От редакции Рынок переработки вторсырья в Екатеринбурге фактически не заполнен. Несмотря на то что областной центр производит мусор в промышленных масштабах, так же активно его использовать п
От редакции
Рынок переработки вторсырья в Екатеринбурге фактически не заполнен. Несмотря на то что областной центр производит мусор в промышленных масштабах, так же активно его использовать предприниматели еще не начали.
Компании только-только нащупали свою прибыль. Набивая шишки, они учатся адаптировать западные технологии работы со вторсырьем. Пластик по три рубля за килограмм можно превращать в стройматериалы. Бесплатные изношенные автомобильные шины — в печное топливо. Копеечную макулатуру — в туалетную бумагу, картон или, например, в шифер.
Но главное сейчас — перенаправить поток отходов. Вместо того чтобы оставлять на свалках тонны пластика, металла и бумаги, эти объемы нужно научиться сортировать и увозить на заводы, которые смогут сделать из мусора товар.
эксперты
Сергей Архипов
председатель Комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга
Сергей Киселев
директор компании «ИНКО-Урал»
Андрей Сазонов
директор компании «Уралтермопласт»
Александр Таганкин
генеральный директор компании «Уралвторма», президент Союза предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления
Евгений Устьянцев
директор ЕМУП «Спецавтобаза»
Почем коммерсанты берут вторсырье?
Сколько стоит бывший мусор?
Отходы в Екатеринбурге вывозили всегда — сейчас этим занимаются более 30 частных компаний. А вот второй этап, сортировку, местные предприниматели «перепрыгнули», сразу же сосредоточившись на третьем — производстве из мусора самых разных товаров. А за сортировку принялись только сейчас. Но, даже нарушив нормальный порядок использования бытовых отходов, уральский бизнес научился зарабатывать на том, что жители города выбрасывают на помойки.
Крупнейший игрок на рынке вывоза бытовых отходов — муниципальное предприятие «Спецавтобаза». Эта организация доставляет до свалок примерно 60% всего екатеринбургского мусора. Она же устанавливает правила игры для всех остальных участников. Ежегодно администрация города утверждает тарифы «Спецавтобазы». Сейчас, согласно этому прайсу, за транспортировку 1 куб. м бытовых отходов госучреждения платят 47,88 руб., население и управляющие компании — 54,87 руб., предприятия — 78 руб. Дополнительно берут деньги за захоронение отходов на городских полигонах. Эта услуга обходится населению и муниципальным организациям в 10 руб., всем остальным — 52 руб. за 1 куб. м.
Рентабельность мусороперевозчика, заложенная в тарифах, составляет примерно 5%, поясняет Евгений Устьянцев, директор ЕМУП «Спецавтобаза». Везти дороже — нецелесообразно. Если частник установит цены выше утвержденных муниципалитетом, клиент просто уйдет к «Спецавтобазе». Но тем не менее рентабельность частных операторов может доходить до 10%. Во-первых, они охотнее берутся за вывоз мусора предприятий — здесь доход от обслуживания выше. Во-вторых, частники предпочитают собирать отходы в районах, расположенных неподалеку от полигонов (это прежде всего Орджоникидзевский, Ленинский и Верх-Исетский). Таким образом они сокращают издержки на топливо и увеличивают объем перевезенного за смену мусора.
Бизнес по транспортировке отходов вскоре может стать еще прибыльнее, добавляет г-н Устьянцев, за счет использования мусоровозов с задней загрузкой. От эксплуатируемых сейчас грузовиков с боковой загрузкой они отличаются количеством отходов, которые вмещаются в кузов. Разница — в мощности прессовки. Попавшие в бак мусоровоза отходы утрамбовывают специальные прессы. Стандартный пресс машины с боковой загрузкой превращает два кубометра отходов в один. А мощность оборудования, установленного на мусоровозе задней загрузки, — пять к одному. Получается, что за счет этого можно транспортировать на 50% больше отходов, а значит, увеличивать рентабельность.
Но есть проблема — для таких мусоровозов стандартные советские баки, которые стоят во дворах жилых домов и организаций, не подходят — нужны новые современные контейнеры. А устанавливать их за счет бюджета муниципалитет не намерен. Предприятиям города и жилищным управляющим компаниям «Спецавтобаза» планирует такие контейнеры продавать. Цена одного бака — порядка 15 тыс. руб. Поскольку на мусорных площадках обычно стоит пять контейнеров, то, чтобы оборудовать новыми баками хотя бы одну площадку, управляющей компании придется потратить около 75 тыс. руб. У большинства УК таких денег нет, признает Евгений Устьянцев: «Поэтому мы ищем альтернативные варианты. Например, предлагаем УК взять новые контейнеры в лизинг или в аренду».
Мусорные свалки на окраине Екатеринбурга переполнены. Дошло до того, что на Широкореченском полигоне места для отходов уже нет. Гора мусора там достигла 40 м в высоту, и теперь нужно оборудовать новую площадку, чтобы свалку расширить.
Но весь этот массив для переработчиков потерян. Как только отходы попадают на свалку, они по большому счету перестают быть вторсырьем, объясняет Андрей Сазонов, директор компании «Уралтермопласт»: «Цветные металлы местные бомжи еще выберут и продадут. А все остальное пропадет. Бумага и тряпки сгниют, стеклобой и пластик просто никто не будет выбирать из горы отходов».
Чтобы мусор стал вторсырьем, пригодные к утилизации твердые отходы нужно отделить от органики еще до того, как их довезут до полигона. В Екатеринбурге это пока делают самым простым способом — через пункты приема вторсырья.
Одной из крупнейших сетей таких пунктов владеет Александр Таганкин, генеральный директор компании «Уралвторма» и президент Союза предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления. В собственности «Уралвтормы» более 20 точек приема вторсырья. Специализируются они на сборе макулатуры и за месяц накапливают более 1 тыс. т бумаги. Компания г-на Таганкина потребляет десятую часть этого объема — производит туалетную бумагу, картон, ячейку под куриные яйца. Все остальное собранное вторсырье идет предприятиям — членам союза (25 компаний Урала и Сибири).
Для тех, кто в союз не входит, сырья не хватает, рассказывает Александр Таганкин: «Все, что собирают предприятия союза, распределяется только между его членами». Несмотря на то что, казалось бы, мусора в Екатеринбурге достаточно на всех, предприниматели часто вынуждены отказываться от планов освоения этого рынка, поясняет он: «К примеру, в области построили два завода по переработке пластиковых бутылок. Технология, которую они используют, рентабельна и прибыльна. Мощности впечатляют: по 200 т продукции в месяц. Но оба завода сейчас стоят. Их владельцы изначально не подумали о том, где будут брать сырье. И сегодня найти его не могут».
Те, кому вторсырья из пунктов приема не досталось, решают проблему сами. К примеру, Сергей Киселев, директор компании «ИНКО-Урал», специализирующейся на переработке пластиковой упаковочной пленки, пошел самым простым путем — лично поехал по продуктовым базам и розничным магазинам. «Прихожу на склад и спрашиваю: «Куда вы пленку деваете?» — рассказывает он. — Как правило, отвечают, что просто вывозят это добро на свалку. Тогда я предлагаю: «А вы не выбрасывайте. Давайте мы у вас пленку будем покупать». Этот процесс директор «ИНКО-Урал» отладил. Сейчас оптовики и ритейлеры сами привозят ему по 12 т вторсырья в месяц. За 1 кг г-н Киселев платит им по 3 руб.
Примерно так же поступил г-н Сазонов. Когда «Уралтермопласт» запустил линию по переработке пластика, он пришел на предприятия, производящие это вторсырье, и предложил им продать ненужные обрезки пластиковых труб и обломки пластмассовых ящиков.
Но проблему нехватки сырья подобным образом все-таки не решить, утверждают переработчики. Для того чтобы отходов хватало всем, нужно прекратить сваливать мусор кучей на полигонах и начать сортировку в промышленных масштабах. Такой опыт в Свердловской области есть. Завод, где отделяют органические отходы от пригодного для переработки твердого вторсырья, построили в Первоуральске. Там сортируют по 50-100 тыс. т мусора в год.
Однако, признают другие игроки рынка, результаты работы предприятия отнюдь не радужны. Оно кое-как выходит в ноль, а качество продукции не соответствует никаким требованиям. «Закупал я у них пленку. Привез на свой завод. Мне технологи мои сказали: «Ты где это взял? Нам такое не годится!» — комментирует Сергей Киселев.
На этот завод мусор идет одним сплошным потоком без предварительной сортировки — прямо с помоек Первоуральска, объясняет причину Евгений Устьянцев. Доля утильной фракции (пригодного для дальнейшей переработки сырья) в этой массе невелика, потому предприятие и терпит убытки, заключает он.
Ошибки коллег в екатеринбургском муниципалитете учли. Когда мэрия начала разрабатывать собственный проект по промышленной сортировке мусора, заказали специальное исследование. Посчитав экономику будущего завода, консультанты объявили: чтобы предприятие нормально работало, доля утильной фракции должна быть не меньше 50-55%.
В составе городского мусора эта доля сейчас кое-как доходит до 40%. Потому нужна предварительная сортировка — еще на уровне контейнера во дворе дома, добавляет Сергей Архипов, председатель Комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга.
Чтобы определить, способны ли горожане самостоятельно отделять органику от утильных фракций, Комитет по экологии, «Спецавтобаза» и Группа Синара (инвестор проекта мусоросортировки) провели эксперимент: предложили жителям Кировского района раскладывать бытовые отходы раздельно в два контейнера: в один — органику, во второй — пластик, металл, стекло и т. п. Результаты эксперимента показали, что доля утильной фракции в разобранном горожанами мусоре составила 58-60%. «Значит, сортировочный завод будет работать с прибылью», — отмечает г-н Устьянцев.
Осталось только этот завод построить. По планам администрации в Екатеринбурге должны появиться четыре пункта сортировки бытовых отходов. Первый из них, мощностью 100 тыс. т в месяц, хотят запустить уже к декабрю текущего года. Общая стоимость проекта — более 3,5 млрд руб.
Ждать, когда в городе наладят промышленную сортировку, переработчики не стали. «ИНКО-Урал», например, уже делает из упаковочной пленки черепицу. Завод смешивает гранулированный пластик с песком, прессует и на выходе получает покрытие для крыш, которое используют строители загородных домов. Черепицу из вторсырья компания продает с наценкой в 30% от себестоимости.
А «Уралтермопласт» купил в Германии за 100 тыс. евро станок по переработке всех видов пластика. Это оборудование будет переплавлять пластмассу в блоки разных форм. Из полученного материала можно делать все что угодно, делится планами Андрей Сазонов: от досок для заборов до детских горок и скамеек. Оборудование пока работает в тестовом режиме. Компания сейчас подписывает договор об аренде производственных площадей в Арамиле. Когда станок переедет на новое место, его запустят на полную мощность — 70 т продукции в месяц.
Закупать вторсырье компания планирует по 5 руб. за 1 кг. Себестоимость и наценку здесь еще не просчитали. Но первые покупатели уже есть, утверждает г-н Сазонов: «Частные лица заказали у нас пластиковые доски для заборов загородных домов. Но главную надежду мы возлагаем на муниципальный заказ».
Образцы новой продукции «Уралтермопласта», по словам Андрея Сазонова, уже лежат в администрациях Екатеринбурга и Арамиля. С ними компания надеется подписать контракты на производство парковых скамеек, урн и детских площадок. «Продукция хорошая, — комментирует г-н Архипов, — я думаю, для благоустройства Екатеринбурга ее вполне можно использовать». Предварительные договоренности с мэрией Арамиля тоже есть, утверждает г-н Сазонов.
А Сергей Киселев планирует перерабатывать старые покрышки. Из газа, образующегося при нагревании такой резины, он намерен получать печное топливо. Ежегодно в Екатеринбурге образуется около 5,5 тыс. т никому не нужных автомобильных покрышек. Сейчас утилизируют лишь 5% этой резины. Так что сырья — навалом, резюмирует директор «ИНКО-Урал». На свалку такие отходы не принимают. Поэтому, чтобы избавиться от покрышек, те же автосервисы готовы отдавать старую резину бесплатно.
За год новый завод будет перерабатывать до 3 тыс. т покрышек. Других ресурсов предприятие не требует. А на выходе получится до 1 тыс. т топлива, которое могут использовать котельные, работающие на мазуте.
Дело за малым — завод достроить. «Для этого нам нужно 3,5-4 млн руб. Когда деньги найдем — тогда и запустим производство», — честно признается г-н Киселев.
мнение
Мусор — повод просить землю и деньги
Сергей Архипов
председатель Комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга:
— Переработка вторсырья — непаханое поле. И естественно, желающих его освоить немало. Предпринимателям, которые планируют перерабатывать отходы, я не отказываю никогда. Пожалуйста! Приходите! Выслушаю и помогу, чем смогу.
Коммерсанты приходят. Чаще всего просят бесплатную землю да еще и денег на реализацию планов. А этого я им дать не могу. Даже если мог бы, почти всем бы отказал. Адекватных идей — единицы. В массе же своей бизнесмены приносят какие-то утопичные прожекты.
Кто мусорит — заплатит переработчикам
Александр Таганкин
генеральный директор компании «Уралвторма», президент Союза предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления:
— В развитых странах переработка мусора сама по себе убыточна. Западные коммерсанты зарабатывают за счет того, что переработку отходов оплачивают муниципалитеты или предприятия, которые мусор создают.
У нас же рентабельность бизнеса на вторсырье держится только на прозорливости самих бизнесменов. И государство проблему, похоже, понимает. В Госдуме уже лежит законопроект, предусматривающий систему компенсаций. Согласно этому документу производителей мусора обяжут платить за его утилизацию и переработку. Закон еще не принят. Но это лишь вопрос времени.
ошибки
Наша гиря разбила американскую технологию
Андрей Сазонов
директор компании «Уралтермопласт»:
«Один мой знакомый заказал в США готовый завод по сортировке отходов. Американские партнеры доставили ему в контейнерах технологическую линию. Смонтировали. Запустили ее и улетели на родину.
Предприятие работало без сбоев несколько недель. Потом вышло из строя. Предприниматель вызвал на место поставщиков. Делегация прибыла незамедлительно.
У американцев глаза на лоб полезли, когда они установили причину неполадок. Они знали, конечно, что российские граждане мусор по разным контейнерам не раскладывают. Но о том, что все настолько запущенно, капиталисты даже не догадывались.
Американская технология предусматривала автоматизированный отсев металла. На заводе стояли специальные улавливатели, которые могли выбирать из общей кучи разные мелкие железяки. Например, банки.
Но у нас на помойку могут вынести и ломик, и гирю. И вынесли. Тяжелющая гиря отлову не поддалась и в итоге нарушила отточенную годами американской практики технологическую цепочку».
Деньги на новые мусоровозы потрачены впустую
Евгений Устьянцев
директор ЕМУП «Спецавтобаза»:
«Несколько лет назад муниципалитет закупил новые мусоровозы. Их отличие от стандартных машин с боковой загрузкой в том, что с контейнерной площадки автомобиль забирает не сам мусор, а весь бак.
Задумка, казалось бы, удачная. Вместо того чтобы загружать в кузов содержимое пяти маленьких контейнеров, машина забирает один большой и уезжает с ним на полигон. Но экономику никто не посчитал.
В отличие от мусоровоза с задней загрузкой этот отходы не утрамбовывает. То есть эксплуатационные расходы те же, а везет он в три раза меньше. Прибыли от использования таких мусоровозов — никакой. Одни убытки. И применять их сейчас мы не рвемся. Две таких машины до сих пор стоят без дела».
Тротуарная плитка из дешевого вторсырья оказалась слишком дорогой
Сергей Киселев
директор компании «ИНКО-Урал»:
«Изначально наше предприятие занималось выпуском не только черепицы, но и тротуарной плитки. Из гранулированной упаковочной пленки и песка мы делали водостойкие блоки для дорожного покрытия.
Я сам лично ходил с этой продукцией в администрацию города. Предлагал. В мэрии мне отказали. Коммерсанты покупать ее тоже не стали. Несмотря на то что наша плитка влагу не пропускает и может служить практически вечно, предприниматели предпочли влагопоглощающий, недолговечный, но дешевый бехатон.
Спроса не было вообще. От плитки пришлось отказаться, а пресс-форму для ее выпуска, купленную за 80 тыс. руб., продать с большой скидкой».