Для тех, кто живет в этой стране, болеет за эту страну и пока никуда из нее не собирается, в «БЖ» открыта площадка, чтобы выпустить пар. Павел Усольцев.
Для тех, кто живет в этой стране, болеет за эту страну и пока никуда из нее не собирается, в «БЖ» открыта площадка, чтобы выпустить пар. Потому что, пока сверху не выключили свет и не сказали «конец», все еще можно изменить. Павел Усольцев – автор нескольких писем президенту по поводу вырытых во дворе его дома котлованов – специально для «БЖ» самостоятельно написал минорную колонку по поводу незавидной судьбы М.Х. и Е.Ч.
Рубрика особенная, так что местами излагаю в миноре. Надо полагать, значительная часть читателей так или иначе знакома с ситуацией «вокруг» Чичваркина и его бизнеса. Многие видели прошедшие с высоким рейтингом в Инете послание Евгения президенту РФ и его несколько интервью разным людям и телеканалам (понятно, на «Первом» такое не показывают, но можно считать, что информация вполне доступна). Наверное, многих цепляют эти материалы, да и сама персона Е.Ч. вполне подходит для того, чтобы стать олицетворением такого собирательного образа «богатыря», лидера, полезного для формирования общественного мнения. Короче, думаю, многим судьба его интересна. Что, собственно, с господином этим произошло?
Тут всем понятно – способного парня выкинули из страны из-за того, что он позволил себе квакать что-то недовольно, якшался с оппозицией и вообще постепенно становился публичной персоной. Считаю, он правильно сделал, что уехал. Многие из аудитории этого журнала сталкивались с фискалами или силовиками на неформальной, так сказать, стезе, и всем понятно, какие несмешные приключения могут быть устроены человечку на уровне генералитета ФСБ. В принципе то, что имена предполагаемых коррупционеров-врагов названы в обращениях Чичваркина, и то, что эти обращения кто-то видел, – это уже хорошо. Хорошо не потому, что мы узнали что-то о том, как на эту тему реагирует власть, какие завели расследования (я не слышал, что завели вообще), а потому, что все это повод задуматься и понять – вот так устроена власть в нашей стране, вот так она себя проявляет. Сделать вывод – а тебя устраивает все это?
Считаю, что мы не должны оголтело идеализировать образ этакого бизнесмена-борца-народника, как и в истории с М.Х. Вообще, идеализировать – это плохо, да и в прошлом у этих наших героев наверняка есть и то, что они сами стараются не вспоминать (мы и сами такие, чего уж там). Но эти люди, безусловно, обладают большей смелостью, чем миллионы предпринимателей, которые побоялись за свой бизнес, за свои семьи, которые шли на компромисс. Большей смелостью, чем мы. Считаю, это тухлый разговор, когда названных выше экс-предпринимателей называют то ли контрабандистами, то ли рейдерами, – дедушка Ленин вот зарплату вообще у немцев получал. Так что с того? Считаю, что и Чичваркин, и тем более Ходорковский* – они вполне могут претендовать на весомую политическую роль. Есть, правда, несколько «но»… Вот упомянутый М.Х. – кто-то сомневается, что он будет сидеть, пока ВВП рулит?
Кто-то сомневается, что Е.Ч. так и осядет в Лондоне, пока его не заткнут или не забудут? Кого-то из нас устраивает это? Думаю, будет больше ответов «нет» или «скорее нет», но эти смелые граждане своей страны, один из которых уже отмотал 6,5 лет, продолжат мотать срок и эмиграцию до какого там… страшно подумать… до 2020-го и далее. Есть, наверное, политологи, которые достаточно точно могут ответить на вопрос, когда и при каких обстоятельствах М.Х. выйдет, когда закроют дело против Е.Ч. Короче, есть тут о чем подумать и поговорить. У меня пока такое мнение, что все это упирается в такой принципиальный для страны вопрос про нефть. Пока есть нефть – есть деньги на ЖКХ, есть деньги на низкую производительность труда, в итоге – на покупку лояльности электората. Короче, пока есть нефть, ничего не поменяется. А знаешь, насколько велики запасы нефти этой у нас? Точно нет понимания по вопросу! Раньше, когда мы в школе учились, нам говорили, что нефти у нас лет на 20‑30. Эти сроки вроде бы прошли, но нефть пока не кончилась, встречал даже такое симпатичное мнение, что она не кончится никогда. Нефть – это наша карма. Пока она есть – в жизни страны и упомянутых героев принципиально ничего не поменяется: один будет сидеть, второй будет совершенствовать английский (ну или, отчаявшись, оба будут незаметно и лояльно молчать на подмосковных дачах – и то, если повезет договориться).
Жестковато получилось. Что я думаю об этом – в том плане, что какой смысл просто нудеть, что, дескать, все плохо? Все ведь живы пока! Солнце светит, вода – мокрая! Без сомнения, каждому, кто способен, нужно строить какую-то свою модель выхода «наверх» – в том смысле, чтобы занимать какие-то позиции и что-то решать. Реалии, вы знаете это, таковы, что сейчас мало возможностей для «лифта» – я очень уважаю тех людей, которые все равно что-то делают и постепенно вылезают куда-то наверх (не будем тут рассуждать, хорошо ли это – стать депутатом нижней палаты или записаться в «ЕР» с мыслью о «реформировании изнутри»).
Если нет пока других вариантов, нужно строить свою жизнь только в каких-то совсем частных областях – возможно, большего и не надо, но у меня есть опасения, что приближаются такие времена, когда оставаться в этой своей частной жизни или не дадут, или это будет нечестно. Нечестно в смысле каких-то новых возможностей или реальных угроз, нечестно в смысле будущего поколения. Вообще, мне очень близка такая шутка сейчас – я ее повторяю иногда: когда мы придем к власти, мы каждого спросим – с кем ты был, товарищ?