С каким настроением малый бизнес встретил 2018 г., как компаниям удается преодолевать трудности, чего они ждут от банкиров, предприниматели обсудили на круглом столе, организованном «ДК» и Сбербанком.
СПРАВКА DK.RU
По данным ФНС, на сегодняшний день на Среднем Урале зарегистрировано порядка 206 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, оборот которых в 2017 г. превысил 1 500 млрд руб.
Согласно статистике, количество таких организаций ежегодно растет. К примеру, в 2015 г. в регионе было зарегистрировано 189,6 тыс. малых и средних предприятий, в 2016 г. — уже 200 тыс.
Самые популярные направления деятельности — торговля и сфера услуг. Однако в глобальном мониторинге предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ отмечается, что в 2016 г. в России на каждых трех нарождающихся предпринимателей приходилось два респондента, закрывших бизнес.
Нужен воздух
Согласно исследованию GEM, самыми острыми проблемами российского бизнеса являются низкая доступность финансовых ресурсов для новых и растущих компаний, непредсказуемость государственной политики, постоянно меняющиеся правила игры, барьеры входа, бюрократия, «настороженное или даже негативное отношение к предпринимательству». В то же время наличие свободных рыночных ниш, неудовлетворенный спрос как на рынке B2B, так и на потребительском рынке открывают перспективы для создания новых компаний в России значительно в большем масштабе, чем в экономически развитых странах.
По мнению Ирины Екимовских, владелицы аудиторской группы «Капитал» и аутсорсингового центра «Основа Капитал», с каждым годом ситуация в стране для малого бизнеса становится сложнее:
У нас есть юристы и консультанты, и мы с этим разбираемся, но малому и среднему бизнесу, у которого нет такой инфраструктуры, это существенно осложняет жизнь. Если вы спрашиваете, что мешает бизнесу развиваться — сейчас мешает все.
Пока мы не можем сказать, каким был 2017 г., но на сайте Росстата есть отчет о состоянии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области за 2016 г., и, по данным официальной бухгалтерской отчетности, каждый четвертый ресторан или гостиница закончили год с убытком. Я считаю, что состояние у малого и среднего бизнеса сейчас очень сложное, и государству нужно подумать, как помочь ему выжить. В условиях, когда мы видим давление сразу с нескольких сторон, должно быть что-то, что дает воздух.
С Ириной Екимовских солидарен Леонид Гункевич, председатель Свердловского регионального отделения «Деловой России»:
В стране экономический спад, реальные доходы населения падают, но в 2018 г. все это совпало с другим глобальным явлением. Потребителей-миллениалов стало больше, чем нас — из поколения X. К чему это приводит? У них совершенно другие принципы потребления. Например, мой партнер всю жизнь строил базу по продаже детских товаров, прошел через сложности с кадастровой оценкой, с выплатой кредитов. Выстроил, наконец, бизнес. К нему приходит молодая семья в ожидании ребенка. Выбирают коляску, всю ее чуть ли не разобрали, продавца измучили, вышли из магазина и заказали такую же в интернете с доставкой на дом.
Денис Преображенский, коммерческий директор «Экспортной компании», отмечает, что бизнес в России существует в едином информационном и правовом поле и чтобы выжить, нужно лишь своевременно подстраиваться под новые условия. Его компания занимается продажей переработанного мрамора и 2017-й закончила с приростом в 200%:
Иван Зубарев, глава компании «Труба-Дело», говорит, что для его бизнеса 2017 г. также стал успешным — за счет работы над сервисом и расширения спектра услуг. И если из 2015-2016 гг. компания выходила с убытками, то 2017-й закончила с прибылью.
Наталья Винцеева, директор управления продаж малому бизнесу Уральского банка Сбербанка, рассказывает, что знакома с проблемами предпринимателей, и в этом направлении ведется серьезная работа:
Если говорить о цифрах, то 2017 г. мы начали с того, что только 11% новых клиентов открывали у нас расчетные счета, но уже во втором полугодии этот показатель удвоился. Бизнес увидел, что иметь расчетный счет в Сбербанке просто и удобно. Это связано с запуском пакета для начинающих предпринимателей «Легкий старт». Это пакет услуг для тех, кто делает первые шаги в бизнесе, и для предпринимателей, которые хотели бы провести тест-драйв сервисов Сбербанка. Мы впервые отменили комиссию за открытие счета и плату за его ведение. Самый важный момент для предпринимателя — поддержание и развитие своего дела, и в прошлом году мы в 2,5 раза увеличили объем выдачи кредитов для бизнеса. Запущено онлайн-кредитование малого бизнеса, что позволило сократить сроки подачи документов в банк для оформления кредита более чем в три раза.
Все, что касается 115-ФЗ, — злободневная тема. Безусловно, это важный нормативный документ, и наша обязанность его соблюдать. У нас есть служба поддержки, которая оказывает консультации, будут и другие изменения в этом направлении — мы стараемся помогать бизнесу выходить из трудных ситуаций. Мы не только пытаемся точечно помочь конкретным клиентам, а отлаживаем системные вещи. Наша задача — не возвести дополнительные заборы в этом направлении, а выстроить диалог с предпринимателями.
Хотелось бы отметить, что клиенты не всегда правильно понимают и принимают те ограничения, которые накладываются банком на период проведения проверки их деятельности. Клиенту приостанавливается действие дистанционного банковского обслуживания (данная мера предусмотрена договором на обслуживание), если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом сам счет не блокируется, ограничивается лишь дистанционный доступ клиента к нему. Все поступающие на счет клиента средства в соответствии с требованиями статьей 7 115-ФЗ зачисляются без приостановления, а вот расходные операции клиент может совершать на бумажном носителе с предоставлением в финансовое учреждение пакета подтверждающих проведение платежа документов (договоры, контракты, спецификации и т.д.), а банк может использовать предусмотренное законом право отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Проверочные мероприятия в отношении клиентов проводятся в рамках исполнения требований Федерального законодательства, а также инструкций (писем и методических рекомендаций) ЦБ РФ.
Время удивления
Изменения, которые происходят в работе Сбербанка с малым бизнесом, уральские предприниматели уже заметили. Представители челябинских компаний — Сергей Тартаковский из УК «Алое поле» и Николай Коновалов из клиники «Зубной стандарт» поделились своим положительным опытом общения с банком.
Директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Евгений Копелян считает, что причины не в особенности челябинского филиала, тем более что он, как и свердловский, находится под управлением Уральского банка Сбербанка:
С ним соглашается Олег Зимин, директор транспортной компании «Ликос»:
Не только деньги
Как отмечается в глобальном мониторинге GEM, несмотря на сдержанное, а чаще критическое отношение к государственной политике, эксперты положительно отмечают «попытки государства запустить программы поддержки предпринимательства». Увеличение количества и качества образовательных программ и развитие мотивации и заинтересованности в предпринимательской карьере у молодежи стимулируют создание благоприятной предпринимательской экосистемы.
Наталья Сивоволова, директор компании «Брендлента», и предприниматель Евгений Березюк рассказывают, что активно пользуются не только финансовыми, но и нефинансовыми инструментами поддержки СОФПП, участвуют в образовательных встречах Сбербанка.
«Мы хотим быть полезными для бизнеса. У Сбербанка есть программы, которые поддерживаются Правительством РФ. И если раньше они были больше ориентированы на средний и крупный бизнес, то весь прошлый год лимиты, которые выделяются на малый бизнес, росли. Кроме того, мы подсказываем бизнесменам, какие льготы они могут получить от государства в части финансирования, — говорит Наталья Винцеева. — Мы активно развиваем образовательные проекты. Дочерняя компания банка «Деловая среда» работает над построением крупнейшей платформы знаний и сервисов для предпринимателей. В ее создание инвестируют Сбербанк и Минэкономразвития.
Платформа работает по принципу маркетплейса, который объединит опыт профессиональных участников рынка образования (ВУЗы, частные компании, профессиональные сообщества), а также компаний, которые предоставляют услуги, помогающие развитию (финансовые продукты, телекоммуникация, HR, госуслуги). Все продукты и сервисы будут встроены в жизненный цикл бизнеса. К примеру, если предприниматель находится на этапе старта бизнеса, то ему будут предложены советы от действующих предпринимателей, а ФНС подскажет с выбором правовой формы регистрации. Сегодня много говорилось о необходимости быть быстрым и уметь встраиваться в меняющиеся условия. Нефинансовые программы Сбербанка — это один из способов экономить свое время».
Подготовила Анна Асташкина
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU