Решение об одноразовой пятитысячной выплате пенсионерам взбудоражила блогосферу. Разные предложения о том, как стоило поступить властям — в обзоре блогов на DK.RU.
Игорь Николаев, экономист: «О 15-кратном росте пенсий»
Нет, это категорически неправильно, когда в качестве безусловного достижения власти нам говорят о 15-кратном росте пенсий за последние 15 лет.
Нельзя, неправильно, невозможно сравнивать размеры пенсий тогда и сегодня в номинальном выражении. Инфляция была, понимаете ли, все последние годы. Инфляция! Причем даже официальный рост цен был за этот период 5-кратным.
Нет, никто не спорит, что в реальном выражении пенсии все равно выросли, но здесь для людей важнее другое: что сегодня происходит. А сегодня, именно в последнее время, реальные пенсии снижаются.
Что же касается выгоды для пенсионеров от разовой выплаты в 5000 рублей по сравнению с индексацией, то на этот счет хотелось бы заметить следующее. Если вам пенсию проиндексировали, то все следующие прибавки-индексации идут уже к этой увеличенной пенсии. А вот если с вами отделались разовой выплатой, пенсия-то останется прежней по своим размерам.
Поэтому разовая выплата выгодна властям, а не пенсионерам. А по-хорошему надо было сделать так: проиндексировать текущие пенсии на 8,56% (1,04*1,0856=1,129 — т.е. компенсировать 12,9%-ую инфляцию 2015 года). А также надо было сделать единовременную выплату в размере недополученной пенсии: в течение 7 месяцев пенсионеры недополучали по 8,56% от текущей пенсии, т.е. власти накопили долг в 59,9% от текущего размера месячной пенсии. Учитывая, что за первое полугодие 2016 года средняя пенсия составила 12359 рублей, разовая компенсация, покрывающая недоучтенную инфляцию за 7 месяцев, должна составить в среднем 7,4 тыс. рубля.
То есть, должна была быть и разовая выплата в размере не 5 тыс. рублей, а 7,4 тыс. рублей, и индексация пенсий с 1 сентября 2016 года на 8,56%.
Вот это было бы справедливо.
Владимир Милов*, политик: «Что происходит с пенсионной системой?»
После более чем полутора десятилетий реализации «плана Путина» пенсионная система России окончательно пошла вразнос. Индексацию заменяют одноразовой выплатой, сегодня пришли новости о продлении заморозки пенсионных накоплений на 2017 год (то есть четвертый год подряд отчисления с наших налогов на наши пенсионные счета, которые должны становиться нашей собственностью, государство у нас произвольно отнимает, безо всякой компенсации), Минфин и Центробанк вообще хотят отменить накопительную часть пенсии. Государство явно не понимает, что с пенсионной системой делать.
Я вкратце вот здесь объясняю про последние изменения — в частности, одноразовая пенсионная выплата 5 тысяч рублей в 2017 году (которая то ли будет, то ли нет — ее должна новая Госдума утвердить, которая пока еще не избрана) — это по сути отказ от повышения пенсионных обязательств государства, базового уровня пенсии. Он останется прежним, т.е. безнадежно отставшим от темпов инфляции, правительство больше не хочет брать на себя увеличение пенсий, и хочет отделаться от пенсионеров разовыми подачками, которые, в зависимости от текущих обстоятельств, могут быть, а могут и нет:
Между тем, есть простой выход из ситуации, о котором оппозиция уже много лет говорит: заставьте госкомпании платить нормальные рыночные дивиденды и отдайте их все в Пенсионный фонд. У государства куча крупной собственности, но доходы от нее в бюджет не идут в полном объеме. Давайте рассмотрим эту ситуацию на примере только трех крупнейших государственных нефтегазовых компаний — Газпрома, Роснефти и Транснефти.
Сколько должны платить дивидендов нефтегазодобывающие компании?
Вообще-то частные компании за 2015 год выплатили своим акционерам от 100 рублей (Лукойл) до 200 рублей (Башнефть) дивидендов на баррель добытого нефтяного эквивалента (нефть + газ). Роснефть и Газпром — всего порядка 60 рублей.
При этом государство еще и владеет этими компаниями черт-те как. Госпакет Роснефти вообще принадлежит некоей прослойке под называнием Роснефтегаз, где работают полторы секретарши и председателем совета директоров трудится Сечин. Роснефтегаз «зажимает» значительную часть дивидендов Роснефти и Газпрома и в бюджет не отдает. Ему же, кстати, принадлежит большой пакет акций в Газпроме, где государство формально владеет только 38% акций.
Давайте посмотрим, что получилось бы, если всего лишь:
Перевести все эти пакеты акций напрямую в руки государства, ликвидировать все эти посредники-Роснефтегазы, отдать их в Пенсионный фонд и перечислять дивиденды напрямую туда (в том числе у Газпрома отобрать Газпром-нефть и ее пакет напрямую отдать государству — пусть Газпром занимается газом, нечего ему делать в нефтяном бизнесе);
Заставить госкомпании платить нормальный уровень дивидендов, как в частном секторе — например, в цифрах 2015 года это 150 рублей на баррель добытого нефтяного эквивалента. Пусть издержки снижают, оптимизируют инвестпрограммы.
В таком случае Газпром и Роснефть заплатили бы государству за 2015 год примерно по 200 млрд рублей каждый (всего более 400 млрд). По факту на двоих заплатили в бюджет — всего 95 млрд.
Есть еще одна беда: трубопроводная монополия Транснефть. Транснефть вообще практически не платит дивидендов государству, несмотря на огромную прибыль. По итогам 2015 года ее операционная прибыль по МСФО составила 234 млрд рублей, чистая прибыль — 166 млрд («эффективные менеджеры» про..али значительную часть прибыли, получив убыток по курсовым разницам почти в 65 млрд рублей за 2015 год).
В этом году прибыль Транснефти значительно выросла: по итогам полугодия по МСФО — 134 млрд рублей. То есть Транснефть по хорошему должна платить в бюджет порядка 100 млрд рублей в год дивидендов (это будет около половины чистой прибыли по МСФО за этот год). Однако правительство ее всячески освобождает от такой непосильной ноши: за 2015 год Транснефть выплатит государству (владельцу 100% голосующих акций) всего… 11,5 млрд рублей (источник). На какие ухищрения только чиновники не идут, чтобы освободить Транснефть от выплат в бюджет: подправляют задним числом свои собственные решения о перечислении в бюджет справедливой доли прибыли по МСФО, чтобы Транснефть могла поменьше государству выплатить.
Итого
Итого если Газпром и Роснефть выплатят в бюджет примерно по 200 млрд рублей справедливых дивидендов, причитающихся на госпакет, а Транснефть — еще 100 млрд, то только от трех нефтегазовых компаний (это я вообще еще молчу про остальные госкомпании!!!) государство должно получить 500 млрд рублей дивидендов.
А получает чуть более 100 млрд (95 млрд от Роснефти и Газпрома и еще 11,5 млрд от Транснефти).
Вот эти дополнительные 400 млрд рублей в год — это примерно по 10 тысяч рублей в расчете на 40 млн пенсионеров. Сравните с одноразовой выплатой 5 тысяч рублей.
Вместо этого деньги остаются в распоряжении «эффективных менеджеров» госкомпаний.
А кто реально в России содержит пенсионную систему?
А содержат пенсионную систему работодатели — предприниматели, которые дают экономике основные рабочие места. Газпром платит только 2% из общей суммы собираемых в стране страховых взносов. И это понятно — в добывающих отраслях в России работает примерно 2% занятых. Примерно 40% занятых работает в торговле, обрабатывающей промышленности и строительстве, еще 17% — в образовании и медицине. (Общие данные по структуре занятости по отраслям можно найти здесь.)
Вот они и несут бремя содержания нашей пенсионной системы — мелкие и средние предприятия, работодатели, создающие стране рабочие места.
В то время как крупнейшие сырьевые госкомпании откровенно недоплачивают государству и их доля в содержании пенсионной системы мизерна. Такая «Норвегия наоборот».
Скажите, разве это справедливо?...
Андрей Нечаев, экономист: «Аморальная глупость»
Правительство в очередной раз приняло решение о замораживании пенсионных накоплений граждан. О компенсациях упущенной прибыли от отсутствия их инвестирования опять ни слова. Правительство откровенно занимается грабежом граждан, перекладывая на них бремя экономического кризиса, вызванного неадекватной вызовам времени экономической политикой.
Обирать даже будущих пенсионеров аморально. Но дело не только в этом. Фактически разрушая накопительную систему пенси…й власть обрекает на нищенские пенсии будущие поколения пенсионеров. Очевидно, что поскольку по прогнозам демографов к 2030 году мы будем иметь на 1 работающего 1 пенсионера, солидарная система пенсий (пенсии платятся из текущих взносов работающих) просто не будет в состоянии обеспечить достойный уровень пенсий. Весь мир решает эту проблему, используя систему пенсионных накоплений — обязательных и добровольных, но стимулируемых государством. Наше государство ее разрушает.
О том, что в нашей стране с учетом неразвитости страхования жизни и институтов коллективного инвестирования, пенсионные накопления являются (увы, теперь уже лишь были) единственным источником «длинных денег», т.е. долгосрочных инвестиционных ресурсов, я уже не говорю. Фактической ликвидацией накопительной пенсионной системы правительство наносит удар по инвестиционному процессу, без которого выход из кризиса и модернизация экономики невозможны.
Орфография и пунктуация авторов сохранены
* - выполняет функции иностранного агента