Петр Авен, председатель совета директоров банковской группы «Альфа-банк», человек разносторонний. В 1992 году он был министром внешних экономических связей, затем перешел в банковскую сферу.
В 2017 году Петр Авен занял 24 место среди богатейших бизнесменов России, по версии журнала Forbes. О деньгах Авен говорит скромно и считает, что отношение к материальным благам отличается у людей из бедных семей и у тех, кто был рожден с золотой ложкой во рту. DK.RU собрал интересные высказывания бизнесмена о деньгах, бизнесе и воспитании детей.
— В обществе распространяется огромная ложь о богатых как людях и о богатстве как социальном институте. Богатство является мотором развития («Собака»)
— Желание быть богатым во многом подогревается любопытством. Я его уже удовлетворил, мне это уже не интересно («Собака»).
— Единственное, что фундаментально изменило мою жизнь после получения денег, это возможность путешествовать, когда хочешь и куда хочешь. Я практически каждые выходные улетаю из Москвы — либо с женой и детьми, либо на охоту («Собака»).
— Я и мои коллеги заработали свои капиталы честным трудом и нам не за что просить прощения у народа («Русский пионер»).
— Откровенно говоря, тратить время на управление собственным имуществом очень не хочется. Поэтому обхожусь без лишних домов, самолетов и яхт («Собака»).
— Я очень доволен, что заработал деньги, когда мне было уже под сорок лет. Хуже, когда миллионы сваливаются на тебя в 25—30 лет, миллионы, легко заработанные, потому что в условиях роста заработать действительно легко: что бы ты ни купил, через год стоит в два раза больше. Ну вот гламур — это следствие именно этих легких, почти шальных денег. Легкие деньги разрушают личность («Собака»).
— Негативное отношение к богатству, бизнесу в России формировалось столетиями (бизнес-форум «Атланты»).
— Чем раньше вы упадете, тем раньше встанете и тем больше у вас получится. А еще люди, которые не боятся терять, больше зарабатывают (бизнес-форум «Атланты»).
— Я из поколения совсем бедного. Родился в коммунальной квартире на восемь семей, в которой отсутствовала горячая вода, а мама дровами топила печку. Потом, в 70-е годы, жизнь поменялась — папа стал профессором и так далее. Но изначально боязнь бедности была очень сильной (бизнес-форум «Атланты»).
— Среди богатых намного меньше самоубийц, например. Кончают с собой социально уязвимые люди (Interview Russia).
— Еще в детстве отец дал совет: надо думать, как заработать, а не как потратить. Поэтому я никогда не экономил. Всегда был уверен, что заработаю, найду способ (Interview Russia).
— Когда вы начинаете заниматься бизнесом, вы должны быть готовы к тому, что окружающие, если вы будете становиться богатым, будут считать, что вы украли (RNS).
— У нас отношение к западным инвесторам весьма благодушное, отношение к нам там фундаментально жестче. Многие до сих пор относятся к русским как к обезьянам, чтобы у вас не было иллюзий. И когда мы не позволяем к себе относиться как к туземцам с бусами, нашим партнерам зачастую это начинает не нравиться («Ведомости»).
— Я сторонник фундаментального сокращения числа банков. У нас на 200 банков приходится более 90% активов банковской системы. Так что этого количества вполне достаточно. Нравится это кому-то или не нравится, но размер, оказывается, имеет значение («Ведомости»).
— Я думаю, что не только в нашей ситуации, в любой стране крупный бизнес должен быть вне политики, лоялен к власти. Трудно себе представить любую большую корпорацию, которая будет выступать против правительства и будет к нему не лояльна. Это противоестественно (BFM).
— У меня нет ощущения, что молодые и сильные ребята не идут в бизнес. Но сегодня крен в сторону желания работать в госструктурах, к сожалению, действительно существует. Это отражает общую линию государства, в котором, безусловно, растет доля госсобственности (бизнес-форум «Атланты»).
— Я либеральный экономист и считаю, что мотором развития является только частный бизнес. Я не верю в возможности государства регулировать многое, и при фразе «промышленная политика» моя рука тянется к пистолету (бизнес-форум «Атланты»).
— Чтобы быть успешным в бизнесе, нужно иметь большой набор разных качеств и желаний. Необходимо хорошо понимать жизнь, и в этом смысле быть в какой-то степени хитрым. Безусловно, надо быть смелым — что необязательно, скажем, в науке. Быть честным, иногда добрым. Я бы только зависть исключил, потому что это очень разрушающее чувство (бизнес-форум «Атланты»).
— Девяностые остались в прошлом. Современные российские бизнесмены — не воришки и даже не агенты иностранной разведки. Это богатые люди, которые умеют не только зарабатывать, но и делиться (Interview Russia).
— Всегда есть кто-то, кто в конкретном деле сильнее тебя. Поэтому, чтобы добиваться успеха в конкурентной среде, надо отчетливо осознавать свои сравнительные преимущества. И работать («Ведомости»).
— Крики и визги всегда деструктивны («Русский пионер»).
— Когда не знаешь, как поступить — поступай жестче («Время»).
— Дискуссия предлагает хотя бы минимальное уважение к чужим взглядам. И к оппонентам («Русский пионер»).
— Один из советов моей еврейской бабушки: «Никогда никому не доверяй» («Лехаим»).
— Мне кажется, одно из важнейших условий личного успеха — трезвая самооценка («Лехаим»).
— С годами ты начинаешь значительно честнее относиться к себе и окружающим. А значит, временами и циничнее (бизнес-форум «Атланты»).
— Я человек счастливый и депрессиями никогда не страдал. Чувство счастья всегда вне материальных достижений (бизнес-форум «Атланты»).
— Стремление к успеху заложено в людях с разной интенсивностью. Это генетическое свойство. Так же как рост или уровень IQ. Есть физическая заряженность на успех. Я точно был на него сильно заряжен (Interview Russia).
— Как у любого человека, у меня есть тяга к бессмертию (Tatler).
— Единственное, что можно сделать, — привить детям правильные ценности. Главное, чему жена научила их (двух детей, прим.ред.), сына в первую очередь, — удовольствие надо получать от своих достижений, а не от чего-то еще. Не от того, что на пляже сидишь с девушкой, а от того, что добился, преодолел себя (Tatler).
— Я детям всегда объяснял, что обычная жизнь богатых московских подростков — не то, к чему надо стремиться (Tatler).
— Мои дети в Альфа-Банке работать точно не будут. Хочется, чтобы они жили своей жизнью. Зачем внушать ребенку, что он должен будет командовать заводом или банком, когда он хочет быть, например, модным фотографом или в футбол играть? По моему мнению, идея семейного бизнеса — дело порочное. Как и оставлять ребенку большие деньги — это тоже ломает судьбу (бизнес-форум «Атланты»).