Писать письма сотрудникам стало модно. В последнее время в эпистолярном жанре отличились Илон Маск и Олег Тиньков*. Разные письма, разный посыл – разный эффект. Что и как писать подчиненным?
Нью-йоркский журнал для предпринимателей Inc проанализировал письмо Илона Маска подчиненным, чтобы раскрыть тайны успеха главы компании Tesla. Эта корпорация держится на «честном слове» ее лидера, так что другим руководителям точно есть чему у него поучиться. Вот что пишет автор статьи:
«Вы расстроены так как узнали, что кто-то из ваших сотрудников сделал то, что вы им не велели делать. Как поступить в такой ситуации?
Уволить всех? Но в случае, если они хорошие сотрудники, это будет стоить вам много денег, а также приведет к замедлению продаж и вероятно вызовет резкое падение морального духа в вашем коллективе. Но что-то должно быть сделано…
Мое предложение
Делайте то, что и генеральный директор Tesla Motors Илон Маск. Отправьте им письмо».
Маск так поступил, когда узнал, что некоторые из его сотрудников нарушали его строгую политику продаж — «никаких переговоров, никаких скидок». Что же написал бизнесмен?
«Для начала хочу поздравить вас с отличным завершением квартала! Похоже, что это лучший квартал за всю историю нашей компании благодаря в том числе и вашим усилиям.
Тем не менее, очень важно чтобы все соблюдали нашу политику продаж «никаких переговоров, никаких скидок», которой мы придерживаемся с момента первых заказов 10 лет назад. Это имеет основополагающее значение для нашей целостности, и мы следовали этим принципам даже в самый пик кризиса 2008/2009.
Это нормально делать скидки на выставочные модели, машины которые были использованы в тест-драйвах или были повреждены во время доставки. Все что мы можем делать, это определять точную цену на наше транспортное средство. Поэтому никогда (и я имею в виду реально никогда!) новая машина с завода в идеальном состоянии не может продаваться по скидке. По этой причине я всегда полностью оплачиваю стоимость автомобиля и это также касается моей семьи, друзей и знаменитостей, не глядя на то, как они знамениты или влиятельны.
Это легко понять – если вы не можете объяснить клиенту, который заплатил полную стоимость, почему другой купил по скидке без затруднений, значит вы поступаете неправильно. В любом случае, мы либо выиграем справедливым и честным путем, либо упадем лицом в грязь и примем последствия.
Также я попросил наш финансовый отдел убедиться в том, что мы считаем автомобиль проданным в квартал, если он был доставлен нами. Пометка «доставлено клиентом» является неприемлемой. Финансовый отдел также будет докладывать мне про каждый случай, когда машина была продана по цене ниже заявленной вместе с объяснениями от отдела продаж, которые я буду пересматривать лично. Таких случаев немного по всему миру, но этот показатель должен быть равен 0.
Прошу прощения за столь жесткое письмо, так как я всем очень благодарен за тяжелую работу и меня не волнует ничего больше, чем наше единство как компании. Покупатели должны знать с полной уверенностью, что могут доверять Tesla всегда.
С благодарностью, Илон».
Профессионал так анализирует послание:
Он начал с признания плодотворной работы своих сотрудников. Хороший лидер признает достижения, поддерживает боевой дух компании и смягчает критику комплиментами.
Дальше он объясняет ситуацию на простом языке и конкретных примерах. Заметьте, он повторяет и подчеркивает слово «никогда». Он также не написал длинную речь про каждую мелкую проблему, с которой компания сталкивается. Он сфокусировался на одной проблеме и даль четко это понять. Его основной посыл не был затерян в длинном списке жалоб и проблем.
Дальше он начал описывать новые бизнес-процессы, которые, как он надеется, помогут решить проблему. Это показывает, что Маск также берет ответственность на себя, и как лидер он также будет вводить изменения и постарается улучшить то, как делаются дела в компании. То есть он не зацикливается на проблемах – он предлагает решения. Замечательно.
Заметьте, он не использует прямые угрозы. Он написал, что будет лично просматривать отчеты о продажах машин не по их заявленной стоимости. Илон Маск подытожил свое письмо, напомнив, как он благодарен за вклад своих сотрудников в общее дело и апеллировал к их моральным ценностям и единству компании Tesla. Лидерство в чистом виде.
Вдумчивая, ясная, выразительная коммуникация в итоге приводит к позитивному имиджу и формированию культуры компании. Потрясающие вещи происходят, когда хорошее руководство выстраивает хороший диалог.
Напомним, несколько недель назад письмо сотрудникам написал Олег Тиньков*. Это послание наделало много шума: банкир потребовал от сотрудников есть только один раз в течение дня и тратить меньше времени на кофе и перекуры.
«Коллеги, я вижу, вы расслабились?!
Напоминаю, что прием пищи (ака обед) у нас предусмотрен один раз и составляет один час.
Здоровые люди не кушают 2/3/4 раза в день. Даже если это в сумме составляет один час, в чем я очень сомневаюсь. Если вы больны — здесь не пансионат, у нас много работы и задач на годы вперед! Надеюсь, что отныне в столовых буду видеть вас только между 12 и 16 часами.
Также требую от вас потреблять меньше кофе и сигарет, помимо того, что вы воруете мое время у меня и акционеров, вы убиваете свое здоровье. Сэкономленное время предлагаю проводить в Tinkoff Sport (собственный фитнес-центр банка – DK.RU) и других спортивных клубах.
Просьба к руководителям на местах обеспечить контроль. Это у меня на особом контроле в этом году.
— Олег Тиньков*»
Сообщение было разослано 19 января 2017 года, оно вызвало весьма неоднозначную реакцию у специалистов - рекрутеров, психологов, бизнес-тренеров. Через несколько дней письмо от руководства получили сотрудники «Рокетбанка». В нем, напротив, людей призвали не только обедать, но и завтракать в корпоративной столовой, ходить на перекуры компаниями и давать себе отдыхать на работе.
* - выполняет функции иностранного агента