эксперты Валерий Бубнов генеральный директор «Компании «Юнилэнд-Екатеринбург» Артур Длубак вице-президент по продажам «Юнилэнд» Роман Заболотнов генеральный директор сети «Монетка» Игорь Ковпак пре
эксперты
Валерий Бубнов
генеральный директор «Компании «Юнилэнд-Екатеринбург»
Артур Длубак
вице-президент по продажам «Юнилэнд»
Роман Заболотнов
генеральный директор сети «Монетка»
Игорь Ковпак
президент компании «Супермаркет «Кировский»
Александр Райсих
генеральный директор сети «Звездный»
Олег Хабибуллин
генеральный директор торговой сети «Купец»
В какие регионы идет «Кировский»
Какие проекты развивает «Купец»
Почему «Монетка» увеличивает сеть форсированными темпами
Станут ли «Мегамарты» федеральной сетью
Есть ли у «Звездного» планы на область
итейлеры называют 2005 г. переходным. Ранее Екатеринбург был практически закрыт для западных сетей, теперь же в городе работают мелкооптовый торговый центр «Метро кэш энд керри» (METRO) и магазин «Гроссмарт» (Rewe-Марта) в ТРЦ «Парк-Хаус». По мнению игроков, их появление не оказало заметного влияния на рынок с точки зрения оборотов, прибыли и конкуренции за покупателей, а только внесло лепту в повышение культуры шопинга. Первый звонок о приближающемся насыщении рынка прозвенит после открытия «Рамстора» и «Ашана». 2006-й будет для ритейлеров годом ожиданий. Пользуясь моментом, игроки устремились за пределы Екатеринбурга — город стал им тесен.
Супермаркет «Кировский» планирует открывать магазины за рубежом
Дальше других в региональной экспансии собирается зайти «Супермаркет «Кировский», объявивший о намерении строить магазины на Украине (прежде всего, в Днепропетровске). Подробностей президент «Кировского» Игорь Ковпак не сообщает, ограничиваясь заверениями, что переговоры с партнерами продолжаются.
О совместных планах торговой сети и компании «Марта» известно больше. Игорь Ковпак: «Мы ведем диалог с «Мартой», это правда. Есть намерение объединить усилия, создать ООО и общий бренд».
По некоторым данным, представители «Марты» предложили Игорю Ковпаку продать бизнес немецкому партнеру компании, оставив в собственности магазины. Вероятно, речь идет о немецкой группе компаний Rewe, с которой в июле 2004 г. «Марта» создала совместное предприятие. Известно, что Rewe, развивающая несколько направлений — супермаркеты и крупные потребительские магазины (Dilla, miniMAL, Toom), дисконтные магазины (Penny) и супермаркеты Cash & Carry (Fergo/Selgros), — проявляет интерес к Уральскому региону и могла бы втиснуть некоторые их своих форматов в существующие помещения. Часть игроков считает такой исход событий возможным. Роман Заболотнов, генеральный директор торговой сети «Монетка»: «Компании Rewe «Супермаркет «Кировский» интересен — эта торговая сеть покрывает достаточно большую территорию с платежеспособным спросом. Для немцев не составит труда ввести в «Кировский» формат дискаунтера или мини-маркета. С их технологиями и финансами можно сделать серьезный проект. Допускаю, что эта тема может оказаться привлекательной и для Игоря Ковпака». Другие полагают, что вероятность сделки невелика. Валерий Бубнов, генеральный директор «Компании «Юнилэнд-Екатеринбург»: «Я не верю, что Rewe захочет купить всю сеть «Кировский». Покупателей могут заинтересовать отдельные магазины с большим оборотом, но такой вариант невыгоден собственнику. И расставаться с бизнесом Игорь Ковпак, похоже, не собирается». Однако сам г-н Ковпак такой возможности не исключает: «Пока в мои планы входит дальнейшее развитие «Кировского» собственными силами, но зарекаться я не буду, потому что живу по принципу: «Никогда не говори «никогда».
В зависимости от площади (от 500 до 3 тыс. кв.м) «Кировский» делит свои магазины на три категории, делая ставку на торговые залы 1-2 тыс. кв.м. В начале декабря 2005 г. сеть включала 74 магазина в Екатеринбурге и областных городах. По собственным прогнозам сети, в 2005 г. оборот «Супермаркета «Кировский» составит $250 млн — на 64% больше, чем в 2004 г. Игорь Ковпак: «Эту цифру я считаю так. Беру выручку сети за любой непраздничный день, умножаю на 30 дней (короткий месяц) и на 12 месяцев в году. Если принять за точку отсчета 26 ноября 2005 г., когда оборот сети составил 21,37 млн руб., получим 7,693 млрд руб. или примерно $250 млн». Расширять сеть Игорь Ковпак намерен в основном за счет районных центров. За пределами Свердловской области он предполагает осваивать Пермь, Курган и Тюмень.
«Купец» занялся диверсификацией
Последние два года торговая сеть «Купец» планомерно наращивала количество торговых точек — в основном за счет покупки магазинов на вторичном рынке. За 2005 г. компания увеличила число магазинов с 32 до 42. Из десяти новых точек девять (шесть — в Екатеринбурге и три — в городах области) «Купец» приобрел у Екатеринбургского комбината — в них размещались магазины ЕМКА. Благодаря новым приобретениям, а также пуску второй очереди «Купца» на 8 Марта, товарооборот сети в 2005 г. увеличился на 65-70% (в 2004 г., по оценкам игроков, он составлял 140 млн руб.) В мае 2006 г. истекает срок договора на аренду восьми продовольственных магазинов сети «Атлант», которые «Купец» выделил в отдельный блок «Купец-эконом». По словам генерального директора сети Олега Хабибуллина, сокращение выручки компания будет компенсировать за счет дальнейшего расширения торговых площадей и увеличения оборота с квадратного метра.
«Купец» остается единственной торговой сетью, руководство которой официально не объявило о намерениях осваивать города Свердловской области или разворачивать экспансию в других регионах. Однако, по некоторым данным, компания проявляет интерес к коммерческой недвижимости в Тюмени и ближайших к Екатеринбургу районных центрах.
Наблюдатели полагают, что владельцы «Купца» удачно диверсифицируют бизнес, развивая сеть магазинов «Хозтовары», сеть заведений общественного питания «Пир» и салонов фотоуслуг.
«Монетка» намерена удвоить торговый оборот
«Монетка» начала экспансию за пределы Свердловской области в декабре 2004 г., когда в сети было 17 магазинов двух форматов — «мягкий дискаунтер» (торговая площадь от 400 кв. м) и «супер» (торговая площадь от 1500 кв. м). Совокупный оборот компании к концу года составлял около $95 млн. За 2005 г. число магазинов выросло до 41 (к концу года откроется еще три), а оборот увеличился вдвое. Среди новых магазинов — две «Монетки-супер» (одна — в Каменске-Уральском, другая — в Уфе), которые вносят основной вклад в увеличение продаж, остальные — дискаунтеры. В 2006 г. руководство «Монетки» планирует открыть еще 40-45 магазинов в Екатеринбурге, Тюмени, Уфе и Челябинске. Дальше география будет расширяться за счет Кургана и Перми. До конца 2006 г. еще одна «Монетка-супер» появится и в Екатеринбурге — она станет якорем в ТЦ «Мегаполис» (район Южного автовокзала).
Форсированный темп развития, которого сеть не знала со дня основания, генеральный директор сети Роман Заболотнов объясняет стремлением как можно быстрее выйти на качественно новый уровень: «В ближайшие два-три года ключевым моментом будет объем продаж, позволяющий договариваться с производителем об адекватных условиях поставки. Сетям второго эшелона, которые не сумеют набрать критическую массу, придется тяжело. Выиграют только те, кто сумеет внедрить автоматизацию «от и до», сделает суперлогистику, научится оптимизировать издержки и работать с товарами privat label . Сегодня около 70 наименований продукции privat label занимают в обороте «Монетки» 3%, в 2006 г. количество таких товаров планируют довести до 200-250 позиций (доля в обороте — 7-10%).
«Компания «Юнилэнд-Екатеринбург» сделает мелкооптовый «Мегамарт» розничным
Политика оптимизации продаж, заявленная руководством «Юнилэнд-Екатеринбург», подразумевает развитие новых форматов и настройку уже работающих. До 2005 г. компания делала ставку на мелкооптовые магазины кэш-энд-керри «Мегамарт», работающие в Екатеринбурге и Свердловской области. В ноябре 2005 г., с появлением первого магазина в Тюмени, «Мегамартов» стало пять: еще три — в Екатеринбурге и один — в Нижнем Тагиле. По словам Валерия Бубнова, к концу
2006 г. их число увеличится до десяти за счет Тюмени, Нижнего Тагила, Челябинска и одного из свердловских городов (Первоуральска или Каменска-Уральского).
С ростом новых объектов руководство компании пересмотрело и концепцию формата. В 2006 г. «Мегамарт», представляющий сегодня нечто среднее между кэш-энд-керри и розничным магазином, должен превратиться в супермаркет, который будет предлагать товар по ценам кэш-энд-керри. В каждом заведении появится собственное производство хлеба и мясных полуфабрикатов.
В первую очередь изменения коснутся строящихся магазинов. Окончательный переход к рознице подразумевает внедрение новых стандартов обслуживания покупателей. Параллельно с «Мегамартами» «Юнилэнд-Екатеринбург» намерен развивать в городах формат дискаунтера «Дикси». Как полагает руководство, это позволит получить некий синергетический эффект, поскольку «Дикси» и «Мегамарт», совпадающие по товарной матрице на 80%, рассчитаны на покупателей с разными кошельками. Следом за Челябинском магазины «Дикси» должны появиться в Екатеринбурге и Тюмени. Одна из масштабных задач, которую предстоит решить специалистам «Юнилэнд-Екатеринбург» в связи с расширением сети дискаунтеров, — выпуск продукции privat label. В классических дискаунтерах доля товаров под маркой торговой сети может доходить до 90%. По словам вице-президента по продажам «Юнилэнд» Артура Длубака, быстрому переходу на privat label мешает то обстоятельство, что российские производители продуктов питания пока не могут гарантировать стабильное качество, а рисковать добрым именем компания не собирается.
За 2005 г. оборот «Мегамартов» увеличился почти в два раза — с $49 млн до $75 млн, оборот «Дикси» — с $48 млн до $62 млн. Дальнейшие планы «Юнилэнд-Екатеринбург» не менее масштабны. К концу 2006 г. сеть «Дикси» в Челябинске и Челябинской области должна увеличиться вдвое — до 50 магазинов, а «Мегамарты» в перспективе превратятся в национальную сеть. Валерий Бубнов: «Мы намерены двигаться на восток: Омск, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск. Мы приняли принципиальное решение — все «Мегамарты» будут построены по новым проектам, позволяющим разместить внутри помещений современную торговую инфраструктуру».
Вне Екатеринбурга «Звездный» будет развивать единичные проекты
В 2004 г. торговая сеть «Звездный», открывавшая прежде по одному магазину в год, приобрела у компании «Олипс» два универсама — «Заречный» и «Белореченский» и достроила торговый центр на Донбасской, увеличив свои торговые площади в 2,5 раза, а оборот — вдвое. По мнению генерального директора «Звездного» Александра Райсиха, реальную отдачу эти приобретения стали давать в 2005 г. В начале года руководство компании объявило, что выход за пределы Екатеринбурга в краткосрочных планах не значится. Однако уже в августе «Звездный» открыл магазины в Березовском и Нижнем Тагиле, вступив при этом в конкуренцию с екатеринбургскими ритейлерами, которые появились в области раньше. Еще один объект компания — уже в Екатеринбурге — взяла в аренду. За 2005 г. число магазинов увеличилось с шести до девяти, а товарооборот вырос на 56-58% (в 2004 г. он составлял около $30 млн).
В Екатеринбурге «Звездный» развивает формат универсама с торговой площадью около 1 тыс. кв. м. Александр Райсих: «Мы занимаем нишу добротного супермаркета чуть выше среднего уровня. Наши покупатели избирательны. В городах области воспроизводить этот формат достаточно сложно, но, не попробовав на практике, бесполезно рассуждать о применимости или неприменимости наработанного опыта. Магазин в Березовском полностью оправдывает ожидания. Универсам в Нижнем Тагиле по ассортименту и клиентуре очень похож на «Звездный» в Екатеринбурге. Пока дела там идут неплохо». В 2006 г. «Звездный» собирается продолжить освоение крупных городов области, однако Александр Райсих подчеркивает, что это будут единичные проекты.
В Екатеринбурге планы «Звездного» связаны со строительством торгово-офисного центра в районе Северного автовокзала, где компания купит торговые площади и откроет магазин, сопоставимый по масштабу с «Купцом» на 8 Марта и «Монеткой» в ТРЦ «Екатерининский».
словарь
privat label — продукты, выпускаемые под брендом торговой сети