Меню

Открыть автошколу стоит 800 тыс. руб.

Спрос на автомобили неуклонно растет, а вместе с ним и число желающих научиться вождению. В 2006 г. в Екатеринбурге права получили около 50 тыс. человек, в том числе категории В — 36 тыс. человек.

Спрос на автомобили неуклонно растет, а вместе с ним и число желающих научиться вождению. В 2006 г. в Екатеринбурге права получили около 50 тыс. человек, в том числе категории В — 36 тыс. человек. Ежегодно в городе появляются новые автошколы, но дефицита в курсантах, несмотря на усиление конкуренции, ни одна из них не испытывает.

В Екатеринбурге, по данным Некоммерческого партнер­ства автошкол Свердловской области, работает 62 учреждения, выпускающих водителей категории B. Виктор Коробцов, директор автошколы «Пионер-Авто», отмечает, что, несмотря на большое количество игроков, острой конкуренции между ними нет. Спрос на курсы подстегнули слухи о возможном увеличении сроков обучения с трех до шести месяцев. Количество желающих получить права осенью 2006 г. выросло, как оценивают эксперты, в несколько раз: клиенты опасались, что резко повысится и стоимость курсов. Владельцы автокурсов признаются: ажиотаж не спал до сих пор.

Многие автошколы как одна похожи друг на друга, говорят эксперты. Однако в городе уже открылось специализированное учреждение — женская автошкола: в нее не принимают мужчин, а в программу включены занятия по психологии. Специалисты ожидают, что в Екатеринбурге появятся VIP-школы, где клиентов будут учить вождению на дорогих иностранных автомобилях. Еще один перспективный сегмент — курсы по повышению квалификации водителей. Спрос на эти услуги также растет, поскольку люди стали приобретать дорогие спортивные автомобили, к тому же у горожан появляются свободные деньги на обучение.

Где открыть автошколу?

Автошкола обязана получить в Министерстве образования Свердловской области лицензию на ведение образовательной деятельности. В лицензионных правилах четко прописаны требования к учебному кабинету, его техническому оснащению, квалификации преподавательского состава. Директора автошкол называют этот этап наиболее сложным и долгим. По разным оценкам, он занимает от четырех до двенадцати месяцев.

Помещение автошколы необходимо согласовать в пожарной инспекции (10 тыс. руб.) и в СЭС (6 тыс. руб.). Его площадь зависит от предполагаемого количества курсантов в группе (в соответствии с нормами их может быть от 15 до 30 человек). На каждого должно приходиться 2,5 кв. м. Основная часть автокурсов располагается в учебных заведениях — школах, училищах, институтах. Игорь Чепчугов, директор автошколы «Автовек XXI», считает этот вариант оптимальным: стоимость аренды ниже, покупать учебную мебель не надо. Кабинет в школе обойдется в 10-20 тыс. руб. в месяц. Обычный его размер — 50 кв. м. По нормам СЭС в таком помещении может учиться 20 человек, но на самом деле число курсантов часто доходит до 30. «Подобную практику в последнее время стала пресекать ГИБДД, — предупреждает г-н Чепчугов. — Во время экзамена смотрят приложение к лицензии, в котором прописано, какое количество курсантов может учить автошкола».

Найти свободные классы сложно — во многих учебных заведениях уже есть автошколы. Подобрать подходящее помещение в офисном здании проще, но аренда 50 кв. м будет съедать 25-50 тыс. руб. в месяц. Светлана Зайцева, директор автошколы «Дебют», рекомендует выбирать место в соответствии со стратегией развития: «Если школа не собирается открывать филиалы, то оптимально расположить ее в центре города, если планирует — лучше их раскидать по разным районам». Школы, находящиеся рядом с автостанциями или вокзалом, могут привлекать приезжих курсантов, которые работают в городе, а живут в области, добавляет г-жа Зайцева.

СОВЕТ от автошколы «Автовек XXI»: 

«При выборе помещения стоит учесть, что лицензия (в ней указывается адрес) выдается на пять лет, а договор аренды, как правило, заключают на год. Следует заранее прописать в документе, что соб­ственник не против ежегодно продлевать аренду в течение пяти лет».

Чем укомплектовать учебный кабинет?

Автошколе, если она не находится в училище или вузе, потребуются парты (1,2 тыс. руб. за штуку), стулья (по 600 руб.) и учебная доска (6 тыс. руб.). Оснастить класс на 30 человек стоит около 60 тыс. руб.

Необходимое автошколе оборудование перечислено в «Программе по обучению водителей транспортных средств категории В», которую можно получить в Министерстве образования Свердловской области. Например, в каждой школе должен быть двигатель с навесным оборудованием, задний мост в сборе с тормозными механизмами, коробка передач и другие составляющие машины. Многие из них — в разрезе. Игорь Чепчугов рекомендует купить старенький автомобиль (лучше ВАЗ девятого семейства) за 15-20 тыс. руб. и снять с него запчасти — коробку передач, двигатель, подвеску, руль, панель приборов и др. В результате комплект оборудования обойдется в 40 тыс. руб.

Также потребуется несколько комплектов наглядных пособий. Плакаты в Екатеринбурге тиражирует, например, фирма Sign Market. По словам директоров автошкол, за комп­лект придется отдать 6 тыс. руб.

Где искать сотрудников?

Автошколе, которая набирает группу из 30 человек каждые два месяца (срок обучения — три месяца), требуется один преподаватель теории и три инструктора по вождению (по десять-двенадцать курсантов на каждого). У преподавателя обязательно должно быть среднее либо высшее техническое образование. Игорь Чепчугов советует искать сотрудника среди педагогов УГТУ-УПИ, Автомобильного колледжа: «Многие из них соглашаются подработать». Василий Волохин, коммерческий директор автошколы «Дебют», отмечает, что сотрудников часто находят по знакомству: «Все сами когда-то учились в автошколах. Мы вышли на преподавателя, опросив знакомых». Педагог получает в среднем по 10-11 тыс. руб. за каждую группу (206 академических часов).

Найти хорошего инструктора по вождению существенно сложнее. Светлана Зайцева: «Мы работаем два года и только сейчас сформировали постоянную команду. От женщин-инструкторов отказались — они не так хорошо, как мужчины, учат курсантов». Г-н Волохин предостерегает: даже рекомендация с прежнего места работы не дает стопроцентной гарантии: «У нас были два инструктора, которые долго работали в другой автошколе. Но они просто не приходили на работу, а затем вообще ушли в запой. Пришлось их быстро уволить». Г-н Чепчугов советует: «Лучше не брать готовых специалистов, а учить их самостоятельно. Хорошо, если инструктор старше 30 лет. Он должен доходчиво объяснять, обладать устойчивой психикой и умением найти подход к каждому курсанту».

Будущий инструктор обязан пройти двухнедельное обучение в Учебно-курсовом комбинате или в СТК № 3 и получить свидетельство мастера (3 тыс. руб). Сотруднику, который дает уроки на соб­ственном авто, платят 4 тыс. руб. за каждого курсанта (32 академических часа), если машина принадлежит школе — 1,7 тыс. руб. плюс около 900 руб. на бензин (из расчета 50 л на ученика).

В штат автошколы лучше принять механика, отвечающего за выпуск автомобилей на линию. Эти обязанности можно возложить на одного из водителей — ему необходимо прослушать курсы по подготовке механиков стоимостью 5 тыс. руб. Зарплата (для школы с тремя машинами) — 3 тыс. руб. У директора должен быть документ об окончании курсов по охране труда (3 тыс. руб.).

Наконец, автошколе необходим администратор. Обычно он 4-6 часов находится на рабочем месте, а остальное время отвечает на звонки по сотовому телефону, номер которого публикуется в рекламных объявлениях. Средняя зар­плата — 7-10 тыс. руб.

СОВЕТ от автошколы «Дебют»:
«Чтобы инструктор относился к работе ответственно и был заинтересован в результате, его стоит стимулировать премией. Обычно это 500 руб. за курсанта, сдавшего экзамен в ГИБДД с первого раза».

Сколько автомобилей покупать?

К вопросу покупки машин автошколы подходят по-разному. Светлана Зайцева убеждена, что выгоднее брать на работу инструкторов с личным авто: «Если машина не своя, ее не будут беречь. Как правило, на чужом авто вовремя не проходят сервисное обслуживание, экономят на зап­частях, машина очень скоро приходит в негодность. Нужно будет платить за стоянку, следить, чтобы авто использовали только по назначению».

Игорь Чепчугов, напротив, говорит, что, когда автомобили не принадлежат автошколе, повышается риск неожиданного увольнения инструктора: «Получив более выгодное предложение, он уходит. Удержать его нечем, быстро заменить — сложно». Инструктор всегда слишком бережет личную машину, дополняет г-н Чепчугов: «Он старается сократить количество учебных часов, тратит больше времени на теоретические объяснения. Курсанты подобное отношение отмечают сразу и остаются недовольны».

Для обучения вождению группы из 30 человек достаточно трех машин. Одна из них, рекомендуют специалисты, должна быть с задним приводом: по статистике, на таких авто желают учиться около 20% клиентов. Цена нового ВАЗ-2105 — 140 тыс. руб.

Остальные машины лучше покупать иностранного производства, считают директора автошкол: при сопоставимых ценах качество существенно выше, импортные авто позволяют привлечь дополнительных клиентов. Идеальными для автокурсов по соотношению цена — качество эксперты называют Daewoo Matiz (190 тыс. руб.) — он экономичен, компактен и очень нравится женщинам-курсантам, Daewoo Nexia (от 245 тыс. руб.) — из-за низкой стоимости запчастей, Renault Logan (от 270 тыс. руб.). Расходы на обслуживание машин — 1,5-2 тыс. руб. в месяц на каждую.

Переоборудовать автомобиль в учебный в лицензированных мастерских стоит 10 тыс. руб. Затем необходимо получить свидетельство в ГИБДД о переоборудовании машины и заново поставить ее на учет с отметкой «Учебный автомобиль».

СОВЕТ от автошколы «Пионер-Авто»:
«Покупая машину, обратите внимание на условия гарантии производителя: некоторые из них лишают учебные автомобили гарантийного обслуживания. Однако дилеры иностранных марок, напротив, сами выходят на автошколы с предложением купить авто с сохранением всех гарантийных обязательств».

Десять часов практических занятий по вождению должны пройти на автодроме. Как правило, за использование автодрома курсанты платят сами (150 руб. в час). В Екатеринбурге есть три автодрома, на которых сдают экзамены в ГИБДД, общее число площадок для обучения вождению эксперты оценить не берутся. Автошколы подписывают с владельцем автодрома соглашение, в котором оговариваются стоимость и часы занятий.

Когда окупятся вложения?

Наиболее эффективный способ рекламы для новой автошколы — объявления на остановках, столбах и в общественном транспорте, уверены эксперты. На это потребуется 7-8 тыс. руб. в месяц. Около школы, где проходят занятия, стоит установить один-три штендера (2,5 тыс. руб. за штуку плюс 600 руб. в месяц человеку, который будет его выносить). Виктор Коробцов отмечает, что потенциальные клиенты, выбирая школу, обзванивают все удобные варианты, поэтому координаты ищут в печатных СМИ: «Другие носители, например бегущая строка на ТВ, не дают никакого эффекта».

Рекламировать автошколу можно, только получив лицензию. На набор группы потребуется около месяца. Автошкола с тремя машинами может набирать вторую группу курсантов через два месяца после первой. Эксперты говорят, что школа приносит прибыль, даже если группа укомплектована не полностью и курсы посещает 20 человек.

По мере роста спроса автошколы расширяют парк автомобилей — одного арендованного кабинета достаточно, чтобы проводить в вечернее время занятия по теории для трех групп курсантов. Крупные автошколы Екатеринбурга учат от 1,5 тыс. человек в год.

Стоимость курсов по городу колеблется от 12 до 16 тыс. руб. Но, как говорят эксперты, при цене в 12 тыс. руб. в ходе обучения собираются дополнительные платежи (к примеру, за бензин, который не включается в стоимость). Окупаться автошкола будет от года до двух. По словам участников рынка, через два года после начала работы поток курсантов станет постоянным.

bonus 

Направления для дальнейшего развития
Когда первая автошкола нач­нет приносить стабильный доход, участники рынка рекомендуют развивать сеть, открывая курсы в разных районах города. Часть школ кроме филиалов строят и соб­ственные автодромы. Делать это лучше, если в автошколе работает семь-десять машин, чтобы загрузить площадку. Стоимость подобного проекта — около 1,2 млн руб. При цене аренды автодрома 150 руб. в час автошкола с десятью машинами окупит вложения за 1,5-2 года. Свой автодром повышает престиж школы, позволяет привлечь новых клиентов и даже повысить стоимость курсов. Дополнительный доход приносит предоставление автодрома в аренду другим школам.

детали

На чужих ошибках

Светлана Зайцева
директор автошколы «Дебют»:
«Начав работать, мы не очень хорошо представляли, как правильно раскручивать новую автошколу. Одним из каналов продвижения выбрали ТВ-экраны в маршрутных такси, плюс разместили в такси свои визитки, но их практически никто не брал. Отдача была нулевой: как показали опросы, после нескольких недель ни одного человека благодаря такой рекламе не пришло — 25 тыс. руб. мы выкинули на ветер. Мы перестали использовать нестандартные носители, предпочитаем обычные бумажные объявления».

Игорь Чепчугов
директор автошколы «Автовек XXI»:
«Сначала мы взяли на работу инструктора с собственным автомобилем. Спустя какое-то время он написал заявление и ушел работать в другую автошколу. Группа курсантов осталась без преподавателя по вождению. Сейчас сложно найти ин­структора, а тогда было совсем нереально — специалистов просто не было. В результате практические занятия по вождению начались с опозданием на неделю. Мне пришлось встречаться с группой и объяснять причины задержки».

Виктор Коробцов
директор автошколы «Пионер-Авто»:
«Мы взяли на работу преподавателя, который, как оказалось, просто зачитывал курсантам книжку. Обычно люди приходят на курсы после работы. Поэтому важно, чтобы педагог мог сложные вещи донести достаточно простым языком, образно — так информация лучше откладывается в памяти. Как только вы взяли сотрудника, стоит посетить несколько первых занятий и поговорить с курсантами, чтобы удостовериться в качестве преподавания».

итоги

Цена входного билета

Расчет для автошколы, расположенной в учебном заведении. Площадь помещения — 75 кв. м (на 30 человек). Срок подготовки — три месяца. Занятия по вождению начинаются со второго месяца обучения. Новая группа набирается каждые два месяца. Работает один преподаватель теории, три инструктора по вождению и администратор. Стоимость обучения — 14 тыс. руб.