Меню

«Пить валерьяночку почаще». Как выжить при ведении бизнеса с братом — Алексей Никонов

Алексей Никонов. Иллюстрация: Личный архив

«У нас с братом постоянно происходят стычки. Мы оба взрывные, у нас обоих амбиции. Мне надо прогнуть себя, прогнуть брата. У него — то же самое». Колонка сооснователя OneTwoRent — о семейном бизнесе.

Алексей Никонов, сооснователь портала аренды OneTwoRent:

— Мой брат Сергей старше меня на полчаса, мы близнецы. Поэтому когда у меня появилось желание создать бизнес, то особого вопроса, с кем это делать, не стояло: только с братом. А с кем еще? Куда я, туда и он. Правда, было время, когда Сергей уехал в Европу, жил там и работал, тоже строил бизнес. Я же занимался предпринимательством здесь. Но после пары лет в таком режиме мы встретились, обсудили свои результаты: у меня дела вроде идут, но большого интереса к работе нет. У него тоже вроде бы все хорошо, но с языком проблемы. В общем, я предложил ему вернуться, и он приехал обратно. 

Правда, мы решили заняться уже не традиционным бизнесом, как прежде, а найти новую нишу — тот бизнес, который будет нам интересен, и с чем можно выйти на рынок Европы, Китая, создать международный продукт. Мы понимали: прошло время, когда в России в традиционных сферах бизнеса были сверхприбыли, сейчас не начало 2000-х гг., когда маржинальность бывала 20%, 30%, даже 50%. В Европе ведь всегда она на уровне 3-5-7%, и к нам сейчас это приходит. Что с этим делать — уменьшать расходы, вкладываться в маркетинг, обучать персонал работать грамотно и жить на эти немногочисленные прибыльные проценты. В итоге мы решили заняться шерингом, создать портал, где можно было бы арендовать все, что угодно — несмотря на то, что оба не были профессионалами в этой сфере. 

Не скрою: совместный бизнес очень сильно отражается на родственных отношениях. У нас с братом постоянно происходят какие-то стычки. Мы оба взрывные, заводимся с полоборота, у нас обоих амбиции. Мне надо прогнуть себя, прогнуть брата. У него — то же самое. Да, многие говорят, что нужно уметь подстраиваться под партнера. Ну, кто это может — научите. Я не умею и, скорее всего, едва ли когда-нибудь смогу. 

Я считаю, невозможно строить бизнес и не переходить в конце рабочих споров на личности. У нас постоянно начинается: «Да ты!», «Да я!». И не думаю, что мы когда-нибудь будем меньше пить друг у друга кровь.  

Но мы сделали все, чтобы минимизировать споры и стычки. Так, когда организовали компанию, приняли решение: мы работаем на результат. Любое его или мое предложение о развитии бизнеса — это всего лишь гипотеза, которая требует тщательной проверки и доказательств. Так что если я не докажу свою идею в цифрах, она не пройдет. Только так. Кроме того, у нас есть должностные инструкции, зоны ответственности. В конце недели мы сверяем часы: смотрим результаты, которых удалось добиться. И если брат, например, начинает перечислять, что он сделал за это время, я обрываю: «А результат?». Заработал, условно, тысячу рублей — вот это результат, приняли программистов, которые прошли испытательный срок — результат, сделали схему международных платежей — результат. А не сколько переговоров ты провел. При этом мы не согласовываем друг с другом, какие инструменты применяем для достижения целей — в рамках определенных бюджетов, конечно же.   

Помимо работы мы с братом встречаемся только на нужных домашних праздниках — например, дне рождения его жены. Надо идти. Выходные дни мы проводим порознь, у нас совершенно разные увлечения. 

Один раз в жизни мы вместе съездили в отпуск — это был первый и последний раз. Больше — никогда! Это грустно, конечно, но если мы будем проводить вместе еще и нерабочее время, точно свихнемся. Я считаю, что если у человека есть выбор — вести ли бизнес с братом, или нет — лучше отказаться. 

Потому что в случае серьезного конфликта разделить компанию будет практически невозможно. Партнеры-не родственники всегда могут разойтись, у них есть контракты. Ну, не пошло — поделили бизнес, начали работать отдельно. А с братом как? На вас смотрят другие члены семьи, разные поколения, вас всех связывают отношения совершенно другого уровня. И вы все равно будете пересекаться на каких-то семейных мероприятиях и пытаться задеть друг друга.  

Единственный плюс в таком бизнесе — это доверие. Я доверяю брату на 100%, как и он мне. Я знаю, что он меня выслушает и поймет, даже если мы поругались. 

И я никогда не перейду черту, когда можно что-то у Сергея отжать, либо неправильно поделить. 

Главное — во время размолвки вовремя понять, что пора прекратить ругаться. Посидеть успокоиться, потом вместе кофе попить. И чтобы кабинеты были в разных концах офиса — максимально далеко друг от друга. Плюс пить валерьяночку почаще. Или практиковать медитацию.

В следующие три десятилетия мы с братом точно будем делать бизнес вместе. Потому что сейчас шеринг в России только развивается, и, по нашему прогнозу, в ближайшие 30 лет в этой сфере будет только рост. А вот продолжат ли наше дело дети, чтобы семейный бизнес таковым и оставался, пока сложно сказать. Может быть, проще будет поставить профессионального управленца. Посмотрим.

Текст написан на основе выступлений в рамках проекта Business Episode, организатор — «Деловая Россия». Автор текста: Екатерина Стихина