Меню

ПК по осени считают

В преддверии миллениума самой популярной темой в IT-индустрии была «проблема 2000». Компьютерные журналы живописали картины всемирного коллапса, который неизбежно должен был случиться из-за сбоев в

Фраза из конспекта первокурсника, изучающего деловое администрирование: каким бы ни был бизнес, им нельзя управлять без информации. Парадоксально, но наименее упорядоченными подразделениями подавляющего большинства предприятий сейчас становятся отделы, отвечающие как раз за информационные технологии. Причин много, но самая простая, лежащая на поверхности, часто оказывается и самой важной: системные администраторы досконально не знают, какое программное обеспечение и аппаратные ресурсы используются в компании. А раз нет информации, невозможно в принципе принять правильное решение, как развивать IT на предприятии. «Список Шиндлера»: Мillenium edition

В преддверии миллениума самой популярной темой в IT-индустрии была «проблема 2000». Компьютерные журналы живописали картины всемирного коллапса, который неизбежно должен был случиться из-за сбоев в компьютерных сетях. Тогда наблюдался по-настоящему массовый всплеск интереса к системам инвентаризации программных и аппаратных ресурсов. В связи с грядущей «проблемой 2000» многие предприятия заменяли устаревшие софт и железо, на новые, которым миллениум не был страшен. А чтобы понять, что именно нужно заменить —  необходим точный реестр ПК с описанием их конфигурации и список установленных программ. Естественно, небольшие компании, где число компьютеров исчислялось десятками, справились с инвентаризацией информационных систем легко: системные администраторы просто проверили каждую машину и вручную обновили записи в своих базах данных, либо составили, если их не было. А что было делать компаниям и холдингам, которые использовали сотни или тысячи ПК? Инвентаризация вручную заняла бы месяцы, если не годы. Крупные компании применяли специальные программы, которые в автоматическом режиме сканировали каждый компьютер, подключенный к сети, и составляли реестры установленных программ, параллельно описывая и конфигурацию машины. Подобная программа (или набор программ), обладающая такими возможностями, и есть система инвентаризации ПО. В реальности инвентаризационный софт, как правило, оснащен дополнительными функциями: ведет учет лицензий ПО, выводит массивы полученной информации во внешние базы данных и хранит сведения о том, где, когда, у какого поставщика и по какой цене были приобретены те или иные программы или устройства. Разумеется, писать такое ПО начали задолго до шумихи вокруг Y2K: потребность в них возникла с появлением компьютерных сетей.

В России самые крупные предприятия холдингового типа, парк ПК которых насчитывает по несколько тысяч машин, используют инвентаризационное ПО уже не первый год. Их затраты на приобретение и внедрение необходимого софта могут составлять десятки и даже сотни тысяч долларов. Так, ОАО «Связьинвест» потратило на решение «проблемы 2000» 537 млн руб. Одной из ключевых статей — комплексная инвентаризация оборудования и ПО, критичного к наступлению 2000 года.

 

Информация к размышлению

Мир благополучно пережил рубеж тысячелетий, однако потребность в инвентаризационном ПО не исчезла. Наоборот, продажи его растут год от года, хотя емкость этого рынка не стоит переоценивать — нужна-то ведь всего одна программа на большое предприятие, а их число конечно. Тем не менее Джонатан Эйнджел, старший редактор Network Magazine, предсказал безоблачное будущее тем, кто продает решения для управления IT-активами предприятий: Как и производители аспирина, они будут столь же необходимы в третьем тысячелетии, как и в конце второго. Речь идет о том, что доля IT-активов в общей структуре собственности компаний постоянно возрастает, и цена решений, связанных с ними, становится все выше. Директор департамента внедрения и сопровождения систем и средств автоматизации компании CIFT Иван Израйлев: Всем знакома такая сценка — трясущийся сисадмин или начальник IT-отдела стучится к директору и говорит, что необходимо приобрести что-то из программ или «железа», иначе работать дальше нельзя. А директор спрашивает — а что у вас сейчас есть, на чем работаете? Может быть, стоит лучше использовать уже имеющиеся ресурсы? Чем больше масштабы предприятия, тем больше вероятность, что вопросы директора повергнут IT-специалиста в тягостное молчание. Директор не просто тратит деньги на IT, он хочет управлять информационными активами, их стоимостью. А какое может быть управление, если не до конца ясно, чем и как управлять?

До сих пор многие руководители видят видят во вложениях в аппаратные и программные средства только затраты, но не инвестиции, которые при грамотном подходе могут обернутся сверхприбылью. Причем большинство уже усвоило истину, что инвестиции в IT всегда рискованней, чем в производственное оборудование или в сырье. Например, если заводу не подойдет станок, он может его продать, а если не удается до конца внедрить информационную систему за миллион долларов, эти средства, скорее всего, будут выброшены на ветер. Так что инвентаризация программных и аппаратных  средств —  это то, с чего должна начинаться разработка IT-стратегии компании. Эксперты так  определяют цель внедрения инвентаризационного ПО: обеспечить прозрачность инвестиций предприятий в информационные технологии и рассчитать эффективность этих затрат.

На практике разные специалисты предприятий предъявляют совершенно разные требования к реестрам программ и компьютеров. Генеральному или финансовому директору результаты инвентаризации нужны прежде всего для снижения затрат.

Во-первых, уменьшаются расходы на анализ эффективности грядущих инвестиций в IT. Иван Израйлев: Перед приобретением у нас ПО мы просим клиента провести инвентаризацию. Опыт показывает, что на одних только лицензиях удается сэкономить как минимум 15% от их стоимости. Типичная ситуация — звонит клиент и говорит: я хочу купить сто единиц Microsoft Office. А точно ли сто их надо? Может быть, 98 или 88? Обычно мало кто знает свои реальные потребности. Поэтому приобретают с запасом: если у него 98 ПК, на которые нужно установить лицензионное ПО, а он купил 97 единиц Microsoft Office, на одном ПК будет «пиратский» Office, и его можно засудить.

Инвентаризация позволяет детализировать потребности отдельных пользователей. Если сотрудник работает только с Word, нет смысла покупать ему Excel или Power Point. Формы лицензирования могут быть различными, и не всегда стоит соглашаться с первой предложенной. К примеру, в прошлом году Уральский центр стандартизации и метрологии «Уралтест» закупил у одного из партнеров Microsoft OEM-лицензии на Office для 50 рабочих мест. «Уралтест» получил 50 установочных дисков — по одному на каждый компьютер. При инсталляции нужно было 50 раз вставить диск в привод, 50 раз нанести на CD инвентаризационный номер ПК. При обновлениях эту процедуру необходимо всякий раз повторять. В то же время возможности компьютерной сети «Уралтеста» вполне позволяли купить всего одну корпоративную лицензию, благодаря которой установка и обновление не были бы столь трудоемкими. Однако предварительную инвентаризацию сети в «Уралтесте» не проводили.

С другой стороны, в России экономия на дорогостоящем лицензировании пока не может быть главным резоном инвентаризационных мероприятий. Стереотип «Легальное ПО у нас покупают только чудаки» до сих доминирует в общественном сознании. В России сейчас около 90-95% софта — пиратское (такие данные прозвучали во время обсуждения в Госдуме закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ »О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в конце 2002 г.).

 Во-вторых, инвентаризация помогает сэкономить на приобретении новых компьютеров и комплектующих  — как пользователям легального софта, коих пока меньшинство, так и многочисленным «нелегалам». Обыденная ситуация: сотрудники жалуются на низкую производительность своих ПК и просят заменить их на новые или хотя бы увеличить объем памяти и жесткого диска. Системный администратор, контролирующий компьютеры в сети специальными программами, сразу сможет сказать, действительно ли требуется заменить жесткий диск, или достаточно расчистить его, удалив излишнее ПО. К слову, зачастую пользователи устанавливают не только компьютерные игры, снижающие интенсивность труда, но и программы, которые подрывают безопасность всей корпоративной сети. А это уже не игрушки.

В-третьих, анализ данных инвентаризации позволяет с наименьшими затратами построить модель обработки информации на предприятии. Используя эту модель, можно довольно просто  ответить на вопрос «какие программы сотрудники применяют чаще всего и какие из них стоит заменить на более производительные и современные?».       

В-четвертых, точное описание информационных ресурсов компании существенно уменьшает издержки на обслуживание сети. По данным компании Garthner Group, в «доинтернетную» эпоху капитальные затраты на приобретение ПК составляли не более 15% от пятилетней стоимости его владения. Остальные 85% приходились на техническую поддержку, ремонты, администрирование, простои, обучение. Сейчас, в связи с тотальным использованием сетей, эти издержки еще выше. За рубежом они достигают $8 тыс в год на отдельный ПК. Внедрение инвентаризационного ПО может снизить эти затраты до $2,5 тыс в год. Очевидно, для российских компаний эти цифры другие, но пропорции примерно такие же.

Помимо генеральных и финансовых директоров, данные инвентаризаций нужны бухгалтерским службам — для точного учета информационных активов. Ну и, разумеется, на тех предприятиях, где учетное ПО установлено, им практически каждый день пользуются системные администраторы. При помощи этих программ значительно упрощается контроль процесса над корпоративной сетью — начиная от банальной проверки, все ли комплектующие на месте в конкретном ПК, и заканчивая анализом данных об отказах различного оборудования.

Эксперты говорят, что результатом инвентаризации должны стать не просто информация в виде «на предприятии X компьютеров, Y программных продуктов и Z периферийных устройств», а IT-тактика на ближайший год (что подлежит замене, плановому обслуживанию и апгрейду) и стратегия сроком минимум на три года. Составить стратегические и тактические планы пока ни одна программа, даже самая хитроумная, не в состоянии. Поэтому ценность таких разработок полностью зависит от компетенции IT-специалистов.  

 

Локализация проблемы

Разумеется, инвентаризация нужна далеко не всем. Специалист по компьютерным технологиям, автор 10 книг Александр Кенин считает, что программный учет «харда» и «софта» актуален для предприятий с парком ПК, превышающим 50 единиц. Если компании нужен минимальный объем информации о программных ресурсах, можно использовать бесплатное ПО, распространяемое через Интернет. Например, от Microsoft или Symantec. Иван Израйлев: Бесплатные программы хороши тем, что мгновенно внедряются и дают очень неплохие результаты, в рамках лицензирования например. Недостаток в том, что такое ПО, как правило, дает информацию только о программах этого же производителя. Скажем, бесплатный софт от Microsoft не покажет установленный Adobe Acrobat.

Другой вид инвентаризационного ПО — «условно бесплатное», или «относительно дешевое» (стоимостью от $10 до $120 за рабочее место). Оно тоже внедряется очень быстро и мгновенно показывает «срез» имеющихся информационных ресурсов. Он нужно небольшим компаниям —чтобы давать учетную информацию генеральному или финансовому директору. Третий вид ПО — «дорогое» (от компаний Microsoft, Hewlett-Packard, Tivoli  и др., стоимость приобретения и внедрения которого может превышать $1 млн) может решить глобальную задачу — автоматизировать IT-инфраструктуру компании целиком. Инвентаризация в данном случае — всего лишь локальная проблема, решаемая таким ПО.   

На предприятиях малого и среднего бизнеса часто используются программы для сканирования компонентов компьютерной сети, написанное собственными штатными программистами. Иван Израйлев: Технологии, интегрированные в ОС Windows XP и Windows Server 2003, позволят с легкостью разработать инвентаризационное ПО очень высокого уровня, с возможностями, намного превышающими те, что заложены в бесплатный софт того же  Microsoft. На написание такой программы квалифицированный программист может потратить 2 недели. Правда, не все эксперты считают эту практику оправданной. Каждый пишет софт «под себя», так что не всегда те, кто приходят на смену, могут разобраться в самодельных программах, даже обладая всеми программными кодами. Александр Кенин рассказывает, что ему довелось написать несколько служебных «прибамбасов» для обслуживания сети, когда он он работал в холдинге «Уральский рабочий». После его ухода новые IT-специалисты отказались от написанных им программ.

И все-таки даже с учетом «самодеятельности» сисадминов масштабы использования инвентаризационного ПО екатеринбургскими предприятиями специалисты характеризуют как «крайне не впечатляющие». Специализированный софт внедрили и успешно применяют считанные единицы. В качестве успешных примеров называют завод «Альстом-СЭМЗ» (на этом предприятии впервые на Урале была запущена система инвентаризации ПО для 200 ПК), Меткомбанк, «Уралтел».

Однако ситуация меняется прямо на глазах. Иван Израйлев: Три месяца назад, после того, как мы информировали своих потенциальных клиентов о пользе учета ПО, каждый десятый заинтересовался инвентаризацией. Полтора месяца назад с тем же вопросом обращался каждый пятый. А сегодня уже каждый третий клиент просит внедрить у него на предприятии инвентаризационное ПО! Интерес распространяется со скоростью лесного пожара. Я думаю, к концу года эти программы будут очень востребованы: они приносят большую пользу. И самое главное: программы для инвентаризации ПО — не бог весть какая сложность. Нужно лишь потратить на внедрение время, силы и деньги — не очень большие.