официальном пресс-релизе Heineken член исполнительного совета директоров Heineken NV Жан Франсуа ван Боксмеер сообщает: «Покупка пивоваренного завода «Патра» полностью соответствует стратегии разв
официальном пресс-релизе Heineken член исполнительного совета директоров Heineken NV Жан Франсуа ван Боксмеер сообщает: «Покупка пивоваренного завода «Патра» полностью соответствует стратегии развития Heineken, которая заключается в приобретении наиболее успешных компаний на быстро растущих рынках. Уральский регион играет важную роль в экономическом развитии страны. Покупка завода в этом регионе — продолжение ряда удачных приобретений концерна в регионах РФ».
По словам PR-менеджера группы компаний Heineken Анны Мелешиной, пивной гигант остановил свой выбор именно на «Патре», поскольку заинтересован в сильных региональных брендах, на базе которых компания планирует раскручивать национальные бренды «Бочкарев» и «Охота». Разливать эти марки станут и на уральском заводе, объем производства Анна Мелешина уточнить не смогла. Существующие пивные марки «Патры» сохранятся, конкурировать с национальными они не будут, — считает PR-менеджер Heineken.
Сделка будет консолидирована в конце мая. После этого, заверила г-жа Мелешина, Heineken озвучит конкретные маркетинговые, инвестиционные и производственные планы в отношении завода. Известно, что концерн обычно активно инвестирует в свои новые активы. По данным Союза российских пивоваров, Heineken вложил около 25 млн евро в модернизацию ранее приобретенного завода «Шихан» и около 20 млн евро для запуска национального бренда «Охота» на заводе «Собол-Бир» в Новосибирске.
Как утверждает г-жа Мелешина, менеджмент завода менять не будут, генеральный директор «Патры» останется на своем посту. На «Патре» же прогнозируют кадровые изменения. Мы ждем приезда новых владельцев ОАО «Патра», они собирались быть после майских праздников. Во время визита будет решаться вопрос о новом управляющем из Heineken, — отметил пожелавший остаться неизвестным собеседник «ДК». На «Патре» сообщили, что подробности сделки с Heineken руководству завода комментировать запрещено.
Намерения выйти с экспансией на уральский пивной рынок Heineken раскрыл около года назад, когда на встрече с Эдуардом Росселем обсуждалась возможность строительства в области пивоваренного завода стоимостью $40 млн. Вопреки ожиданиям, Heineken предпочел полностью приобрести готовый актив, поскольку, по словам г-жи Мелешиной, завод «Патра» наиболее выгоден с точки зрения расположения и ресурсных мощностей. Еще ранее, в 2003 г., среди пивоваренных компаний, претендующих на крупнейший пивной актив Урала, назывались «Красный Восток», «Балтика», «Очаково».
Появление официальных представителей Heineken на Урале по времени совпало с переходом «Патры» в руки нового владельца — инвестиционной группы «Альфа-Эко». Эксперты высказывали мнение, что ИГ намерена продать пивоваренный завод: после акционерных конфликтов и смены владельца в 2004-2005 гг. финансовое положение предприятия ухудшилось, объемы производства снизились. В частности, в январе «Патра» выпустила 3,7 млн л пива, в то время как в январе прошлого года — 5,1 млн л. В марте 2005 г. «Патра» из-за сложной финансовой ситуации отказалась от «безалкогольных активов». Тем не менее, заверила Анна Мелешина, Heineken как крупного игрока прежде всего интересует потенциал рынка и регион.
Как заявлено в пресс-релизе, в результате сделки доля рынка концерна Heineken увеличится до 8,3% с объемом продаж свыше 7 млн гл в год, что упрочит третье место концерна на быстро развивающемся российском пивном рынке — пятом в мире по величине.
В 2005 г. региональные атаки Heineken в средних сегментах стали очевидны. В мае начинается производство пива «Охота» на мощностях новосибирского завода «Собол-Бир», запускается новая линия розлива в бутылки и в ПЭТ региональных брендов «Шихан», «Седой Урал» и «Соляная пристань» и национального бренда «Охота» на заводе «Шихан» в Стерлитамаке.
По мнению менеджера по связям с общественностью завода ОАО «Вена» в Уральском регионе Анны Бушляковой, показатели роста местного рынка пива выше, чем в целом по России, поэтому не удивительно, что он представляет интерес для крупных игроков. Мы внимательно относимся к деятельности наших конкурентов, однако не считаем, что приход новой компании в Уральский регион окажет негативное влияние на нашу позицию. На Урале компания «Вена» оперирует сильным портфелем брендов и демонстрирует показатели, значительно превышающие рост рынка, — утверждает г-жа Бушлякова.
Директор по рекламе и маркетингу ТД «Марко Поло» Ирина Каримова называет две причины, по которым практически все пивоваренные компании проявляют интерес к Уральскому региону: Во-первых, это достаточно емкий рынок, с хорошим потенциалом и динамикой развития, стабильно растущим уровнем доходов населения. Во-вторых, Урал — это по сути перекресток торговых путей и выход на регионы Сибири и Дальнего Востока.
Сегодня российский рынок характеризуется очень высокой степенью концентрации, которая в 2005 г. только усилилась. На передний план вышли пять ведущих игроков (в их числе Heineken), занявших 85% рынка. Существование локальных пивных марок — только вопрос времени, самые успешные из них будут поглощены «гигантами», остальные исчезнут, — считает Ирина Каримова. Она прогнозирует, что в дальнейшем российский пивной рынок скорее всего пойдет по европейскому варианту развития. То есть конкурировать между собой станут несколько крупных игроков, а в регионах с ними будут сосуществовать небольшие частные пивоварни, изначально ориентированные на узкие сегменты (такое развитие пивного рынка характерно для Германии). По мнению г-жи Каримовой, в России началом и первым удачным примером этого тренда можно считать пивоварню «Тинькофф».
Юлия Эйдинова
dk@apress.ru
бренды Heineken в России
Федеральные бренды:
Heineken,
Buckler, «Бочкарев», «Охота»,
Lowenbrau (варится по лицензии), Draught Guinness and Kilkenny (дистрибуция
с 1 июля 2005 г.)
Региональные бренды:
«Шихан»,
«Седой Урал», «Соляная пристань», «Окское»,
«Волга»,
«Русич»,
«Собол» и «Патра», «Стрелец» и «Жигулевское»