Меню

Передай другому: чего хочет бизнес от аутсорсеров

Иллюстрация: личный архив

Гонорар хорошего аутсорсера сопоставим с зарплатой сотрудника в штате. Почему компании предпочитают первых, и как аутсорсеры помогают бизнесу получить сотни миллионов рублей, рассказали эксперты.

Ирина Екимовских, директор АЦ «Основа Капитал»:

— Основная идея передачи функций на аутсорсинг — экономия и повышение эффективности. Причем далеко не всегда речь идет о денежной экономии. Зачастую услуги хорошего аутсорсера стоят столько же, сколько хорошего бухгалтера в штате. Но руководитель получает существенную экономию времени, покупая не рабочее время сотрудника, которого надо контролировать и организовывать, а результат, который сформулирован в договоре. Соответственно на рынке аутсорсинговых услуг востребовано все то, что выполняет функцию обслуживания основного бизнеса: ведение бухгалтерского и налогового учета, решение IT-задач, обеспечение безопасности, клининг, транспортная логистика и пр.

Как показывает опыт, предприниматели обращаются за услугами аутсорсинговых компаний в нескольких ситуациях. Во-первых, это интенсивный рост бизнеса. Например, рынок готов увеличить объем потребления продукта компании и предприниматель передает на сторону все вспомогательные процессы, чтобы сосредоточиться на главном — на росте продаж или на развитии производства. Во-вторых, отсутствие роста в бизнесе: предприниматель понимает, что он неэффективен, тратит много времени на решение мелких вопросов и это мешает росту бизнеса. Тогда он передает прочие функции на аутсорсинг и сосредотачивается на главном. В-третьих, распределение ответственности.

Груз ответственности — то, что отнимает немалую часть энергии и мыслей предпринимателя. Договором аутсорсинга можно ответственность переложить на стороннюю компанию, а самому сосредоточиться на главном.

Замечу: если в период становления рынка аутсорсинга важным фактором была цена, то сейчас потребителю в первую очередь интересно качество приобретаемой услуги. Он ставит задачу так: я хочу передать эти функции на аутсорсинг, пользоваться вашим опытом и знаниями, но при этом не хочу испытывать неудобства, связанные с передачей на аутсорсинг, давайте сделаем так, чтобы специалист был частью внутренней инфраструктуры моего бизнеса.

Ирина Фальковская, партнер компании Vinder law office:

— Передавать те или иные функции на аутсорсинг заказчиков стимулируют соображения экономии, высокие требования к качеству услуг либо потребность в редкой услуге. Анализируя текущую деятельность нашей компании, могу сказать, что сегодня востребовано и сопровождение, и работа по отдельным судебным процессам, и проектная деятельность. Полагаю, что в перспективе увеличится объем абонентского сопровождения и проектной работы.

Анна Дубровина, управляющая группой компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ»:

— Увы, к профессиональному аутсорсеру, как правило, бизнесмены обращаются в последнюю очередь, когда ситуация уже зашла в тупик и многие процессуальные и иные возможности упущены. В подобных случаях клиенты хотят, чтобы специалист совершил чудо. При этом финансовых ресурсов на качественного и по определению дорогого аутсорсера уже нет. Привлечение консультанта в профилактических целях на стадии формирования бизнес-идеи — мечта любого профессионала-аутсорсера — как правило, остается мечтой.

В кризисное время прибегать к услугам внештатных специалистов компании подталкивает комплекс внутренних и внешних факторов, таких как сокращение собственного штата юристов из-за необходимости снизить издержки, сложные или специфические вопросы, для решения которых нужен эксперт в конкретной области.

Как кризис повлиял на рынок аутсорсинга?

Анна Дубровина:

— Я вижу следующую тенденцию: некоторые собственники и топ-менеджеры юридических компаний, очевидно, устав от постоянного напряжения и экономических катаклизмов, диверсифицируют свою деятельность в неожиданных направлениях — своих хобби: начинают заниматься сыроварением, развитием экологического туризма и пр. Из рыночных рейтингов исчезло большинство компаний среднего уровня, ранее регулярно в них фигурировавших. Видимо, прекратили свое существование.

Ирина Екимовских:

— Кризис заставляет предпринимателей повышать эффективность бизнеса, поэтому в такие периоды происходит рост аутсорсинговых компаний. На рынке всегда есть слабые и сильные игроки, но в итоге выживают сильнейшие компании, которые могут обеспечить заказчикам лучшее качество.

Что ждет аутсорсинг в перспективе?

Ирина Екимовских:

— Рынок аутсорсинга в России находится на этапе становления. Использование аутсорсинговых услуг в нашей стране пока не так широко распространено, как во всем мире. Поэтому пока рынок будет развиваться и упорядочиваться. Потребитель научится предъявлять свои требования к поставщикам услуг, аутсорсеры же станут предлагать свою помощь не только малому, но и среднему бизнесу.

Например, проект «Основа Капитал» изначально был задуман как учетный центр для действующего бизнеса, которому компании могут передать на аутсорсинг учетные функции. Мы успешно работаем с бизнесом с выручкой более миллиарда рублей, предоставляя услуги по аутсорсингу финансовой службы в комплексе.

Приведу пример из практики: клиент — группа компаний с разрозненной структурой, состоящей из 27 юридических лиц, ведущая бизнес с высоким налоговым риском, с нерегламентированным функционалом работников бухгалтерской службы и финансовой службы, с отсутствием зон ответственности. Но самое главное — собственники бизнеса имели лишь интуитивное представление о том, сколько денег в него вложено, и каков размер полученной прибыли. В число наших задач входило: повышение безопасности бизнеса, налоговое структурирование группы, формирование финансовой структуры, выделение центров финансовой ответственности, постановка управленческой отчетности, формирование регламентов по финансовой и платежной дисциплине. В результате клиент, которому до того момента отказывали в кредитовании, получил банковских продуктов на более чем на 300 млн руб. И, что не менее важно, теперь бизнесом можно управлять через систему финансовых показателей, не руководствуясь одними ощущениями и предположениями. Вот за таким аутсорсингом будущее. Аутсорсинговая компания не должна заниматься только решением узкой задачи — сдавать налоговые декларации.

Необходимо комплексно смотреть на процесс, передаваемый на аутсорсинг, и понимать какие еще бизнес-задачи, функции завязаны на нем. Хороший аутсорсер понимает, как качественный учет может способствовать развитию бизнеса, и не ограничивает свою работу с клиентом одной функцией.

Анна Дубровина:

— Для меня самый лучший прогноз из области мечты — предприниматели начнут привлекать консультантов на стадии рождения бизнес-идеи, чтобы профессионалы сопровождали компанию на постоянной основе. Но это сценарий для нормально развивающейся экономики. До этого надо дожить. Я вижу тревожные тенденции для рынка: это грядущая адвокатская монополия для юристов. Это один из проектов Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, основная идея которого — законодательное закрепление правила о представлении интересов физических и юридических лиц в судах, органах и учреждениях только адвокатами — лицами, сдавшими квалификационный экзамен, принятыми в соответствующе адвокатское сообщество, внесшими вступительный взнос, оплачивающими регулярные членские взносы. Это повлечет за собой отстранение от профессиональной деятельности огромного количества частнопрактикующих юристов и прекращение деятельности многих юридических и консалтинговых фирм. Кроме того, грядет смена регулятора на рынке аудита — на ЦБ РФ, в результате чего он будет полностью монополизирован. Тысячи небольших аудиторских компаний прекратят свою деятельность в связи с несоответствием требований законодательства. Вероятное последствие для малого и среднего бизнеса — хаос в бухучете и отчетности.