DK.RU побывал на заводе Coca-Cola в Екатеринбурге и выяснил, как и из чего делают колу, откуда берутся мифы о ней и зачем сотрудников заставляют изучать вкус пластика и железа.
Россия-матушка преподносит маркетологам иностранных брендов разные сюрпризы. Например, серьезную конкуренцию «Кока-Коле», «Фанте», Pepsi и другим, как выяснилось, составляет напиток «вода плюс варенье». Исследований я не видела, но слышала от авторитетного человека, да и в целом похоже на правду.
Но трансатлантические гиганты, конечно, пасовать не привыкли: в их рукавах полно козырей — от рекламных («Это твоя Coca-Cola, Вася») до промышленных технологий. DK.RU побывал на заводе Coca-Cola HBC Россия в Екатеринбурге и выяснил, как и кто производит знаменитый напиток, почему кола в разных странах может отличаться и правда ли, что она выводит ржавчину.
Завод Coca-Сola в Екатеринбурге находится на Сортировке. Всего по стране 11 таких производств. Сразу стоит оговориться, что принадлежат они компании с греческими корнями — фирме Hellenic, которая выступает в качестве боттлера (упрощенно говоря, подрядчика по розливу напитков). Hellenic является боттлером The Coca Cola Company в 28 странах, всего же у компании 250 таких партнеров (каждый из них имеет свою сеть производств).
В нашем городе помимо колы на заводе разливают такие напитки, как Sprite, Fanta, BonАqua, а также «Фруктайм» (в общей сложности 48 видов продукции). «Фруктайм», к слову, был запущен для того, чтобы составить конкуренцию местным производителям в низком ценовом сегменте. Произошло это практически сразу после открытия промплощадки в Екатеринбурге (а открыта она была в 1998 г.).
На въезде нас встречает плакат, на котором изображены улыбающиеся сотрудники завода, а подпись поясняет: производство в Екатеринбурге дважды, в 2014 и 2015 годах, было признано лучшим по качеству среди 280 заводов Coca-Сola в Европе и Азии. На КПП проверяют, не везем ли мы чего лишнего в багажнике.
На территории промплощадки аккуратно стоят ряды холодильников в нарядном кока-коловском стиле: их приготовили на списание. Сотрудники pr-службы рассказывают нам, что такое оборудование компания предоставляет своим контрагентам в аренду и, несмотря на то что срок его службы — 10 лет, замена производится по истечении половины этого времени.
Прежде чем попасть на производство, мы идем в местный «музей»: небольшой уютный конференц-зал, где расположены витрины с разного вида бутылками. Здесь нам объясняют, что привычная бутылка Coca-Cola называется контурной (в прошлом году отмечался ее столетний юбилей, а самой марке исполнилось 130 лет). Контурную бутылку делали такой, чтобы ее можно было отличить от других наощупь (пусть даже и по осколкам).
Здесь же хранится факел, который был украшением эстафеты, посвященной Олимпийским играм в Сочи – 2014.
Одна стена «музея» вместе с входной дверью превращена художниками во фрагмент из прошлого: тут мы видим аптеку в Атланте (США), ставшую первой точкой продажи Coca-Cola: напиток был изобретен американским фармацевтом Джоном Пембертоном и зарегистрирован им как лекарство от головной боли. В те времена листья коки, которые вошли в состав этого лекарства как один из основных компонентов, были легальны и заменяли во многих фармацевтических рецептурах спирт. Однако этот компонент исчез из состава напитка довольно скоро и остался лишь в названии. Любопытно, что первый год «Кока-Кола» была убыточной (Пембертон вложил $75, а получил лишь $50). Теперь же это один из самых дорогих мировых брендов, и его стоимость оценивается почти в $60 млрд. Но потомки Пембертона к этому не имеют уже никакого отношения.
На выходе из «музея» к нам присоединяется начальник производства Сергей Солодов, который, облачившись в халат и шапочку (и облачив нас), приглашает отправиться на изучение «внутрянки» завода.
На заводе разливают до 48 тыс. бутылок в час
Он рассказывает, что производство состоит из двух линий: в совокупности они разливают 48 тыс. бутылок в час. Помимо этого, здесь производят упаковку, подготавливают воду, проводят исследования. У завода также есть собственные очистные сооружения, куда поступает техническая вода после промывки оборудования. Практически все автоматизировано, поэтому на достаточно большом производстве работают всего 85 человек.
До 40 тонн сахара может уходить на заводе в одну смену
Современная Coca-Cola на базе боттлеров готовится из нескольких компонентов: сахарного сиропа (в смену на его приготовление уходит до 40 тонн сахара), воды и сиропа основного. На завод он поступает уже готовым, в белых контейнерах. В Екатеринбург его везут из Франции, всего же в мире основу напитка делают только пять заводов (два из которых находятся в Штатах), и, что ничуть не удивляет, рецепт держится в строжайшей тайне за 777 печатями.
Начальник производства Сергей Солодов рассказывает, что практически все процессы автоматизированы, поэтому на всем заводе работает всего 85 человек
В купажном танке сахарный сироп смешивают с основным.
Но на 95% «российская» кола состоит из локальных компонентов (хотя первое время их доля составляла только 5%). Воду, к примеру, берут прямо из городского водопровода. Однако на заводе она проходит девять ступеней очистки, в числе которых и ультрафиолет, и уголь.
Сахар и вода, кстати, и есть те самые составляющие, из-за которых кола может отличаться в разных странах. Кроме того, на вкус может влиять еще один фактор. На заводе напиток разливают не только в бутылки, но и в пакеты (у нас — по 10 и 20 л). Эти пакеты затем идут в рестораны и кафе, где из 10 литров, по технологии, должно получиться 640. Но у некоторых, видимо, получается и больше: именно поэтому иногда в заведениях, где наливают колу по стаканам, вкус ее кажется не таким насыщенным, как если пить из бутылки, купленной в магазине.
В таких упаковках концентриованный сироп поступает в кафе и рестораны. Из 10 литров там сделают 640 л газированного напитка.
На заводе же все стандарты чутко контролируются. Здесь работает собственная лаборатория, которая отслеживает и физико-химические показатели (такие как «укупорка», насыщение CO2, количество сахара), и органолептические. Раз в час пробу берет химик, а раз в четыре часа тест проводят трое дегустаторов. Любопытно, что раз в квартал они проходят обучение, на котором обновляют вкусовые ощущения. Так, с помощью особых составов для них готовят «специализированные панели» со вкусом пластика, железа, жженого сахара, чтобы затем при дегустации специалисты могли уловить какие-то отклонения.
Лабораторный анализ на количество сахара
Четыре дня готовая продукция стоит, а лаборанты за ней наблюдают. После этого партия уходит к продавцам, но в лаборатории за поведением напитков наблюдают еще несколько дней
Кого же, как не сотрудников этой лаборатории, можно спросить насчет волшебных свойств колы, которые ей приписывают? Поговаривают в народе, что напиток этот растворяет ржавчину, чистит накипь и налет на сантехнике. Оказывается, есть в этом и доля правды: любая жидкость, содержащая кислоты, способна удалить ржавчину (растворенная таблетка аскорбинки явит те же чудеса), а кола — напиток слабокислый. Что же касается в принципе всех тех мифов, которыми обрастает этот напиток, то технологи с грустью констатируют: причина их в том, что молодежь перестала учить химию.
«Нас еще часто спрашивают, — продолжают они чуть ли не хором, — даем ли мы колу своим собственным детям. Мы отвечаем, что даем, ведь знаем, как она делается».
Они уверяют, что здоровому человеку можно каждый день выпивать по поллитра «Кока-Колы» без всякого вреда. Но, замечу на полях, я не проверяла.
Как уже было сказано, бутылки для напитков изготавливают здесь же, на заводе. В Екатеринбурге это только ПЭТ-упаковка, а линия для премиум-тары из стекла в России есть только в Москве. Пластиковые бутылки делают из заготовок, которые похожи на лабораторные пробирки: их нагревают и выдувают в специальных металлических формах.
Водопад из крышечек. Но движутся они не вниз, а вверх
Примерно 30-50 из 300 тысяч бутылок отбраковываются. Также отбраковываются и бутылки, в которые автомат не долил напиток, — в таком случае вся эта кола уходит в слив.
Отметим, что в Екатеринбурге также работает и завод ближайшего конкурента Coca-Cola — компании Pepsi. Интересно, что оба производства были открыты в один год.
Фото: Игорь Черепанов, DK.RU