Юрий Ступак директор транспортной компании «Лорри» Один фарфоровый завод Свердловской области изготовил продукцию для предприятия в Дании. Директор завода, которому нужно отправить товар за границу
Юрий Ступак
директор транспортной компании «Лорри»
Один фарфоровый завод Свердловской области изготовил продукцию для предприятия в Дании. Директор завода, которому нужно отправить товар за границу, может поручить эту работу местному перевозчику, заплатив 3 тыс. евро. Но он, не желая лишних хлопот, просто звонит датчанам и просит забрать товар. Что происходит дальше? Заказчик связывается с датской транспортной компанией и договаривается о транспортировке груза из России за 5 тыс. евро.
Они подписывают контракт, после чего датский перевозчик звонит своему коллеге в Германию и предлагает выполнить эту работу за 4,5 тыс. евро. Немец набирает номер польского коллеги и продает ему тот же рейс за 4 тыс. евро. Дав согласие, поляк звонит в Белоруссию и вербует тамошних водителей за 2 тыс. евро. Белорусский водитель приезжает на Урал, забирает товар на фарфоровом заводе и увозит в Данию. Спрашивается, почему директор завода не обратился к местному перевозчику? Да просто ему было лень прилагать дополнительные усилия. В результате датский заказчик переплачивает за перевозку, что повышает стоимость товара для покупателей. А уральские перевозчики остаются не у дел, хотя могли бы заработать и заплатить налоги в местный бюджет.
В этом смысле нам стоит поучиться бизнесу у западных товаропроизводителей. Они привязывают к своей продукции всех, кого только можно привязать. Предлагая товар, одновременно навязывают заказчику доставку, монтаж и прочее, вплоть до страховки. То есть выстраивается целая цепочка людей, которые тоже зарабатывают приличные деньги.
Такая вот разница в подходах.
Агитация рублем
Казалось бы, наши компании-экспортеры должны быть заинтересованы в скорейшем развитии местных логистических операторов. И есть случаи, когда они могли бы оказать реальное содействие своим соотечественникам, причем без дополнительных материальных затрат: достаточно одного телефонного звонка. Перекладывая доставку груза на плечи зарубежного партнера, наши товаропроизводители фактически отказывают местным перевозчикам в поддержке. Складывается странная ситуация: мы своими руками, совершенно добровольно отдаем рынок внешних перевозок иностранным конкурентам.
В результате на рынке международных транспортных услуг Уральского региона по-прежнему преобладают западные перевозчики: белорусские, польские, прибалтийские. Доля российских компаний в общем объеме транспортировки внешнеторговых грузов по УрФО остается незначительной — около 35%.
Ради справедливости стоит отметить, что крупные компании — ВСМПО (Верхняя Салда), концерн «Калина», Уралэлектромедь, СУАЛ-холдинг и ряд других — давно разобрались в ситуации и предпочитают работать с местными транспортными фирмами. Недавно и предприятие «Форест», закупающее голландскую теплицу (она будет расположена в районе дома отдыха «Самоцветы»), поставило иностранному партнеру условие, что перевозчик будет российский. При этом разница в ценах отечественных и зарубежных перевозчиков равна минимум 2 тыс. евро только с одной машины. Для транспортировки одного комплекта теплицы требуется 50 машин. Произведем нехитрое математическое действие, получим 100 тыс. евро. Такова экономия фирмы «Форест».
Подчеркиваю: местные транспортники не требуют для себя особых льготных условий. Мы конкурентоспособны и ратуем лишь за то, чтобы каждый предприниматель руководствовался не мнимыми удобствами или привычками, а интересами государства и той территории, на которой он ведет свой бизнес.
Подставь плечо соотечественнику
Сегодня это особенно актуально: западные логистические операторы выжидают подходящего момента для экспансии. Осознав это, правительство РФ создает условия для роста транспортного парка на международных линиях: в 2003 г. было принято постановление № 147, позволяющее отечественным перевозчикам закупать и беспошлинно ввозить в Россию новую технику при условии, что ее будут использовать только для международных перевозок. Конечно, мы активно пользуемся этой возможностью для увеличения подвижного состава. Требуется лишь поддержка российских товаропроизводителей. Будет работа — будут деньги, появятся условия для развития транспортных предприятий и логистической инфраструктуры региона и государства. В выигрыше останутся все.
Российским бизнесменам пора научиться друг друга поддерживать так же, как это делают зарубежные товаропроизводители. В противном случае отбиваться от натиска иностранцев, завоевывающих наш рынок, будет намного сложнее.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Сергей Акимов
директор компании «АсстрА-Урал»:
— Призыв пользоваться услугами только отечественных перевозчиков носит утопический характер. Рынок логистики — достаточно цивилизованный и интернациональный. Его регулирование — вопрос политики на государственном уровне.
С кем и почему работать — выбирает только заказчик на основании влияющих на его продукт факторов: стоимости, качества услуги, срочности перевозки, сложности логистической цепочки, условий поставки и др. Сегодняшний покупатель, особенно тот, кто работает на внешнеэкономических рынках, уделяет все больше внимания расширению своей клиентской базы. Как следствие, предприятия обращаются к крупным логистическим операторам, в том числе и западным, отдают логистику на аутсорсинг — в этом случае они могут оптимально разработать маршрут, использовать различные виды транспорта для грузов, оказать дополнительные услуги и помощь в разрешении проблем во время перевозок в других странах.
Цены же российских перевозчиков пока достаточно высоки. Именно поэтому на рынке есть место для представителей Казахстана, Польши, Беларуси и проч. Их сервис практически ничем не отличается.
Кроме того, возникает вопрос относительно «патриотизма»: какие автомашины у псевдороссийских перевозчиков? Как правило, это Volvo, MAN, Skania, DAF. Используя продукцию иностранных производителей, мы также наносим вред экономике России. Так возможно ли поднимать вопрос патриотизма в этой отрасли вообще?
МНЕНИЕ ЗА:
Сергей Шавзис
генеральный директор ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр»:
— Отечественного перевозчика следует поддерживать в любом случае. Это актуально как для автоперевозок, так и для перевозок в контейнерах, вагонах. Сегодня условия диктует, как правило, зарубежная сторона, навязывающая российскому производителю свои услуги. В итоге вся дельта по транспорту остается у иностранного покупателя. Некоторые западные фирмы только на этом и живут. Они могут приобретать у нас хоть сырье, все равно останутся в выигрыше.
Необходимо сформировать систему стимулирования работы отечественных экспортеров на более выгодных условиях продаж, когда транспортные услуги инициирует российская сторона. Импорт к нам сейчас идет до точки доставки, а мы почему-то стесняемся везти свой товар на тех же условиях.
Несомненно, это комплексная проблема, которая предусматривает такие меры, как уменьшение таможенных пошлин для отечественных экспортеров и импортеров при заключении контрактов на условиях, включающих перевозки в инициативу российской стороны, снижение НДС и прочих налогов, активизация работы банков с экспортерами. Задача государственных органов власти — создать благоприятные условия для отечественного экспортера, чтобы российские перевозчики работали не только здесь, в России, но и имели возможность играть на чужом поле.