Меню

Отвар трав и желтые уточки. Что скрывается за дверями «Калины» после сделки с Unilever

Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

Семь лет назад концерн «Калина» стал частью международной компании Unilever. Журналисты DK.RU посмотрели, как работает производитель самой покупаемой в России косметики / ФОТОРЕПОРТАЖ

Драконовская дисциплина, бизнес-чудо, передовое производство. За несколько лет Тимур Горяев создал из провинциальной фабрики «Уральские самоцветы» косметическую империю федерального уровня, овеянную славой и слухами. В 2011 году «Калину» купила международная компания Unilever, и концерн практически исчез из информационного поля  о его работе можно было судить по телевизионным рекламным роликам в прайм-тайм, продукции на полках в торговых сетях и кратким пресс-релизам. DK.RU удалось побывать в производственных цехах и лаборатории «Калины» и узнать, что происходит за закрытыми дверями одного из самых известных предприятий Екатеринбурга. 

Как сварить 13 тонн шампуня 

Внешне здание бывшего концерна практически не изменилось: двери украшает знакомый логотип, хотя самого юрлица уже нет. На рецепции большими буквами написано Unilever, на стендах развешана информация о суммах социальных выплат, под стендами  контейнер для сбора отработанных батареек.  

«Наверное, заставят «пальчики» на входе откатывать»,  шутили коллеги перед нашим визитом на «Калину», намекая на закрытость и жесткую дисциплину в компании. Дактилоскопию здесь, конечно, никто не делает, но перед визитом на производство проводят инструктаж по технике безопасности (с демонстрацией слайдов на экране), выдают халат, шапочку и обувь и просят снять все украшения: «Не дай бог, где-нибудь зацепитесь или что-нибудь упадет в готовую продукцию». Ходить  только по выделенным дорожкам и с сопровождающим, на лестницах обязательно держаться за поручни, курить в отведенном месте. А перед входом в любой цех  мыть руки с мылом. 

В цех по производству крема нас не пускают: пятитонные реакторы, в которых варится будущее содержимое флаконов и баночек, показывают через окно. Зато производство шампуней и гелей для душа можно увидеть вживую. 

Здесь продукцию варят в 13-тонных реакторах. Возле одного из них  подготовленный комплект сырья: ПАВ и отвар трав в больших пластиковых кубах-канистрах, мешки с чем-то сыпучим, коробочки.

Ингредиенты отмеряют на складе сырья в соответствии с рецептурой, привозят сюда. Вода поступает в реактор из системы, жидкое сырье закачивается насосами, сыпучие ингредиенты засыпаются через специальный бункер вручную. Компоненты загружаются поэтапно, потом через дисплей задаются процессы  перемешивание, нагрев, охлаждение,  рассказывает руководитель Института «Чистая Линия» Гульнара Ахметова. 

Обычный шампунь или гель для душа готовится около двух часов, кремы, в состав которых входит в среднем от 10 до 30 ингредиентов  от трех до пяти часов.

Гульнара Ахметова, руководитель Института «Чистая Линия»: «По-хорошему, это  та же кухня, только большая и технологичная. Мы используем две основные технологии: нагрев до 80 градусов – охлаждение и «холодная варка» при которой состав нагревается только до 40 градусов»

У готовой продукции берут пробу, проводят анализ  и перекачивают в промежуточные емкости и отправляют на фасовку. 

Как вывести компанию на чистую воду

Фасовочный цех находится этажом выше и связан галереей со складом. По цеху курсирует логистический поезд, привозит тубы и баночки для кремов и забирает на склад готовую продукцию. Поезд предупреждающе бибикает, пол в цехе расчерчен на зоны, производственные линии огорожены невысокими поручнями, рядом с цехом  комната для обучения персонала и хранения информационных материалов. Техника безопасности здесь, похоже, возведена в религию.

По конвейеру наливочной линии шустро ползут баночки с маркировкой «Черный жемчуг», заполняясь кремом. Из специальных шлангов подается очищенный воздух, чтобы исключить попадание пыли в продукцию. По соседству запаиваются тубы «Бархатных ручек». 

От элементов ручного труда сейчас отказаться мы не можем. Мы вкладываем около миллиона евро в изменение расстановки линий, внедрение конвейерных систем, автоматизацию, чтобы повысить производительность, улучшить эргономику труда и снизить себестоимость продукции. Нас сильно ограничивает в логистике сама конструкция здания: современные заводы давно не делают многоярусными. Мы вынуждены использовать лифты, затрачивать массу энергии, поднимая продукцию по трубопроводам из нижних цехов в верхние, но от этого никуда не деться,  рассказывает директор косметической фабрики  Unilever в Екатеринбурге Татьяна Воробьева. 

Еще больше денег  4 млн евро  потратили на новую систему водоочистки. Первый и второй участок системы уже запустили, последний будет готов к маю. Вода очищается сначала осмосом (если совсем грубо - процеживается через мембрану), а потом озонируется.

Татьяна Воробьева  директор косметической фабрики  Unilever в Екатеринбурге:

До этого мы очищали воду осмосом и ультрафиолетом, но качество работы УФ-ламп надо постоянно контролировать. Плюс новая система водоочистки исключает застаивание воды. Ведь даже получасовой простой делает воду негодной к использованию в нашей продукции. Также мы заменили все трубопроводы. Это позволило уменьшить количество точек контроля, что снизит себестоимость продукции. А в перспективе вода более высокого качества позволит использовать в косметике более мягкие консервирующие компоненты. 

На новую систему водоочистки потратили 4 млн евро, а в 2018-м Unilever планирует инвестировать в «Калину» почти 6 млн евро

Как обеспечить миллениалам тысячу лайков

В Unilever не устают подчеркивать: «Калина» сегодня  это не самостоятельный концерн, а часть международной структуры. Однако «горяевские» времена на фабрике помнят хорошо. Показывают бывший кабинет Тимура Рафкатовича (сумрачные цвета, полированное дерево и кожаные кресла) и признают необходимость жесткой дисциплины, которая царила на «Калине» в 90-е и 2000-е. 

«Когда Горяев строил компанию, это было нормально, тогда необходимо было установить систему и порядок. Сейчас у офисных сотрудников учитывается не время, а результат работы. Можно, например, прийти позже, если надо задержаться, чтобы провести переговоры с подразделениями в США, которые начинают работать, когда у нас – поздний вечер. Естественно, это не касается производства, там наладчик не может явиться, когда ему удобно, он подчиняется производственному процессу»,  объясняет директор косметической фабрики  Unilever в Екатеринбурге Татьяна Воробьева. 

И именно горяевской команде удалось сформировать уникальный портфель брендов  компактный и универсальный одновременно. Это, как уверяют, прежде всего, заслуга бывшего директора по развитию Николая Геллера  одноклассника Горяева. Сейчас он занимает топовую позицию в лондонском офисе Unilever. 

Он обладает уникальным чувством потребителя. Ожидания значительной части покупателей воплотили в брендах «Чистая линия», «Черный жемчуг» и «Сто рецептов красоты». И продвигали всегда не «Калину», а сами бренды. Многие покупатели даже не знали, что их выпускают на одной и той же площадке. Сегодня «Чистая линия»  лидирующий продукт на российском рынке по продажам. Причем, даже не в штуках, а в деньгах  при том, что это недорогая продукция! Каждую минуту покупаются четыре флакона продукции этого бренда,  рассказывает Гульнара Ахметова. 

После того как «Калина» вошла в Unilever, ее продуктовый портфель практически не изменился. Здесь выпускают свыше 400 наименований продуктов местных брендов, кроме того, на екатеринбургской площадке начали производить гели для душа и жидкое мыло Camay, крем для рук Dove (оба бренда принадлежат Unilever). Каждый год на фабрике вводятся новые продукты, изменяются формулы существующих (до 300 разработок ежегодно), а отдел маркетинга рассказывает о них потребителю. Например, сейчас «Калина» завоевывает внимание миллениалов  молодых покупателей, которые предъявляют совсем другие требования к продуктам. 

Мне показывают веселенькие флаконы пастельных тонов, этикетки на них обещают «эффект тысячи лайков».

Екатерина Власова, директор по маркетингу категории средств по уходу за волосами и бренда «Чистая линия», компания Unilever:

Другие цвета, другие посылы, фото ингредиентов, сделанное сверху  так, как они привыкли это видеть в Инстаграме. Вы сами себе не будете отдавать отчет, но подсознательно почувствуете, что вот этот флакон с клетчатым узором  old fashioned, а этот  новое веяние.

Как использовать резиновых уточек в бизнесе

Разрабатывают новые составы в собственной лаборатории, которую модернизировали полтора года назад (проект обошелся в 20 млн руб.).

Эффективность любого состава зависит от активного ингредиента и способа донести его до глубинных слоев кожи  дермы, минуя практически непроницаемый для внешней среды эпидермис. Плюс  аромат и сенсорика «базы», от которой зависит, будет ли приятно пользоваться составом. Именно эти вещи и просчитываются здесь. Мы не проводим тесты на животных, все испытывается на клетках и образцах кожи — синтезированной или настоящей, например, на отходах пластических операций. Конечный продукт тестируют респонденты,  объясняет Гульнара Ахметова. 

А вот на животных опытов здесь не проводят

В лаборатории «Калины» решают, какие из 17 тыс. существующих в мире косметических ингредиентов будут использовать в изготовлении кремов и шампуней, находят новые решения и тестируют составы. Клинические исследования с многотомными заключениями для «Калины» проводят ведущие научно-исследовательские институты. 

Мне наперебой показывают на наглядных примерах достижения местных разработчиков. Складывается ощущение, что я попала на съемки многосерийного рекламного ролика. Здесь с помощью яичной скорлупы показывают, как ополаскиватель «Лесной бальзам» защищает зубную эмаль от кофе, а с помощью черного перца демонстрируют, как гель для умывания абсорбирует загрязнения на коже. На соседнем столе увлажняют спонжи кремом и сывороткой и предлагают угадать, в какой из трех баночек  настоящий мед, а в какой  состав  с медовой текстурой. Рядом по двум локонам спускают резиновых уточек. По пряди, вымытой шампунем «Маленькая фея», уточка скользит примерно вдвое быстрее.

«Уточки  вообще важный инструмент для бизнеса. У нас их много»,  объясняют нам в лаборатории. На полке и правда целая коллекция. Есть утка-шейх и утка-шайтан – для потребителей халяльной косметики, которых, по подсчетам специалистов «Калины», в стране от 10 до 20 млн человек. Есть пожилая утка для потребителей старшего поколения, к ЧМ-2018 подготовили уток-футболистов, журналистов и полицейских. 

В лаборатории стоит как узнаваемое оборудование, которое можно увидеть в любой косметологической клинике, так и незнакомые приборы. Штука, напоминающая кофеварку, на самом деле  очень сложный реометр, прибор, измеряющий вязкость вещества.

Эта «кофеварка» стоит почти как Ferrari, только за растаможку нам пришлось отдать $20 тыс. Но этот прибор абсолютно необходим. Человек  уникальный механизм, но одним чувством его природа обделила: мы очень плохо чувствуем вязкость вещества. Делают, например, наши специалисты модификацию состава крема. Клянутся, что густота крема осталась прежней. Запускают в производство, на следующий день звонок из цеха: чем вы там  непечатное слово  занимаетесь?! У нас крем разбрызгивается, мы вместо 180 туб в минуту формируем 120. А это вообще-то кошмарная потеря и во времени, и в деньгах. Так вот, этот прибор подобные проблемы снимает. Он измеряет вязкость всего  вплоть до вязкости воздуха и позволяет нам предсказать, как будет вести себя состав не только на производстве, но и в банке во время всего срока пользования продуктом,  рассказывает менеджер по развитию технологий косметической фабрики  Unilever в Екатеринбурге Григорий Лахт.

Здесь же мне раскрывают секрет того самого «отвара трав», который используется при производстве продукции бренда «Чистая линия». Он действительно существует и действительно изготавливается из трав, которые поставляет один из российских производителей. Соцветия и листья, залитые водой, помещают в специальные емкости и доводят в безвоздушной среде до кипения при температуре около 40 градусов, по-научному это называется «мацерация в кипящей среде под вакуумом». Ежегодно на «Калине» используют больше 20 тыс. тонн такого отвара.

Как воспитать поставщика и сотрудника

В прошлом году на «Калине» произвели 63 тыс. т продукции или 370 млн флаконов и баночек. В последнее время объемы производства снизились процентов на 10, рассказывает Татьяна Воробьева. На это повлияли две вещи. Во-первых, производство «калиновской» продукции пришлось локализовать для украинского потребителя на местной площадке (раньше поставки велись из России и в большем объеме). Во-вторых, в процессе интеграции частично просел экспорт в азиатские страны СНГ: они находятся в другом территориальном кластере Unilever, поэтому налаженные до покупки связи несколько ослабли. Сейчас компания планирует увеличить объемы производства и наращивает экспорт  как в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье. Например, в январе в Нидерланды уехала первая партия  (43 тонны) гелей для душа Camay. 

При этом производительность фабрики выросла на 50%. В 2011 году, когда Unilever приобрел уральскую компанию, косметический рынок рос, сегодня он стагнирует. «Поэтому сейчас ставка делается на повышение эффективности процессов. И объединение дало нам больше возможностей для роста производительности»,  отмечает г-жа Воробьева.

Во-первых, это информационные ресурсы: стали доступны результаты международных разработок из подразделений Unilever по всему миру, программы по улучшению производства и т.д. В частности, с подачи Unilever на производстве внедрили систему производства мирового класса (World Class Manufacturing). Во-вторых, международная структура позволила снизить количество сотрудников за счет централизации бухгалтерии, службы сбыта и других подразделений. И, в-третьих, фокус Unilever на локализацию позволил увеличить количество местных поставщиков фабрики. За счет этого, в том числе, уменьшился объем запасов сырья (и затраты на их хранение) на складе «Калины» с 10 до 4,5 млн евро. 

Еще лет десять назад почти все сырье доставлялось из-за границы. Сейчас развивающаяся косметическая отрасль выводит на рынок новых производителей, например, практически все поверхностно-активные вещества «Калина» уже закупает у российских производителей, а львиная доля упаковки для продукции «Калины» производится в Екатеринбурге. Хотя многие базовые ингредиенты  например, растительный глицерин  все еще привозят из-за рубежа.  

Если вопросы с сырьем удается закрыть спокойно, то пресловутый кадровый вопрос перед руководством предприятия стоит остро, признает г-жа Воробьева, в первую очередь это касается технических специалистов  инженеров. На рынке таких специалистов очень мало, и эту проблему сложно решить даже с учетом международных возможностей Unilever.

Интеграция с Unilever завершилась три года назад, и на предприятии уверяют: от сделки выиграли обе стороны. Международная компания получила предприятие с сильной производственной площадкой, уникальным портфелем брендов, центром разработки и опытом выведения на рынок любого косметического продукта. «Калина»  доступ к ресурсам международной корпорации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P.S. И да, сотрудники «Калины» пользуются продукцией собственного производства. На фабрике есть специальный магазин «для своих», где кремы, шампуни и зубные пасты продаются без магазинных наценок. Мы проверили.

Фото и инфографика: Игорь Черепанов, DK.RU