«Для Ferrari дизайнеры — это художники, по большому счету. Именно собственное представление о прекрасном и есть тот продукт, который от нас там требуется».
Данил Кузвесов, выпускник Уральской архитектурной академии, два года работает дизайнером Ferrari. В эксклюзивной колонке на DK.RU он рассказывает, как выстроена работа в компании, из чего складывается успех и в чем суть тотального перфекционизма.
Справка
Данил Кузвесов
Родился в Свердловске в 1980 г. В 2004 г. окончил факультет промышленного дизайна УралГАХА. В 2005 г. прошел курс в Domus Academy (Милан). С 2006 г. работал в студии Changed Design, проектировал спортивную экипировку для Dainese и других марок. С 2014 г. — дизайнер в Ferrari.
Горнолыжный шлем Dainese Air
— Я — солдат дизайна и предпочитаю оставаться им как можно дольше. Фактически это единственная возможность заниматься творчеством в профессии. Я не стремлюсь руководить: чем меньше ты дизайнер и чем больше руководитель, тем меньше у тебя пространства для творчества и больше рутины.
Стиль управления в дизайн-центре Ferrari очень демократичный, если речь идет о низших эшелонах, где идет «ферментирование» идей. Для многих моих коллег это первая работа, люди приходят сразу же после института, и компания пытается выявить их сильные стороны, чтобы потом, опираясь на них, выстраивать работу каждого. Начинающие дизайнеры находятся в постоянной миграции от проекта к проекту — только так можно найти то, что у них получается делать лучше всего.
Но следующий уровень управления резко сужается, практически до нескольких человек, которые следят за этим творческим процессом и принимают решения. То есть фильтр идей и критерии их оценки сконцентрированы на этом узком кругу руководителей компании.
В Ferrari есть единственный способ стать автором проекта — делать этот проект, других механизмов нет. То есть работать, засучив рукава, от начала до конца: рисовать эскизы, работать в 3D, вносить изменения в прототипы, копаться в образцах материалов и т.д. Я хочу как можно дольше находиться в хорошей дизайнерской «спортивной форме», участвовать в авторском коллективе — меня это мотивирует.
Это не просто. Мне сейчас уже 36 лет, а средний возраст в коллективе дизайнеров Ferrari — 27-28. Все талантливы, нас собирали по разным частям света — конкуренция очень высока. С возрастом же у тебя появляется все больше сформированных, «готовых» точек зрения на разные вещи. Приходится искать способы, чтобы их постоянно обнулять.
Концепт кресла Ferrari LaFerrari
С момента, как я пришел в Ferrari, в основном я работаю над интерьерами серийных автомобилей: сиденьями, приборными панелями и всем остальным, что вы можете увидеть в кабине. Сейчас участвую в проекте нового автомобиля, который выйдет через несколько лет.
Проект начинается с представления общих идей. Поскольку участников много (к примеру, над разработкой интерьера трудится человек 10), то оказывается, что у одних получается лучше одно, а у других — другое. Со временем ресурсы начинают распределяться по разным областям: кто-то начинает заниматься дверью, кто-то приборной панелью, кто-то сиденьем. Всего в центре стиля Ferrari работает около 70 человек.
Автомобили, в принципе, не сильно изменились в дизайне за последние несколько десятков лет. В частности, и внешний вид спортивных автомобилей эволюционирует плавно. С одной стороны, это обусловлено технологическими требованиями: чем выше важность аэродинамики, тем меньше мы можем менять архитектуру. С другой, все спортивные марки стараются сохранять традиционность и узнаваемость своих автомобилей. И потом, проект эксклюзивного спортивного автомобиля невероятно сложен. Сколько таких машин выпускается? Ferrari, например, имеет четыре серийные модели и обновляет их примерно раз в 10 лет.
Для чего нужен штат 70 дизайнеров? Для тотального перфекционизма. Надо очень много думать и перерабатывать материал, пробовать, показывать, обсуждать, снова пробовать. Для этого нужны время и ресурсы. Метод работы Ferrari — это поиск идеала, постоянное желание что-то улучшить, найти изъяны и изменить — это хорошая школа.
Продукт дизайна — это то, к чему нельзя прийти, просто проанализировав исходные данные. Это всегда внесение чего-то личного, твоего представления о прекрасном. Для Ferrari дизайнеры — это художники, по большому счету. Именно собственное представление о прекрасном и есть тот продукт, который от нас там требуется.
Словом, работа мечты у меня уже есть: я только начал, и как мечта она пока вполне актуальна. Но я слежу за тем, что происходит в Екатеринбурге и России, и был бы готов поучаствовать в каком-нибудь интересном проекте здесь.
Мне кажется, самое интересное в профессии дизайнера — это пытаться создавать то, чего не было до тебя. У меня лично в Италии есть несколько патентов, то есть мои дизайнерские разработки были зарегистрированы как изобретения. В частности, это очки новой модульной конструкции и складной автомобильный багажник для перевозки спортивной экипировки.
С моим партнером в октябре прошлого года в Амстердаме мы открыли собственное дело — организовали Elements Race, инновационное соревнование, которое пройдет на северном побережье Сардинии. Мы совместили парусную регату с ралли-рейдом. Я считаю, что это тот же самый дизайн: мы создали вид спорта, которого не было на рынке соревнований. И это дизайн в буквальном смысле: это тот же проектный подход, который основан на творчестве и на желании сделать что-то новое.
Очки для парусного спорта Italia Independent
Новые этапы в карьере складываются из разных пазлов. Где-то можно чему-то научиться, в чем-то убедить самого себя, где-то были и какие-то иллюзии. Из этих ингредиентов потом получаются новые шаги. Одного пазла никогда не достаточно: например, только таланта, только института или только каких-то фантазий.
Меня часто спрашивают, что я думаю о российском автопроме. Лично мне кажется, что очень крутой наш автомобиль — это классический УАЗик. Он не меняется уже кучу лет и превратился в такого динозавра. При этом его производят и производят. В Европе это бы имело успех: людям там нравятся вещи, которые родились сразу достаточно оригинальными и совершенствовались со временем. Всерьез и надолго — такая бизнес-модель в Европе актуальна, а в России это не особо ценится.
Вряд ли я знаю, что произойдет в будущем с автомобильной промышленностью в целом. Но, думаю, период романтизма вокруг автомобиля в развитых странах сходит на нет. Я имею в виду то, что факт обладания новой машиной — по большому счету, такой игрушкой из тонны железа и тонны пластмассы — для многих людей уже не так привлекателен. Появляются машины с автономным управлением, появляются «каршеринги», когда одним автомобилем пользуются несколько людей... Это более разумное использование ресурсов. Идея создавать все больше и больше машин, по-моему, утопична.