Большинство цивилизованных рестораторов полагает, что контролирующие органы пользуются устаревшими нормативными документами, а координация их деятельности оставляет желать лучшего. «Проблема
Большинство цивилизованных рестораторов полагает, что контролирующие органы пользуются устаревшими нормативными документами, а координация их деятельности оставляет желать лучшего.
«Проблема правового беспредела действительно имеет место, – полагает заместитель Главы Екатеринбурга Виктор Контеев, – потому что количество проверок со стороны контролирующих инстанций за последние годы резко возросло. Иногда эти проверки носят чисто субъективный характер. Исходя из этого, мы подписали постановление, определяющее порядок их проведения. И сегодня уже нельзя просто так зайти в предприятие общепита или торговли с инспекцией. Для этого необходимо предписание вышестоящего руководства, где должна указываться конкретная цель проверки».
Постановление № 1243 от 1.12.99 определяет перечень контролирующих организаций, имеющих право контролировать торговлю и общепит. Их набралось одиннадцать:
1. Управление внутренних дел г. Екатеринбурга
2. Государственная налоговая инспекция по г. Екатеринбургу
3. Городской межрайонный центр санэпиднадзора
4. Ветеринарная инспекция по г.Екатеринбургу
5. Уральский центр стандартизации и метрологии
6. Управление государственной хлебной инспекции по Свердловской области
7. Управление госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Свердловской области
8. Государственная семенная инспекция по Свердловской области
9. Государственная карантинная инспекция по Свердловской области
10. Отдел цен контрольно-ревизионного управления администрации г. Екатеринбурга
11. Администрация районов г. Екатеринбурга
Работники Госторгинспекции наделены особенно широкими полномочиями. На предприятиях общепита они появляются либо «в плановом порядке», либо в результате жалоб клиентов, недовольных творящимся произволом. Обычно число инспектирующих определяет масштаб задачи. Технология отработана до мелочей: завершив визуальный осмотр объекта, инспектирующие производят контрольную покупку блюд с расчетом через кассовый аппарат (в заведениях классом выше заказ принимают официанты). Затем при непосредственном участии администратора производится ревизия порций, выявляющая недовложение продуктов, за которой следует проверка калькуляционных и технологических карточек, сертификация готовой продукции и наличие разрешительных документов.
Практика их работы показывает, что обсчет посетителей, нарушения технологии и использование продуктов с истекшим сроком годности встречаются и в закусочных, и в ресторанах высшего класса. Их директора признают, что не раз увольняли официантов за откровенный обман клиентов, но в условиях, когда служащие свободно переходят из одного заведения в другое, исправить ситуацию невозможно. Отчасти в этом виноваты сами посетители, не утруждающие себя чтением меню и проверкой счета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из объяснительных официантов и барменов, уличенных
Госторгинспекцией в нарушениях
• «Обычно я наливаю спиртное в мерный
стакан, но сегодня взяла рядом стоящий, так как поторопилась. Ценники на
пирожные написать не успела, цены спутала, так как плохое
зрение».
• «Когда я отпускала товар покупателям, то руководствовалась
своей памятью и на цены в меню не смотрела».
• «При расчете не
использовался кассовый аппарат, потому что он вообще не
работает».
• «Недолив произошел по причине того, что мне хотелось
быстрее обслужить клиентов».
• «Нарушения, указанные в акте
Госторгинспекции Свердловской области, мною были допущены не сознательно, а в
силу неопытности, так как я работаю барменом в летнем кафе 2 дня и не успела
привыкнуть к специфике работы и обслуживания. Полностью осознаю свою вину,
обещаю, что больше такое не повторится, прошу отнестись с пониманием и не
наказывать строго».
• «По поводу недолива свой поступок объяснить не
могу».
• «Недовес сложился из-за нарушения температурного режима при
обжаривании филе».
• «Я выдал блюдо с поджаркой с недовесом, так как при завесе мяса не учел вес соуса густой консистенции»