Сотовым операторам и интеграторам нужно договориться о правилах игры. Александр Луговой - директор общественной организации «Уральское мобильное сообщество» (УралМобиС) После введения новых принцип
Сотовым операторам и интеграторам нужно договориться о правилах игры.
Александр Луговой - директор общественной организации «Уральское мобильное сообщество» (УралМобиС)
Из-за чего сыр-бор?
Поначалу операторы сотовой связи реагировали на установку шлюзов спокойно, но после введения принципа CPP (Calling Party Pays — «платит звонящий») картина резко изменилась. Теперь за каждую минуту разговора абонента один сотовый оператор платит другому 95 коп. Но все тарифные планы были рассчитаны на человека с мобильным телефоном, именно ему предназначались безлимитные тарифы. При использовании GSM-шлюза на одну SIM-карту приходятся разговоры уже не одного абонента, а целого коллектива.
Кроме того, из-за ограниченной пропускной способности базовых станций каналы связи оператора оказались загружены. Рядовые абоненты проявляли недовольство, сотовые компании несли убытки. Чтобы не терять деньги, операторы решили отказаться от безлимитных тарифов. Затем стали отслеживать GSM-шлюзы и отключать: поначалу полуофициально, а затем и официально, ссылаясь на соответствующие условия в абонентском договоре. Однако полностью запретить их использование не удается: производители и интеграторы GSM-шлюзов находят все новые лазейки для работы.
В сухом остатке
На рынке сложилось трехстороннее противостояние. Потребители, имеющие огромные счета за телефонию, хотят
сэкономить и пользуются услугами интеграторов, предоставляющих шлюзы. В то же время сотовые компании, несущие убытки, не готовы принять часть трафика, ранее приходившегося на проводных операторов. Конфликт только обострился с появлением дополнительной функции шлюза — Call Back. Абонент с мобильного телефона звонит на такой GSM-шлюз, устройство определяет номер входящего вызова, сбрасывает его и самостоятельно инициирует вызов. При такой схеме вся оплата разговоров ложится на SIM-карту, находящуюся в шлюзе, а истинные инициаторы вызова пользуются услугами связи бесплатно. Это позволяет добиться бесплатного для абонента с мобильным телефоном выхода как в сотовые сети, так и в городские (проводные), и даже в сети VoIP. На первый взгляд положение безвыходное.
Найти общий язык
Мы уверены, что решить проблему можно, если сотовые операторы введут специальный тариф, рассчитанный на пользователей шлюзов, а интеграторы обязуются не продавать шлюз без подключения на этот тариф. Кроме того, крупные интеграторы, контролирующие 90% поставок и установок шлюзов, могут отказаться от использования устройств с функцией Call Back. Подобные союзы операторов и интеграторов наиболее перспективны: операторы контролируют шлюзы, а интеграторы ведут свою деятельность и получают дополнительный приток клиентов. Потребитель легализует свой шлюз и снижает ежемесячные расходы на связь. К тому же потребитель, со своей стороны, может установить необходимое количество GSM-шлюзов — пропорционально объему разговоров с каждым из операторов. При таком подходе трафик распределится равномерно между сотовыми операторами, снизится загруженность базовых станций, а заказчики потратят свои деньги с наибольшей выгодой, так как все доминирующие звонки станут внутрисетевыми (максимально дешевыми). Установка нескольких шлюзов (в зависимости от количества операторов в регионе) потребует крупных единоразовых затрат, но быстро себя окупит. Если же какая-то компания установит Call Back на свой страх и риск, такой шлюз можно быстро обнаружить и применить соответствующие меры.
Остается надеяться, что компромисс будет достигнут как можно раньше. Полгода, а именно столько развивается конфликт, вполне достаточно для принятия цивилизованных решений, от которых выиграют все.
МНЕНИЕ ЗА
Никита Синянский - руководитель направления компании «Бюро поставок и коммуникаций»:
— Полностью согласен с Александром. И даже более того: мы готовы заключить подобные соглашения с компаниями мобильной связи. В западных странах сотовые операторы самостоятельно и довольно успешно занимаются продвижением всего класса GSM-терминалов (шлюзы, модемы, сигнализаторы, ключи и т. д.). Тем самым они повышают свою конкурентоспособность, завоевывают лояльность абонентов и, несомненно, увеличивают свой доход. Только оператору по силам существенно снизить стоимость таких устройств, компенсируя ее платой за трафик. Для наших клиентов, у которых нет возможности подключить проводную связь (или она обходится слишком дорого), сотовый терминал будет спасительным решением.
GSM-шлюз завоевывает популярность среди организаций с большим объемом телефонных разговоров. Ведь именно через мобильный телефон сейчас осуществляется большая часть контактов с людьми. Понятно, что к решению вопроса об установке GSM-шлюза нужно подходить системно: провести детальный анализ потребностей организации, выбрать оператора и тариф и на основе этих данных рассчитать целесообразность использования и окупаемость решения. Это позволяет экономить на телефонии круглые суммы. По большому счету компромиссные договоренности будут выгодны всем, в том числе и операторам сотовой связи — их настрой против подобных технических проектов сказывается и на отношениях корпоративных клиентов к самим операторам. Тут есть над чем задуматься.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Константин Брызгалов - директор по маркетингу компании «Сотовая Связь МОТИВ»:
— Это предложение абсолютно нереально. Господин Луговой просто идеалист, если считает, что у нас кто-то будет платить за подобную услугу. Дисциплинированные компании и так платят по своим счетам, остальные ищут лазейки. Операторам нет смысла вводить особые тарифы, потому что компании, которые уходят от платежей за связь, будут продолжать это делать, а остальные и так исправно платят.
Кроме того, GSM-шлюзы противозаконны в принципе. Российские законы не предполагают такой формы взаимодействия оператора и абонента. У нас все звонки должны проходить через узел зоновой связи, а использование шлюзов — такое же мошенничество, как и клонированные SIM-карты.
Оснований ссылаться на зарубежный опыт у меня тоже нет — там работают совсем не GSM-шлюзы. Сотрудничество сотовых операторов и их клиентов на Западе строится на технологиях конвергенции фиксированной и мобильной связи (FMC).
Противостояние сотовых компаний и GSM-шлюзов относится к той же категории, что и противостояние брони и снарядов или систем информационной безопасности и хакеров. Одни ищут дырки, другие их закрывают. Здесь все точно так же.