Предприниматели, топ-менеджеры, руководители крупных компаний и знаменитые люди Екатеринбурга рассказывают, какую роль университет сыграл в их жизни.
В 2020 г. «Деловой квартал» совместно с УрФУ им. Б.Ельцина запускает спецпроект к 100-летию университета. В течение года на DK.RU будет опубликованы авторские колонки бывших выпускников, а ныне знаменитых и успешных людей.
Предприниматели, топ-менеджеры, руководители крупных компаний и знаменитые люди Екатеринбурга рассказывают, какую роль университет сыграл в их жизни. Первая история — основателя одной из ведущих региональных ИТ-компаний.
Андрей Антипинский, основатель и генеральный директор (до августа 2016 г.) компании «Уральский центр систем безопасности» (УЦСБ):
— Я поступил на Радиотехнический факультет (тогда еще УПИ) и на специальность «Автоматика и управление технических систем» в 1992 г. Выбора в части направления учебы, собственно говоря, особо и не было, душа со школы лежала к информационным технологиям.
Классе в пятом тогда еще закрытого города Челябинск-70 нас сводили в вычислительный центр, который был очень навороченным по тем временам, пачка перфоркарт оттуда до сих пор лежит где-то. Это был удивительный мир инженеров, похожих на докторов, мигающих ламп и щелкающих реле. Потом было неподражаемое произведение Стругацких — «Понедельник начинается в субботу», которое окончательно импринтировало образ инженера ИТ в сердце и определило жизненный выбор.
А выбор Альма-матер был несложен, потому что, собственно, выбора особо и не было. 1991 год — время кардинальных изменений в жизни страны, ехать далеко не было возможности. Помню, зимой, за год до поступления, я был в общежитиях Томского политеха, где в жуткий холод из-за отключенных батарей в коридорах жгли костры.
Когда в день открытых дверей побывал в УПИ, главный корпус тогда казался громадой, огромным зданием с гулкими коридорами, с портретами ученых на стенах, аудиториями, полными кипучей жизни, и лабораториями — все это вызывало душевный трепет и огромное желание учиться здесь. Конкурс тогда был исключительный, о демографическом кризисе и речи не было. Подавал документы и на Физтех, и на Радиофак, поступил на последний и, наверное, ни разу об этом не пожалел.
Учиться было непросто, особенно тяжелыми были первый и второй курс, потому что давался большой объем не всегда интересной и актуальной информации. С 3-го курса пошла специализация и все стало гораздо проще, потому что ветер знаний надувал паруса внутреннего интереса. Поэтому и самые любимые лекции были по предметам, которые в тот момент были на острие прогресса, и где преподаватели сами были увлечены.
В память западают моменты, требующие максимального напряжения в интересующей области с видимым прогрессом понимания. Отчетливо помню, что подобное состояние потока возникало на занятиях, проводимых Александром Николаевичем Оботниным по «Теории автоматического управления» — это основа работы кибернетических систем. В корне кибернетического подхода лежит идея об определяющей роли информации в процессах управления системами различной природы, что позволяет предложить реально работающие методы моделирования практически любых задач с использованием вычислительной техники.
Сложная теория, положенная на практическую лабораторную работу, давала ощущение радости познания и даже некоего всемогущества. К сожалению, уже к концу обучения Александр Николаевич эмигрировал в Канаду, связь была потеряна.
В 90-е годы настолько стремительно развивались технологии, что учебные программы, конечно, не успевали за ними. Поэтому, прежде всего благодаря преподавателям, которые, понимая это, давали достаточную возможность для саморазвития и поощряли способность искать нужную информацию и получать нужные знания, сформировался навык действия, активной жизненной позиции в части поиска нужной информации и достижения желаемого.
Очень важной была практика на реально действующих предприятиях. Диплом я делал в «СвердловЭнерго», и спустя 25 лет помню тему: «Автоматическая диагностика маслонаполненных трансформаторов по фурановым соединениям». Думаю, внедряемое сейчас проектное обучение дает студентам понимание тех навыков и знаний, которые реально потребуются после выхода из стен вуза.
На мой взгляд, высшее образование дает более комплексное понимание не только в предметной области, но и в целом мироустройства. Видимо, поэтому отец с детства мне говорил — получи высшее, а потом делай что хочешь. Собственно, я последовал его совету, хотя варианты были, потому что многие со студенческой скамьи уходили в бизнес, и я очень благодарен за его настойчивость и поддержку.
Школа УрФУ — это прежде всего инженерная школа, которая всегда была сильна своими наставниками, потому что преподавать шли люди с практическим опытом и желанием передавать свои знания. А выраженной особенностью был сплав университетского образования, практической науки УрО РАН, развитой промышленности, где можно было применять полученные знания.
Безусловно, студенческие годы — одни из самых ярких в жизни, потому что это время ощущения свободы в самом широком смысле этого слова. После выхода из родительского дома ты сам волен в выборе, что делать, чему отдавать энергию и время.
Вуз дал понимание, что результат является скорее следствием усердия, чем таланта. Завершение учебы с красным дипломом дало понимание, что все в твоих силах, нет ничего сложного, нужно просто время, чтобы разобраться. Каждый из нас может отметить случайную неслучайность стечения места, обстоятельств и людей. Благодарность судьбе, что все это стало частью нашей жизни и вехами нашей истории.
Благодарен преподавателям за их стремление вложить душу и знания в обучение студентов. За то, что пронес и вынес мысль, которая отражена в циркуляре начала еще прошлого века: «Господа инженеры должны проявлять инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения».
И еще важно помнить: все, что ты делаешь, делаешь зачем, а не почему. Если осмысливать следующий шаг, то с большой вероятностью придешь к желаемой цели в желаемое время.
Сегодня, уже как основатель ряда компаний в области информационных и инженерных технологий, которые стали лидерами в своих сегментах, активно поддерживаю связь с Альма-матер.
Мы активно участвуем в работе эндаумент-фонда университета, наши сотрудники читают лекции и ведут курсы в вузе. Совместно с институтом радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ, Питерским политехом и МФТИ подготовили и выиграли грант на создание магистерской программы по направлению «Информационная безопасность» на базе Уральского федерального. Мы принимаем студентов на практику для участия не только в реальной проектной работе, но и исследовательской деятельности.
Именно в таком технологическом предпринимательстве я вижу возможность самореализации и принесения пользы обществу. Уверен, что и в дальнейшем мы будем креативным и надежным партнером опорного университета Урала.
Две моих старших дочери поступили в УрФУ по направлению химических технологий, но на разные факультеты, одна на Физтех, другая в институт естественных наук и математики. Скорее, это было их решение, потому что уровень готовности, на мой взгляд, позволил бы поступить в любой ведущий вуз не только страны, но и мира. Рад, что дочери идут тем путем, которые выбирают сами, а я имею возможность видеться с ними чаще, и не только через экран смартфона.