще продвинуть вейкбординг? Спортсмены-экстремалы снимаются в экстрим-видео: в этом году в Екатеринбурга прошел один сеанс фильма «Achtung! Кабель!». Это дало эффект?
- Безусловно, причем Ramada Х Park принимал участие в съемках этого фильма. Он о становлении кабельного вейкбординга в России. У нас была идея: вырубить зимой у отеля Ramada три большие проруби, из льда сделать фигуры и покататься по ним вечером, когда темно. Но это оказалось тяжело технически – водоем замерз на 1,5 м вглубь, выпилить лед было нереально. Мы долго совещались, как быть, и решили перенести съемку к Рефтинской ГРЭС – там вода не замерзает. Сделали там трамплин через рыбацкие понтоны и отсняли часть фильма.
В финансировании съемок тоже участвовали?
- Нет. Съемочным процессом занимались московские вейкбордисты – они же нашли спонсоров. Quiksilver, кстати, выделил часть бюджета. После того опыта мы решили сами сделать некоммерческий фильм про наш парк, чтобы показать, что за люди входят в команду Ramada Х Park, что для нас вейкборд. Многие ведь думают, что мы какие-то роботы, которые не слезают с доски сутками. На самом деле мы обычные люди, у всех семьи, дети, работа. Просто половину свободного времени мы отдаем вейку. Фильм мы сняли. В него войдут кадры с соревнований, где мы выступали в этом сезоне. Думаю, к Новому году видео будет готово.
В стране работает всего пять кабельных вейк-парков – два в Москве, по одному в Анапе, Питере и Екатеринбурге. Конкуренция ощущается?
- Еще один парк строится в Калуге. Конечно, у Екатеринбурга свои минусы: в первую очередь, отдаленность от Москвы. Платить за авиаперелет по 15 тыс. руб., чтобы приехать покататься в выходные, - дороговато даже для москвичей. Но все равно они к нам ездят – у нас ценник не так высок, как в столице, к тому же рядом гостиница и вся инфраструктура. В Москве в Строгино, например, есть канатная дорога. А вокруг – ничего. Чтобы пообедать нужно идти на ближайшую автозаправку и там что-то покупать. Поэтому мы в развитии ориентируемся не на Москву, а на немецкие вейк-парки.
Какие планы на новый сезон?
- Хотим увеличить количество фигур, потому что два года прошли с неизменным парком, а посетители просят чего-то новенького. Плюс нужно заняться дальнейшим благоустройством берега, лесного массива. Думаем расширить парк, привезти еще песка для пляжа, отгородить территорию – чтобы отдыхающие-дикари не приходили из леса и не начинали тут буйствовать. Ну и соревнования снова планируем.
С прицелом на Олимпиаду
Владимир Коньков, основатель корпорации "Маяк"
В начале 2006 г. я ездил с делегацией Свердловской области, во главе с бывшим губернатором Эдуардом Росселем, в Мюнхен и обратил внимание на канатную дорогу для вейкбординга. Трасса выглядела внушительно, эффектно и явно пользовалась большой популярностью среди любителей и профессионалов этого вида спорта. Попробовать свои силы в вейкбординге сам я тогда так и не собрался, однако решил, что этот способ активного времяпрепровождения отлично приживётся на уральской земле.
Конечно, доставка и монтаж оборудования потребовали серьёзных затрат. Километровую канатную дорогу мы заказали у немецкого поставщика, компании Rixen, выпускающей подобное оборудование более 40 лет. Изначально ставку делали на развлечения, отдых. Но сейчас не отдых, а спорт – сам вейкбординг – набирает на Урале обороты. В том числе благодаря Ramada Х Park: мы проводим серьезные соревнования,– и все спортсмены отмечают, что уровень парка очень высок. В ближайшее время планируем провести состязания уже европейского масштаба.
При этом наши и зарубежные спортсмены, их группы поддержки и гости отеля удивляются чистоте нашего водоёма – ведь находится он рядом с оживлённой трассой. Весь секрет в удачном расположении пруда и в его проточности: со дна бьют ключи, а излишки воды из озера естественным образом вливаются в реку Патрушиху.
Я уверен, что вейкбординг станет олимпийским видом спорта. Как следствие - подключатся федералы, появится серьёзная финансовая поддержка со стороны Минспорта РФ. Но пока приходится развивать вейкбординг в Уральском регионе силами энтузиастов.