1 июля 2002 года Россия ввела ГОСТ, регламентирующий уборочные услуги. Новый стандарт фактически выделил уборку в самостоятельную отрасль. Екатеринбургские предприниматели, похоже, восприняли это
1 июля 2002 года Россия ввела ГОСТ, регламентирующий уборочные услуги. Новый стандарт фактически выделил уборку в самостоятельную отрасль. Екатеринбургские предприниматели, похоже, восприняли это как команду к действию. Судя по тому, с какой скоростью появляются новые компании, этот бизнес интересен многим.
Прощай, немытая Россия
Качественного ухода требует любое современное здание, построенное с применением передовых строительных технологий и отделанное дорогостоящими материалами. Своевременная уборка помогает избежать преждевременного ремонта. В европейских странах около 53% всей недвижимости обслуживают клининговые фирмы. По данным Международной ассоциации компаний индустрии чистоты (МАКИЧ), в 2001 году в Европе зарегистрировано 8200 таких предприятий, а годовой оборот рынка уборочных услуг составляет 30 млрд евро. В России же, сообщает МАКИЧ, всего порядка 250 фирм, профессионально занимающихся уборкой. Около половины из них находится в Москве. Оборот столичных компаний составляет только $80-100 млн в год. Если, скажем, в США в режиме аутсорсинга (привлечение субподрядчиков для наведения и поддержания чистоты вместо собственного штата младшего технического персонала) убирается до 80% офисных площадей, то в Москве — лишь 10%1 .
Объем екатеринбургского рынка сложно сравнивать с западным и даже с московским. Рынок почти не охвачен. Самую оптимистичную оценку дала Галина Филоненко, директор клининговой компании «Профи Блеск»: На разовую уборку заказы поступают примерно от 50% городских предприятий и организаций. Аутсорсингом же интересуются, я бы сказала, около 30%. Руководители других компаний называют более низкие цифры. Оксана Терещенко, заместитель директора ООО «ИНККО»: Думаю, что постоянно, с периодичностью раз в месяц, квартал, полгода, к нашим услугам прибегают около четверти или трети предприятий и организаций города, а ежедневную уборку силами клининговых фирм ведут лишь единицы. По системе аутсорсинга работают, например, УЗТМ, железнодорожный вокзал, торговый центр «Буревестник».
В Екатеринбурге продвигать подобные услуги, безусловно, труднее, чем в Москве. В столице больше филиалов иностранных компаний. Ведь именно с их приходом в страну связывают появление отечественного клининга. Евгения Кормина, гендиректор ООО «Кристалл Лайн»: Потенциальные клиенты — это в первую очередь зарубежные предприятия и люди, часто бывающие за границей, где уборочный бизнес развит.В Европе ни одному руководителю в голову не придет заниматься уборщицами, полами и окнами.
Катализатор для екатеринбургского рынка клининговых услуг — увеличение объемов строительства элитного жилья2 . Игорь Семилетов, заместитель директора компании «Чистый дом»: Спрос на послестроительную уборку сегодня большой. Купив новую квартиру, люди готовы заплатить за наведение чистоты еще 13-20 тыс. руб.3 А после генеральной уборки нас обычно приглашают и на сохранительную, поддерживающую. Ведь задача клининга не только убрать помещение, но и защитить от повреждения и быстрого износа. Юридические лица чаще просят почистить фасад, вымыть окна и витражи в труднодоступных местах, профессионально вычистить ковровые покрытия. Но и они прибегают к нашим услугам, если сдается новый объект.
По мнению экспертов, рентабельность клинингового бизнеса высока. Как отметил генеральный директор МАКИЧ Петр Грейдинг, при стабильных заказах она составляет не менее 15-20%, а отдельные контракты могут принести и 40%. В этом смысле более привлекательны договоры на разовые специализированные услуги, а самой выгодной считается работа для частного заказчика (генеральная уборка квартиры, коттеджа, химчистка ковров и мягкой мебели). Оксана Терещенко: Если заниматься клинингом целенаправленно, давать рекламу, обеспечивать себя заказами на каждый день, допустим по 5 дней в неделю (хотя многие работают и в субботу, и в воскресенье), то это очень прибыльный бизнес.
Стремление к постоянству
На первый взгляд, чтобы выйти на рынок больших усилий не надо — никаких лицензий и сертификатов не требуется. Но удовольствие это дорогостоящее. Нужны большие вложения в уборочную технику: моющие пылесосы, аппараты химчистки стоят по $3000. Чтобы предоставлять минимальный набор услуг, считают специалисты, надо приобрести технику минимум на $5-7 тыс. плюс моющие средства и аренда офиса.
Другое дело — заявить о себе серьезно. Первые компании начинали с одного-двух направлений (чистки ковров или мягкой мебели, мойки витражей методом промышленного альпинизма) и небольшого количества оборудования. Потом, по мере роста запросов, интереса со стороны клиентов, покупали новую технику. Сегодня закрепиться на рынке уже сложнее. Желательно с первых же месяцев предоставлять широкий спектр услуг. Алла Жукова, директор компании «Технологии чистоты»: Я не могу сказать, что мы сегодня можем расслабиться и отдыхать, хотя работаем практически пять лет. Все еще идут вложения в развитие бизнеса. Так что молодой компании в нашем городе одной только чисткой ковров не пробиться. Сейчас, чтобы занять устойчивое положение, надо закупить оборудования не меньше чем на $20 тыс. и предлагать полный перечень услуг крупных компаний и что-то еще новое. Кроме того, на рекламу уходит порядка 30-80 тыс. руб. в месяц. А на одной услуге сегодня вообще вряд ли устоишь — еще не такой развитый рынок и спрос. Допустим, строительный клининг не обеспечивает объем работы на каждый день.
В компании «Чистый дом» уверены, что чем больше оборудования используется на объекте, тем лучше — работа идет легче и оперативнее. Послестроительная уборка квартиры профессиональными машинами займет два дня, а без них — неделю. При этом парк техники надо обновлять постоянно: модели быстро устаревают и морально и физически, внедряются новые технологии.
Лакомый кусок для любой клининговой компании — договор на постоянное обслуживание крупного предприятия. Однако небольшой фирме заключить его практически невозможно. Большие структуры очень инертны в принятии решений. Например, на подписание контракта с ОАО «УЗТМ» компания «Чистый дом» потратила 8 месяцев. Иной раз переговоры с заводами занимают до 1,5 лет.
Кроме временных затрат, крупные клиенты требуют от клининговой компании и больших финансовых вливаний. Галина Филоненко: Чтобы укомплектовать новый объект, то есть грамотно расставить оборудование по этажам, закупить уборочный инвентарь, химию, найти и обучить работников (теоретически и практически), экипировать их, мы затрачиваем сумму, в 4-5 раз превышающую ту ежемесячную стоимость услуг, которую выставляем предприятию. В лучшем случае вложения окупятся и начнут приносить прибыль месяцев через пять. Мы уже сейчас работаем над проектами, которые будут оплачены только в 2004 году.
И все же, несмотря на сложности, переход к постоянному обслуживанию клиентов — основная цель крупных клининговых компаний, так как разовые заказы сложно предсказуемы, не позволяют планировать объем работы и загруженность персонала. Некоторые фирмы пытаются наладить сотрудничество со строительными организациями. Такой вариант работы был бы выгоден обеим сторонам. При заключении договора на год уборочная компания может предлагать более низкие цены, но это возможно, только если к ее услугам будут прибегать после любого ремонта и строительства. Добиться такого постоянства пока не удается. Алла Жукова: Если у компании нет возможности заранее планировать заказы, совместная работа ничем не отличается от разовых вызовов и смысл сотрудничества пропадает.
Угол для каждого
Операторов рынка можно условно разделить на три группы. Есть совсем крошечные фирмы из 5-7 человек, способные предоставить несколько видов услуг: химическую чистку ковров и мебели, мытье окон, в зависимости от имеющегося у них
оборудования. Организации побольше, кроме отдельных работ, могут проводить послестроительную и разовую генеральную уборку. И, наконец, самые солидные компании имеют в штате 100-300 человек, занимаются ежедневной комплексной уборкой крупных заводов и торговых центров города и области. Это в основном «старожилы», появившиеся еще в конце девяностых годов.
Всего в Екатеринбурге насчитывается около 20 клининговых фирм. Точное их количество назвать сложно — маленькие организации из 4-5 человек часто не проводят серьезных рекламных кампаний, подавая лишь строчные объявления в газеты и бегущую строку, и исчезают через 3-4 месяца после появления. Оксана Терещенко: На собрании, где выбиралась фирма, которая будет обслуживать железнодорожный вокзал, присутствовали директора и представители 10 предприятий. Видимо, на екатеринбургском рынке реально действует именно столько крупных и средних компаний. Остальные — мелкие, незначительные.
Рост предложения со стороны уборочных фирм различной величины сделал потребителей услуг более разборчивыми. Корпоративные клиенты все чаще проводят тендеры, частные заказчики рассматривают предложения сразу нескольких фирм. Нормой стала демонстрационная уборка: клининговая служба приезжает на объект, делает работу на 1 квадратном метре площади и показывает, что она может сделать за те деньги, которые просит.
Еще год назад интересы крупных операторов рынка практически не пересекались. Галина Филоненко: Можно сказать, что рынок был поделен. Кто-то занимался в основном послестроительной уборкой, кто-то специализировался на иных разовых объектах. Мы, например, делали ставку на заключение долгосрочных договоров на комплексную уборку.
Сегодня ситуация изменилась. Компании покрупней заинтересовались аутсорсингом, остальные стали предлагать свои услуги не только физическим, но и юридическим лицам. Появились молодые фирмы, сумевшие за 8-12 месяцев хорошо себя зарекомендовать — та же «Кристалл Лайн». Но конкуренцию жесткой назвать нельзя. Место на рынке есть и для больших клининговых организаций, и для маленьких фирм. Последние даже не столько профессионально убирают помещения, сколько просто наводят порядок и чистоту. У них и оборудование попроще, и цены пониже. А сегмент рынка, на котором они работают, старшим собратьям просто не нужен. Оксана Терещенко: С какими-то клининговыми службами мы даже сотрудничаем, ведь у каждого свой рынок. Так «Технологии чистоты», имеющие солидную клиентуру среди заводов и организаций, переадресовывают часть частных заказов нам. А «Аквамир» использует российские пылесосы и не может, например, чистить паркетные полы. Так что нам от них достаются более серьезные клиенты.
Конкуренты появляются порой совсем с иной стороны. Недорогие уборочные работы иногда берутся выполнить представители специальностей, не связанных с клинингом. Дмитрий Володченко, директор «УралВегаСервис»: Часто наши потенциальные клиенты обращаются к фирмам из абсолютно других отраслей, например: после ремонта просят самих строителей привести помещение в порядок.
Многие заводы и предприятия стремятся наладить профессиональную уборку, не привлекая организации со стороны. Концерн «Калина», известный своим комплексным подходом, организовал собственную клининговую службу, закупил необходимое оборудование, обучил персонал. У других компаний есть административно-хозяйственная часть, и все организационные вопросы по проведению работ решает ее руководитель.
Наталья Кудрявцева, начальник хозяйственной службы Атриум Палас Отеля: Я считаю, что иметь свою службу уборки, оборудование, химические средства гораздо выгодней, так как клининговые компании обходятся очень дорого. К их услугам мы прибегаем лишь в особых случаях. Например, окна и витражи методом промышленного альпинизма нам не раз мыла «Чистая полоса». Работу свою они выполнили хорошо, ничего не скажешь. В этом году в первый раз обратились в «Русь Антикор». К качеству сначала были претензии, но в итоге мы остались довольны результатами. В остальном же справляемся сами: постоянно проводим обучение, тренинги для сотрудников хозяйственной службы, приглашали специалистов из Австрии и Болгарии, стараемся использовать новейшие технологии. Даже своим арендаторам предлагаем услуги — чистим ковровые покрытия, и никаких замечаний пока не было.
Организуют собственные службы и те, кто раньше успешно сотрудничал с клининговыми компаниями. Так, ТЦ «Купец» долгое время убирался силами «Технологий чистоты». Но с июня торговый центр от их услуг отказался. Елена Мицевич, начальник административно-хозяйственного отдела ТЦ «Купец»: Я считаю, что в настоящее время клининг — оптимальный способ поддержания чистоты для крупных организаций. Это удобно, качественно, избавляет персонал любого предприятия от целого ряда проблем. За клининговыми компаниями будущее. Конечно, услуги достаточно дороги, но за имидж надо платить. И все же «Купец» планирует создать свою службу уборки. Это должно быть экономичней. Хотя заранее судить сложно. Может возникнуть проблема с подбором и обучением персонала. Но у нас большая сеть магазинов, сильный отдел кадров и свой учебный центр, так что должно получиться.
Как утверждают сами клининговые фирмы, их услуги ничуть не дороже, чем содержание собственного младшего технического персонала. Обычно зарплата бабушки-уборщицы невелика, но следует учитывать еще и налог на фонд заработной платы, отпускные, стоимость расходных материалов, затраты на преждевременный ремонт, рабочее время отдела кадров и бухгалтерии. Кроме того, суммы, уплаченные за уборку специалистам, вычитаются из доходов предприятия и не попадают под налогообложение.
Уборочная кампания
И все же большая часть коммерческой недвижимости в нашей стране обслуживается по старинке — тряпкой и шваброй. Так как профессиональный клининг — это новый вид деятельности, многие руководители, несмотря на рекламу в СМИ, даже не подозревают о существовании подобных услуг. Некоторые директора уборочным службам не доверяют — боятся пускать посторонних людей в офис, где хранятся ценные вещи и конфиденциальные документы. Плюс ко всему материальные фонды ряда организаций сильно изношены и требуют капитального ремонта. В этом случае уборка не приведет к блестящим результатам, да и о продлении срока службы помещений заботиться бессмысленно.
Впрочем, специалисты клининга считают, что предприятий, которые не нуждаются в их услугах, просто-напросто не существует. А расширению рынка мешает в первую очередь менталитет горожан. Алла Жукова: Нам постоянно приходится бороться с убеждением, что уборка — это нечто дешевое, не требующее особого внимания. Надо формировать у людей сознание того, что поддержание чистоты — дело, которое требует профессиональных навыков, затрат. Российские руководители еще «не созрели» для клининга и вопросы эксплуатации зданий считают второстепенными. Суммы, выделенные на эти цели в бюджетах предприятий, часто бывают занижены. Клининговым компаниям приходится доказывать необходимость своих услуг, предоставлять экономическое обоснование цен. Галина Филоненко: В лучшем случае клиент пересматривает бюджет на следующий год или полугодие. То есть мы сегодня работаем над проектами, которые «сыграют» через 6-12 месяцев.
Немало сложностей возникает и при подборе кадров. Наталья Кокаулина, руководитель клинингового подразделения ООО «Холдинг Мир Чистоты»: К сотрудникам мы предъявляем высокие требования: приличный внешний вид, отсутствие вредных привычек, уровень культуры выше среднего и многое другое. Ведь очень важно, кто придет в офис к клиентам. Большинство людей, имеющих эти качества, считают недостойным заниматься уборкой. Очень трудно убедить человека, что сотрудник клининг-службы — это не уборщик с железным ведром и лентяйкой, а тот, кто работает с профессиональными химическими средствами,
уборочным оборудованием, произведенным по последним технологиям.
Если набрать работников еще можно — зарплату предлагают достаточно высокую, — то заставить их обучаться и работать с полной отдачей гораздо сложней. Ирина Рахимова, исполнительный директор ООО «Кристалл Лайн»: Многие не понимают, чему их собираются учить. Спрашивают, разве сложно пол мыть? Но, когда мы показываем новое дорогое оборудование, понимание приходит. Важно ведь уметь не просто качественно чистить, но и делать это быстро.
Учебных заведений, готовящих кадры для клининговых служб, в городе просто нет. Вопросы обучения персонала каждая компания решает собственными силами. Специалисты говорят, что не плохо было бы по примеру Москвы организовать курсы при каком-нибудь училище. Правда, сами за это не берутся: такая деятельность требует лицензирования, нужны помещения, преподаватели, оборудование и прежде всего — время. Хотя спрос на обучение есть — подготовленными кадрами интересуются и в других городах.
Сухой остаток
Если 2-3 года назад приходилось объяснять, что такое клининг, то сегодня услуга востребована, люди наслышаны и готовы платить деньги. Следовательно, появляются и те, кто готов эти деньги получить. Игорь Семилетов: Это как с китайскими товарами. Люди берут, но есть высококачественная продукция, а есть бракованная и дешевая.
Такое положение вещей настораживает профессионалов. Клиенты жалуются на низкое качество услуг. Галина Филоненко: Я считаю, что несерьезные фирмы портят репутацию вообще всем компаниям. Не то что переходят им дорогу, но мешаются под ногами. Они демпингуют, при этом не применяя профессиональной химии, не зная, каким оборудованием пользоваться. Более того, они не консультируют клиентов. Например, руководитель предприятия может и не знать, что кристаллизацию полов следует делать только после шлифовки. Но я думаю, что это ненадолго. Заказчики поймут разницу в подходе к работе и калибре разных компаний, у каждой фирмы сложится репутация.
Чтобы как-то сориентировать клиентов, крупные компании предлагают создать в Екатеринбурге собственную ассоциацию, которая будет в добровольном порядке проводить процедуру лицензирования. Второй вариант — открыть на Урале филиал МАКИЧ с той же целью. Однако вопрос этот еще только обсуждается. Пока нет стандартов, на основании которых будут выдаваться сертификаты, не ясно, кто этим будет заниматься и какие задачи необходимо поставить перед ассоциацией.
Хорошая альтернатива — вступить в саму Международную организацию компаний индустрии чистоты, не дожидаясь ее прихода в регионы. Так поступили уже три екатеринбургские компании. А сертификат можно получить в Уральском центре добровольной сертификации качества товаров и услуг. Это сделал пока только один оператор рынка.
Несмотря на большое количество фирм-дилетантов, доверие к крупным компаниям у клиентов растет, а сама услуга становится все более популярной. Алла Жукова: Разовые контракты нам больше не приходится навязывать, заказчики звонят сами. А вот в необходимости ежедневного обслуживания руководители предприятий пока не уверены.
Пытаясь сделать свое предложение более привлекательным, а бизнес стабильным, клининговые службы развивают смежные направления, предлагают дополнительные услуги.
Евгения Кормина: У нас есть технолог, который объясняет клиентам, как правильно осуществлять поддерживающий уход собственными силами. Кроме того, мы продаем клининговое оборудование и инвентарь компаниям, считающим, что они самостоятельно могут справиться с наведением чистоты, помогаем им организовать свою службу уборки, подготовить персонал.
А в «Профи Блеск» предприятиям предлагают благоустроить территорию. Галина Филоненко: Здесь наши услуги переплетаются с мелкостроительными работами, фитодизайном, отчасти с ландшафтным дизайном. Ландшафтные работы сами по себе дорогие, но минимальное благоустройство — привезти землю, посадить газон, покрасить поребрики, помыть тротуар и так далее — провести можно. У нас заключен договор с московским банком ОВК, который предоставляет организациям кредиты на оплату наших услуг.
Чтобы замкнуть цепочку клининга и связанных с ним видов деятельности, необходимо решить вопрос вывоза мусора, получить соответствующую лицензию. Уборка тесно связана и с вопросами охраны труда — очистки воздуха и снижения профзаболеваний. Компании думают о возможности сотрудничества с городской и областной СЭС, которые могли бы проводить анализ и выдавать заключения о состоянии помещения до и после работ.
Обратная связь: dk@apress.ru