Меню

Памяти фирмы: ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В качестве примера из судебно-арбитражной практики, иллюстрирующего деятельность налоговых органов, в этой ситуации мы остановимся на случае, когда налоговой инспекцией было предъявлено исковое тре

Вы не отчитываетесь перед налоговой инспекцией, работаете без лицензии, может ли ГНИ по закону принудительно ликвидировать ваше предприятие? Государственная налоговая инспекция по городу Екатеринбургу в последнее время активизировала работу по предъявлению исков о ликвидации предприятий. Однако, этот вопрос решается арбитражными судами далеко не однозначно, и налоговая инспекция должна иметь достаточно веские основания, чтобы закрыть ваше предприятие.

В качестве примера из судебно-арбитражной практики, иллюстрирующего деятельность налоговых органов, в этой ситуации мы остановимся на случае, когда налоговой инспекцией было предъявлено исковое требование по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, но не признанным таковыми арбитражным судом. Данная ситуация была изложена в Постановлении президиума ВАС РФ от 21.12.95 № 6564/95, доведенном до сведения налоговых органов письмом Госналогслужбы РФ от 22.02.96 № НП-6-11/126.

Так, Государственная налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации ИЧП «Стап» в связи с тем, что рассматриваемым предприятием не сформирован уставный фонд и в налоговую инспекцию не представлялись отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, а также документы и сведения для исчисления и уплаты налогов.

Арбитражный суд в принятии искового заявления отказал, мотивировав это тем, что в соответствии со ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» налоговые инспекции вправе предъявлять иски о ликвидации предприятия лишь по основаниям, предусмотренным законодательством. По мнению суда, законных оснований, предусматривающих ликвидацию предприятий по изложенным налоговой инспекцией фактам в исковом заявлении, не имелось.

Однако Арбитражный суд высшей инстанции вернул дело в тот же суд, для принятия к производству и рассмотрения по существу, изложив следующие основания.

Во-первых, в соответствии со ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Во-вторых, в силу ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» налогоплательщики обязаны уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности и представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также основываясь на ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», по которой налоговым органам предоставлено право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации предприятий, президиумом ВАС РФ было признано, что налоговая инспекция предъявила иск в пределах своих полномочий, а потому данный спор должен быть принят к рассмотрению арбитражным судом.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их филиалов и представительств закреплен несколькими нормативными актами, основные из которых:

1) Гражданский кодекс РФ 1994 г. (ст.51);

2) Положение «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» (утвержденное указом Президента РФ от 08.07.94 № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ»);

3) Закон РСФСР от 07.12.91 № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»;

4) Постановление Правительства РСФСР от 28.11.91 № 26 «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями»;

5) Постановление Президиума ВС РСФСР от 04.03.91 № 764-1 «О государственной пошлине за регистрацию предприятий в РСФСР»;

6) порядок взимания государственной пошлины за регистрацию предприятий в РСФСР, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 14.06.91 № 327.

В случае выявления нарушений гражданского законодательства налоговым органам наряду с другими компетентными субъектами в силу действия п.11 ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 «О Государственной налоговой службе в РСФСР» и подп. «б» п.1 ст.14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предоставлено право предъявлять в арбитражные суды исковые заявления о ликвидации юридических лиц исключительно по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, что и было специально подчеркнуто в п.2 письма ВАС РФ от 23.11.92 № С-13/ОП-329 «О практике разрешения споров, связанных с применением налогового законодательства».

Однако при рассмотрении данной категории дел особые сложности вызывают именно критерии отнесения тех или иных юридических фактов к основаниям, с которыми закон связывает ликвидацию юридического лица, поскольку, как предусмотрено п.2 ст.61 ГК РФ, подобные основания могут быть установлены не любым федеральным законом, а исключительно Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ основаниями для такого иска могут служить:

— осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— осуществление деятельности, запрещенной законом;

— неоднократные и грубые нарушения закона или иных правовых актов;

— основания, предусмотренные другими статьями ГК РФ (статьи 81, 86, 88, 90, 97, 99).

Что касается других оснований, по которым ГНИ может обратиться в суд с иском о ликвидации предприятия, непредусмотренных ГК РФ, то они перечислены в ст.7 Закона от 18.06.93 №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» и связаны с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства.

К таким нарушениям относятся: ведение денежных расчетов без ККМ, использование неисправной ККМ, отсутствие указания цены на товар, невыдача чека и пр. При этом повторным признается нарушение, предусмотренное указанным Законом, при условии, что за первое нарушение был наложен штраф (п.1.2 письма ВАС РФ от 28.08.95 № С1-7/ОП-506 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике»).

Совершенно обосновано с правовой точки зрения отнесены Постановлением президиума ВАС РФ к категории грубых и систематических нарушений индивидуальным частным предприятием «Стап» налогового законодательства неуплаты установленных налогов, отсутствие ведения бухгалтерского учета, несоставление отчетов о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности и непредставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений. Все это ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» квалифицирует как неисполнение обязанностей налогоплательщика.

Отсутствие же у ИЧП на рассматриваемый период сформированного уставного капитала как некоего минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов, нарушением гражданского законодательства не является. По действовавшему на момент создания предприятия такой организационно-правовой формы (ст.8) Закону РСФСР от 25.12.90 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было закреплено правило об ответственности собственника индивидуального частного предприятия по его обязательствам в пределах, определенных Уставом. Это могла быть и полная личная имущественная ответственность, и ответственность, ограниченная размерами уставного капитала. Таким образом, формирование уставного капитала с точки зрения законодательства не было обязательным и могло осуществляться исключительно по инициативе и в интересах собственника ИЧП с целью предотвращения возможности обращения взысканий кредиторов на его личное имущество.

Следует отметить, что арбитражный суд в случае принятия решения о ликвидации, вправе возложить проведение всех ликвидационных действий на учредителей юридического лица либо орган, уполномоченный его учредительными документами на проведение ликвидации в установленном законодательством порядке (п.9 письма ВАС РФ от 10.12.92 № С-13/ОП-357 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий»).

Порядок проведения ликвидационных процедур подробно изложен в статьях 62, 63, 64 ГК РФ.

При этом ликвидированное предприятие может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным акта ликвидации до момента исключения его из единого Государственного реестра юридических лиц (п.10 того же письма).

Материал подготовлен с использованием справочно-информационной системы ГАРАНТ, тел. 65-71-29.